КОПИЯ
Дело: № 2-281/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 22 мая 2015 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кайдалова А.А., при секретаре Смирновой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту социальных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконными действий и обязании организации системы холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки информации, опубликованной в сети интернет в статье «Около 300 жителей <адрес> села остались без питьевой воды», а также доводов коллективного обращения жителей д<адрес>а установлено следующее.
Деревня <адрес> территориально входит в состав МО <адрес> В деревне расположено 117 домов и проживает не менее 260 человек. Обеспечение жителей питьевой водой осуществлялось из имеющихся 10 колодцев шахтного типа обустроенных на улицах деревни, а также из скважин расположенных в частных домовладениях. Централизованная система водоснабжения и водоотведения в <адрес> отсутствует. Колодцы построены местными жителями самостоятельно с учетом необходимой потребности в питьевой воде. Собственники отсутствуют.
С конца октября 2014г. в д. <адрес>а в виду снижения уровня грунтовых вод уровень воды в нецентрализованных системах водоснабжения снизился до критического уровня.
В связи с необходимостью обеспечения населения д. <адрес> питьевой водой <адрес> сельской администрацией с октября 2014г. приняты меры по организации доставки воды в <адрес> на указанные нужды.
18.12.2014г. <адрес> сельской администрацией с ООО «<адрес> заключен договор оказания услуг по доставке воды.
В свою очередь 01.01.2015г. администрацией <адрес> с ООО «<адрес>» перезаключен договор оказания услуг по доставке воды в д. <адрес>
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № (далее Правила).
В ходе проверки было установлено, что в нарушении п.74 Правил объем поставляемой воды не соответствует минимальным нормам водообеспечения на 1 человека в сутки, предусмотренный Приложением № Правил.
Так, поставка воды ООО <адрес>» осуществляется на автомобиле емкостью цистерны 4 кубометра воды. В январе 2015г. согласно путевым листам подвоз воды по договору поставки осуществлялся 9 раз.
09.02.2015г. прокуратурой города с привлечением специалиста территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека в <адрес> и <адрес> в ходе проведения обследования нецентрализованных источников водоснабжения <адрес>а было установлено, что в колодцах расположенных по <адрес> д.д. № вода отсутствует. В колодцах по <адрес> д.№, <адрес>, пер. <адрес> при заборе воды ведром вода мутная и имеет песчаный оттенок, что исключает ее использование в качестве питьевой воды. В колодцах по <адрес> которых вода имеет естественный цвет и запах взяты пробы.
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы качество воды источника нецентрализованного водоснабжения из колодца по адресу: <адрес> по санитарно-гигиеническим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.-1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Таким образом, вода в нецентрализованных системах водоснабжения <адрес> не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, а объем поставляемой ООО <адрес> воды с учетом количества граждан проживающих в д. <адрес> не соответствует минимальным нормам водообеспечения на 1 человека в сутки предусмотренный Приложением № вышеуказанных Правил.
Действия по организации подвоза воды не могут расцениваться, как организация водоснабжения населения.
Возможности использования иных способов водоснабжения, за исключением подвоза воды в д. Чернятичи, который является временным и осуществляется с нарушением установленных требований, органом местного самоуправления не рассматривались.
Прокурор <адрес> просит суд:
1. Признать незаконными действия администрации <адрес> выразившиеся в ненадлежащем обеспечении населения д. <адрес>а, <адрес> привозной питьевой водой в объеме, ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644.
2. Обязать администрацию <адрес> организовать в границах населенного пункта <адрес> нецентрализованное холодное водоснабжение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644.
3. На период организации системы водоснабжения обязать администрацию <адрес> обеспечить жителей д<адрес> привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644.
В судебном заседании 22.05.2015г. исковые требования были уточнены и прокурор <адрес> просил:
1. Признать незаконными действия администрации <адрес> выразившиеся в ненадлежащем обеспечении населения д. <адрес>а, <адрес> привозной питьевой водой в объеме, ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644.
2. Обязать администрацию <адрес> организовать в границах населенного пункта <адрес> нецентрализованное холодное водоснабжение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644: путем использования подземных источников водоснабжения, проведения разведки и разработки подземных источников водоснабжения, забора воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. На период организации системы водоснабжения обязать администрацию <адрес> обеспечить жителей <адрес> привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644, т.е. не менее 10 дм.куб. в сутки на одного человека.
