Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8343/2011 от 18.10.2011

                                               Дело № 2-8343/11           

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года                                                                       город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием заявителя Емельяновой С.Н., ее представителя Уманец В.В., представителя Главного управления МЧС России по Амурской области Селезневой Е.В., представителя Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области Показаньевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельяновой Светланы Николаевны о признании незаконными решений Главного управления МЧС России по Амурской области и Дальневосточного регионального центра МЧС России об отказе в включении в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, устранении допущенного нарушения путем включения в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Емельянова С.Н. обратилась в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что в период с *** по *** проходила службу в ГУ «ПЧ *** ФПС по Амурской области» *** в разных должностях. Приказом *** ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России Амурской области» от *** ***нс была уволена со службы в связи с сокращением штатов с ***. Непрерывный стаж службы в органах внутренних дел на день увольнения составил в календарном исчислении 20 лет 11 месяцев. С *** заявитель и члены ее семьи на основании решения жилищной комиссии ГУ ПЧ *** ФПС по Амурской области были признаны нуждающимися в получении жилой площади за счет государственных средств и состояли на учете. На момент увольнения, Емельянова С.Н. и члены моей семьи были первыми в очереди на получение жилой площади. Полагая, что на момент увольнения она имеет право на получение государственного жилищного сертификата, заявитель обратилась в жилищную комиссию ГУ ПЧ *** ФПС по Амурской области, на основании протокола *** которой от *** она была включена в списки на получение ГЖС. Все необходимые документы заявитель направила в ГУ МЧС России по Амурской области для их дальнейшего рассмотрения. В *** года начальником ГУ МЧС России по Амурской области ей было отказано в реализации документов на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на *** - *** гг., в связи с не соответствием критериям, предъявляемым для участника данной программы. Не согласившись с решением начальника ГУ МЧС России по Амурской области, заявитель обратилась с заявлением на имя начальника ДВРЦ МЧС России с просьбой принять законное и обоснованное решение в отношении ее права на участие в федеральной целевой программе «Жилище». От начальника ДВРЦ МЧС России по Амурской области *** заявитель получила отказ в удовлетворении ее заявления. В обоснование отказа указано на то, что заявитель увольнялась с должности, которая финансировалась из средств субъекта РФ, в связи с чем не имеет права на получение государственного жилищного сертификата. С решениями начальника ГУ МЧС России по Амурской области и *** заявитель не согласилась, считает их незаконными и необоснованными в связи со следующим.

В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** *** (с последующими изменениями) - далее «Правила» - на момент увольнения заявитель имела выслугу в календарном исчислении более 10 лет.

В установленном законом порядке заявитель и члены ее семьи были признаны нуждающимися в получении жилого помещения.

Исходя из абз. 7 ст. 154 ФЗ от *** *** «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в момент увольнения Емельяновой С.Н. государство гарантировало заявителю соблюдение права на получение жилого помещения за счет государства. ГУ «9 пожарная часть ФПС по Амурской области» - государственное учреждение. О том, что должность, занимаемая заявителем, в государственном учреждении финансируется за счет средств местного бюджета, она узнала лишь в тот момент, когда получила отказ от должностных лиц во включении ее в подпрограмму на получение государственного жилищного сертификата. Однако денежное довольствие и надбавку за выслугу лет в *** году заявитель получала согласно постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Правил предоставления в *** году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» за счет федерального трансферта. *** на основании приказа начальника ПЧ - 9 заявителя уволили со службы по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ в связи с организационно - штатными мероприятиями с должности, которая финансировалась за счет федерального бюджета. На момент увольнения заявитель имела выслугу лет в календарном исчислении - 11 лет 7 месяцев 15 дней. В качестве нуждающейся в получении жилого помещения заявитель была признана и встала на учет до ***. Поскольку нормы Положения связывают основание получения государственного жилищного сертификата с основаниями увольнения, выслугой лет, финансированием должности, с которой заявитель увольнялась, а также с датой постановки на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, но не связывают с возможностью дальнейшего прохождения службы в органах Государственной противопожарной службы, по мнению заявителя, она имеет право и в данном случае на получение государственного жилищного сертификата. Просила признать действия начальника ГУ МЧС России по Амурской области, выразившиеся в отказе включения ее в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства незаконными; признать действия, начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России, выразившиеся в отказе включения Емельяновой С.Н. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, незаконными, обязать начальника ГУ МЧС России по Амурской области включить Емельянову С.Н. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.

В ходе судебного разбирательства от *** Емельяновой С.Н. были уточнены заявленные ранее требования, в результате чего она просила суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, обязать Главное управление МЧС России по Амурской области, Дальневосточный региональный центр МЧС России устранить допущенные нарушения, внести Емельянову С.Н. и членов ее семьи в сводный список очередников на получение ГЖС.

Определением Благовещенского городского суда от *** к производству суда принято заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому Емельянова С.Н. просит суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, обязать ответчиков устранить допущенные нарушения, внести Емельянову С.Н. и членов ее семьи в сводный список очередников на получение ГЖС.

