РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2013 года город Рязань
Рязанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Охременко Д.В., при секретаре Штурмановой М.С., с участием представителя заявителя Загария А.С., в открытом судебном заседании в помещении военного суда гарнизона, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего РВВДКУ майора Кравцова В.В. об обжаловании действий начальника отделения (заселения) по Рязанской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее – «Западное РУЖО»), связанных с принятием решения о снятии его с учета, нуждающихся в жилых помещениях, и об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Кравцов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в РВВДКУ. Календарная выслуга более 19 лет. В Вооруженных Силах Российской Федерации с 01.8.1987 г. по 18.6.1997 г. и с 2003 г. по настоящее время. Установленным порядком заявитель принят на учет нуждающихся в обеспечении жилой площадью составом семьи четыре человека. 15 ноября 2012 года ему распределено жилое помещение по адресу: <адрес> 11 декабря 2012 года заявителем и членами его семьи было дано согласие на получение жилого помещения.
Решением начальника «Западного РУЖО» № от 2 апреля 2013 года заявитель Кравцов снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. А Решением начальника «Западное РУЖО» № от 2 апреля 2013 года заявителю отказано в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В связи с чем, Кравцов обратился в суд и просит:
1. Признать Решение начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 2.04.2013 года № о снятии Кравцова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконным.
2. Обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить Решение от 2.04.2013 года № о снятии Кравцова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
3. Признать Решение начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 2.04.2013 года № об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, незаконным.
4. Обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить Решение от 2.04.2013 года № об отказе Кравцову в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
5. Согласно требованиям ст. 212 ГПК РФ судебное решение по данному гражданскому делу обратить к немедленному исполнению.
Начальник отделения (заселения) по Рязанской области «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Кравцов, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли. Кроме того, Кравцов просил рассмотреть заявление в его отсутствии.
Представитель заявителя не возражал против рассмотрения заявления в отсутствии его доверителя и должностного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме. Кроме того, представитель заявителя просил обратить решение к немедленному исполнению, поскольку в оспариваемом решении начальник отдела извещает Департамент жилищного обеспечения МО РФ о возврате указанной квартиры для повторного перераспределения, что в дальнейшем повлечет за собой невозможность исполнения решения суда.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, военный суд находит, что заявление Кравцова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона " О статусе военнослужащих " никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Как указано в ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащим и членам их семей государство гарантирует обеспечение жилыми помещениями или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как видно из справок РВВДКУ от 29.2012г. №, №, № Кравцов в ВС РФ с 1.08.1987 года по 18.6.1997 года и с 30.7.2003 года состоит на действительной военной службе по контракту в . ВВДКУ. Его календарная выслуга на 30.11.2012 г. составляет – 19 лет 2 мес.17 дней. В личном деле Кравцова записаны: жена - ФИО1 дочь - ФИО2 дочь - ФИО3
Согласно паспортам Кравцова В.В. № и ФИО2 № они зарегистрированы по адресу: <адрес> с 1998г. и 2002г. соответственно.
Из свидетельств № от 29.07.2009г., № от 30.06.2010 о регистрации по месту пребывания усматривается, что ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы по адресу: <адрес>
В соответствии с сообщением Рязанского БТИ от 27.07.1993 года № квартира общей площадью 41,2 № по адресу: <адрес> зарегистрирована по праву частной собственности за ФИО4 на основании приказа Рязанской КЭЧ от 20.07.1993 года.
Из договора найма служебного жилого помещения усматривается, что Кравцов В.В. и члены его семьи сроком на период прохождения службы проживают по адресу: <адрес>
Согласно извещению о распределении жилого помещения от 15 ноября 2012г. № Кравцову на состав семьи из 4 человек распределено жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 72,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Согласно корешку извещения о распределении жилого помещения № от 11 декабря 2012 года усматривается, что Кравцов согласился с распределением ему указанного жилого помещения.
Из Решения начальника «Западного РУЖО» от 2.04.2013г. № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, усматривается, что Кравцов снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что, Кравцов В.В.с 02.02.1998 г, а также его дочь - ФИО2 с 24.07.2002 г. и по настоящее время постоянно зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 41,2 кв.м. по адресу: <адрес> как члены семьи собственника - ФИО4 А так же в связи с тем, что Кравцов в 1997 году был уволен в запас и возобновил военную службу в 2003 году, и он не представил справок о том, что подлежит увольнению с военной службы.