Пом.прокурора <адрес> – Доронин Р.П. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель администрации <адрес> – Шемякин Н.М. в иске просил отказать.
Глава <адрес> сельской администрации – Достовалов С.В. иск поддержал.
Начальник территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> и <адрес> – ФИО4 иск поддержал.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что деревня <адрес> территориально входит в состав <адрес> В деревне расположено 117 домов и проживает 263 человека. Обеспечение жителей питьевой водой осуществлялось из имеющихся 10 колодцев шахтного типа обустроенных на улицах деревни, а также из скважин расположенных в частных домовладениях. Централизованная система водоснабжения и водоотведения в д. <адрес> отсутствует. Колодцы построены местными жителями самостоятельно с учетом необходимой потребности в питьевой воде. Собственники отсутствуют.
С конца октября 2014г. в д. <адрес>а в виду снижения уровня грунтовых вод уровень воды в нецентрализованных системах водоснабжения снизился до критического уровня.
В связи с необходимостью обеспечения населения д. <адрес> питьевой водой <адрес> сельской администрацией с октября 2014г. приняты меры по организации доставки воды в д. <адрес> на указанные нужды.
18.12.2014г. <адрес> сельской администрацией с ООО <адрес> заключен договор оказания услуг по доставке воды.
01.01.2015г. администрацией <адрес> с ООО <адрес> перезаключен договор оказания услуг по доставке воды в д. <адрес>
В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, было установлено, что объем поставляемой воды не соответствует минимальным нормам водообеспечения на 1 человека в сутки, предусмотренный Приложением № Правил.
Так, поставка воды ООО <адрес> осуществляется на автомобиле емкостью цистерны 4 кубометра воды. В январе 2015г. согласно путевым листам подвоз воды по договору поставки осуществлялся 9 раз.
09.02.2015г. прокуратурой города с привлечением специалиста территориального отдела ТУ ФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека в <адрес> и <адрес> в ходе проведения обследования нецентрализованных источников водоснабжения <адрес>а было установлено, что в колодцах расположенных по <адрес> д.№ вода отсутствует. В колодцах по <адрес> д.д№, <адрес>, пер<адрес> при заборе воды ведром вода мутная и имеет песчаный оттенок, что исключает ее использование в качестве питьевой воды. В колодцах по <адрес> которых вода имеет естественный цвет и запах. Взяты пробы.
По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы качество воды источника нецентрализованного водоснабжения из колодца по адресу: <адрес> по санитарно-гигиеническим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.-1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Таким образом, вода в нецентрализованных системах водоснабжения <адрес> не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам, а объем поставляемой ООО «<адрес> воды с учетом количества граждан проживающих в д<адрес> не соответствует минимальным нормам водообеспечения на 1 человека в сутки предусмотренный Приложением № вышеуказанных Правил.
Данные факты подтверждаются и заявлением жителей д<адрес> на имя прокурора <адрес> от 17.02.2015г. /л.д.8/.
Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.1.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1, ч.ч.3,4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015г. к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644.
Так согласно п. 72 Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением №1, то есть не менее 10 дм. куб. в сутки на одного человека (п. 74 Правил).
Кроме того, согласно п.75 Правил органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайта такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора
воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе
подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.
<адрес> Совет народных депутатов своим решением № от 23.01.2015г. решил передать органам местного самоуправления <адрес> сельского поселения осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе и организацию в границах МО «<адрес> сельское поселение» электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Из протокола № заседания <адрес> сельского Совета народных депутатов от 18.05.2015г. следует, что депутаты проголосовали против принятия к осуществлению части полномочий по решению отдельных вопросов местного значения администрации <адрес>.
На основании действующего законодательства, нормы которого, были вышеизложены, организация водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия администрации <адрес> выразившиеся в ненадлежащем обеспечении населения <адрес> привозной питьевой водой в объеме, ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644.
Обязать администрацию <адрес> организовать в границах населенного пункта <адрес> нецентрализованное холодное водоснабжение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644: путем использования подземных источников водоснабжения, проведения разведки и разработки подземных источников водоснабжения, забора воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. На период организации системы водоснабжения обязать администрацию <адрес> обеспечить жителей д<адрес> привозной питьевой водой надлежащего качества в объеме, не ниже минимальных норм предусмотренных Приложением № Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013г. №644, т.е. не менее 10 дм.куб. в сутки на одного человека.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский облсуд через Дятьковский горсуд.
Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>