В ходе судебного разбирательства от *** заявителем были уточнены заявленные требования, в которых Емельянова С.Н. просит суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата; обязать должностных лиц устранить допущенные нарушения, внести Емельянову С.Н. и членов ее семьи в сводный список очередников на получение государственного жилищного сертификата; обязать ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Емельяновой С.Н. государственный жилищный сертификат.

В судебном заседании заявитель Емельянова С.Н., ее представитель Уманец В.В. настаивали на уточненных требованиях, поддержали доводы, изложенные в заявлении, суду дополнительно пояснили, что поскольку с *** учет, постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях, выдача государственных жилищных сертификатов относится к компетенции ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, требования Емельяновой С.Н. о выдаче государственного жилищного сертификата адресованы указанному учреждению. Считают, что Емельянова С.Н. имеет право на получение государственного жилищного сертификат, поскольку ее выслуга составляет более 10 лет.

Представитель ГУ МЧС России по Амурской области Селезнева Е.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» правом на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (пункт 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов далее Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от *** ***). При этом, п. 10 Постановления указывает на то, что в общую продолжительность службы в Государственной противопожарной службе МЧС России включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Из содержания Правил следует, что для включения сотрудников ГПС МЧС России в качестве участников подпрограммы необходимо их соответствие трем критериям, одним из ключевых которых является факт содержания за счет средств федерального бюджета. При этом, по мнению представителя, если сотрудники не соответствуют хотя бы одному из трех критериев, они не имеют право на получение государственного жилищного сертификата, а, следовательно, они не подлежат включению в список кандидатов па получение государственных жилищных сертификатов.

Емельянова С.II. проходила службу в ГУ «ПЧ *** ФПС по Амурской области» и была уволена из данного подразделения ***. ПЧ ранее именовалась Государственное учреждение «Пожарная часть *** УГПС УВД Амурской области по охране ***» (положение государственного учреждения зарегистрировано администрацией *** ***). В 2005 году произошла реорганизация Управления государственной противопожарной службы УВД Амурской области в форме присоединения к Государственному учреждению «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Амурской области» (ГУ «ЦУС ФПС по ***»), к которому перешли все права и полномочия учредителя. Приказом Управления Государственной противопожарной службы УВД Амурской области от *** *** «Пожарная часть *** УГПС УВД Амурской области по охране ***» переименована в Государственное учреждение «Пожарная часть *** Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации Амурской области по *** и ***» (ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России Амурской области»). В соответствии с приказом МЧС России от *** *** «О подразделениях федеральной противопожарной службы», приказом Главного управления МЧС России Амурской области от *** *** п «Об утверждении учредительных документов» ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России Амурской области» была переименована в Государственное учреждение «9 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по Амурской области» (ГУ «9 ПЧ ФПС по Амурской области»).

Главным управлением МЧС России по Амурской области не оспаривается тот факт, что истец до *** состояла па должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, но с *** была переведена на должность, финансируемую за счет средств бюджета Амурской области. С *** по *** ПЧ финансировалась за счет средств областного бюджета через Управление гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области. Таким образом, Емельянова С.П. в течение трех лет до увольнения и на день увольнения из ПЧ не содержалась за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, представитель Главного управления МЧС России по Амурской области просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области Показаньева С.А. в судебном заседании также возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию представителя ГУ МЧС России по Амурской области.

В судебное заседание не явились представители Дальневосточного регионального центра МЧС России, ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России по Амурской области», о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

В судебное заседание также не явился представитель ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве Учреждения указано, что требований Емельяновой С.Н. к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с Приказом МЧС России от *** *** с ***, на ФГУ «Госэкспертиза МЧС России» возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований. До *** учет нуждающихся в жилых помещениях велся жилищными комиссиями территориальных органов МЧС России, спасательных воинских формирований МЧС России. В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утв. Приказом МЧС России от ***. *** к числу функций Учреждения отнесены: постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; обеспечение распределения жилых помещений между перечисленными выше лицами, нуждающимися в жилых помещениях и состоящими на учете в системе МЧС России; ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, а также служебными жилыми помещениями. Ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательских воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных: формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке, осуществляется Учреждением на основании учетных дел, переданных Дальневосточным региональным центром МЧС России. Постановка на учет указанных лиц осуществляется ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на основании личного обращения с заявлением о постановке на учет с предоставлением установленного перечня документов. ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не является правопреемником ГУ МЧС России по *** в отношении деятельности жилищных комиссий, не несет с ним общие обязанности в отношении заявителя Емельяновой С.Н. и является самостоятельным учреждением в решении вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.