А из Решения начальника «Западного РУЖО» от 2 апреля 2013 года № следует, что Кравцову отказано в предоставлении распределенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в связи с принятым решением № от 2 апреля 2013г. о снятии Кравцова с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Из п.п. «б» п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 усматривается, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из п.п. 16, 18 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 усматривается, что в случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, а так же в случаях утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований, на получение предоставляемого ему жилого помещения.
В соответствии со ст.ст. 4, 8, 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (далее - Положение) контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме. Контракт может быть первым или новым.
Первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту граждане в возрасте от 18 до 40 лет в том числе, пребывающие в запасе. Первый контракт заключается с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, - на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.
Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Таким образом, Кравцов при поступлении на военную службу в 2003 году заключил новый контракт, а первый контракт им был заключен до 1998 года в связи с чем, он относится к той категории военнослужащих, которые после пяти лет прохождения военной службы по контракту обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.
В соответствии с п. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Судом установлено, что Кравцов лишь формально зарегистрирован с 1998 года в квартире, собственником которой является его мать, исполнив обязанность по регистрации на новом месте жительства. В момент оформления указанной квартиры в собственность в 1993 году он в ней зарегистрирован не был. Так в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник вправе предоставить в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение. В настоящее время заявитель проживает по договору найма служебного жилого помещения. В квартиру, принадлежащую матери, никогда не вселялся.
Таким образом, наличие в собственности у ФИО4 (матери заявителя) жилого помещения никак не повлияло на жилищные условия Кравцова В.В. и членов его семьи, и его жилищные условия не улучшились.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Положения же ст. 53, 54, 56 Жилищного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые, по мнению суда, не применимы в настоящем деле к заявителю Кравцову по вышеуказанным причинам.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Согласно ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия должностным лицом оспариваемого решения, возлагается на должностное лицо, которое приняло данное решение.
Вместе с тем, начальником отделения (заселения) по Рязанской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ других доказательств и оснований принятия Решений № от 2 апреля 2013г. о снятии Кравцова с учета на предоставление жилого помещения по договору социального найма и № от 2 апреля 2013г. об отказе Кравцову и членам его семьи в предоставлении распределенного жилого помещения, суду не представлено.
В совокупности оценивая выше приведенные нормативно правовые акты, суд приходит к мнению о том, что начальником отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято незаконное Решение № от 2 апреля 2013г.о снятии Кравцова и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся жилых помещениях. По этим же основаниям, суд считает, не законными действия начальника отделения (заселения) по Рязанской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанные с принятием Решения № от 2 апреля 2013г. об отказе заявителю и членам его семьи в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
И с целью восстановления нарушенных прав заявителя, суд считает необходимым обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить Решение № от 2 апреля 2013 года о снятии Кравцова с учета нуждающихся в жилых помещениях и Решение № от 2 апреля 2013г. об отказе Кравцову в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В настоящее время суд полагает, что замедление исполнения настоящего решения может привести к невозможности его исполнения в дальнейшем, так как речь идет о выделении жилья военнослужащему. А согласно п.12 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 в случае, когда решение по распределенному жилому помещению не принято в срок, превышающий девяносто суток, жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях. Что, по мнению суда, может повлечь за собой невозможность исполнения настоящего решения.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Из представленной квитанции следует, что заявитель Кравцов уплатил государственную пошлину при подаче в суд заявления 200 рублей. Поэтому с отделения (заселение) по Рязанской области ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует взыскать в пользу заявителя 200 рублей в качестве понесенных им по делу судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197- 199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего РВВДКУ майора Кравцова В.В. об обжаловании действий начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязани ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с принятием решения об отказе в предоставлении жилых помещений и снятии его с учета, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, удовлетворить.
Признать незаконными Решения начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 2 апреля 2013 года о снятии Кравцова В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях и № от 2 апреля 2013 года об отказе Кравцову В.В. в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить Решение № от 2 апреля 2013 года о снятии Кравцова В.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать начальника отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить Решение № от 2 апреля 2013 года об отказе Кравцову В.В. в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Взыскать с отделения (заселения) по Рязанской области - г. Рязань ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кравцова В.В. уплаченную им государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Рязанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ
Д.В.ОХРЕМЕНКО