Учетное дело Емельяновой С.Н. в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не поступало, с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы Емельяновой С.Н. не обращалась. Соответственно от имени ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» никакого отказа включить истца в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства осуществлено не было. Считают, что в случае удовлетворения судом исковых требований Емельяновой С.Н. к ГУ МЧС по Амурской области, учетное дело должно быть передано в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» для последующего ведения учета при условии соответствия представленных документов установленным требованиям. Таким образом, по мнению, Федерального казенного учреждения «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» права Емельяновой С.Н. как лица, желающего вступить в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, нарушены не были, поскольку истец не обращалась в указанное учреждение с заявлением, от ГУ МЧС России по Амурской области учетное дело Емельяновой С.Н. также не поступало. В связи с вышеизложенным, просили суд отказать истцу в удовлетворении требований, заявленных к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в частности, послужного списка заявителя, справки, выписок из приказов *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** от ***, *** л/с от ***, заявитель Емельянова Светлана Николаевна с *** по *** проходила службу в должности ***, а с *** в должности *** *** ГПС МЧС России Амурской области» (прежние наименования: до ***. - Пожарная часть *** УГПС УВД Амурской области по охране ***; до *** г. - ГУ «Пожарная часть *** ГПС МЧС России по охране *** и ***»), уволена по п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе).

Из протокола *** заседания жилищной комиссии ГУ «9 ПЧ ФПС по Амурской области» от *** усматривается, что Емельянова С.Н. с составом семьи 4 человека состоит в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ***. Данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле не оспаривались.

Судом также установлено, что *** заявитель обратилась к начальнику ГУ МЧС России по Амурской области с рапортом, в котором просила включить ее в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилья.

Письмом начальника ГУ МЧС России по Амурской области *** от *** заявителю отказано в участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** гг.», поскольку на момент увольнения Емельянова С.Н. содержалась за счет областного бюджета.

Емельянова С.Н. с указанным отказом ГУ МЧС России по Амурской области *** от *** не согласилась, в связи с чем обратилась к начальнику Дальневосточного регионального центра МЧС России с просьбой проверить правомерность указанного отказа.

Согласно пункту 13 Приказа МЧС РФ от *** *** (ред. от ***) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» начальнику регионального центра МЧС России подчинены соединения, воинские части войск гражданской обороны, подразделения ГПС, поисково-спасательные подразделения, иные подразделения и организации МЧС России, непосредственно подчиненные региональному центру МЧС России, а также главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах полномочий регионального центра МЧС России.

В соответствии с пунктами 18, 19 раздела 5 указанного Положения начальник регионального центра МЧС России решает в пределах своей компетенции вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих, сотрудников и членов их семей, гражданских служащих и работников регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений; организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, принимает по ним необходимые меры.

Согласно письму *** от ***, временно исполняющий обязанности начальника регионального центра ЮЕ изучив материалы, представленные Емельяновой С.Н. пришел к выводу о правомерности отказа жилищной комиссии ГУ МЧС России по Амурской области в признании заявителя участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** гг.» и в выдаче ей государственного жилищного сертификата, поскольку должность, с которой заявитель увольнялась, содержалась за счет средств субъекта Российской Федерации.

Заявитель Емельянова С.Н. полагает указанные отказы незаконными, в связи с чем обратилась в суд с настоящим заявлением в суд, с учетом уточненных требований, просит суд признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата; обязать должностных лиц внести Емельянову С.Н. и членов ее семьи в свободный список очередников на получение государственного жилищного сертификата; возложить на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанность выдать Емельяновой С.Н. государственный жилищный сертификат.

Исходя из статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Между тем, как следует из материалов дела Емельянова С.Н. обратилась с заявлением в суд в ***, полагая, что решением Главного управления МЧС России по Амурской области от ***, а также решением Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** нарушено ее право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. Поскольку рассматриваемый вопрос непосредственно связан с правом Емельяновой С.Н. на жилище, который не может рассматриваться исключительно в рамках публичных правоотношений, суд полагает необходимым руководствоваться общим сроком исковой давности, предусмотренным статьей 196 ГК РФ. На момент обращения заявителя в суд трехлетний срок исковой давности не истек.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд считает необходимым проверить решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Емельяновой С.Н. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, а также решение Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** о признании указанного решения Главного управления МЧС России по Амурской области правомерным, на предмет их законности и обоснованности, и приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на ***-*** годы, которая включена в состав федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от *** ***.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 2 названного постановления установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Таким образом, государственный жилищный сертификат является документом, подтверждающим право гражданина на получение средств для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу пятому подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Для включения в список для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов обязаны представить наряду с другими документами справку об общей продолжительности военной службы (службы), (п. 19 «а»).

Пунктом 10 Правил установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено, что финансовое обеспечение ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России по Амурской области», ранее именовавшегося ГУ «Пожарная часть *** УГПС УВД Амурской области по охране ***», где проходила службу Емельянова С.Н., до *** года осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от *** № 122-ФЗ в Федеральный закон от *** *** «О пожарной безопасности» были внесены изменения. Предусмотрено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В этой связи с *** финансовое обеспечение ГУ «ПЧ№ 9 ГПС МЧС России по Амурской области», именовавшегося с *** как ГУ «Пожарная часть *** ГПС МЧС России Амурской области» осуществлялось за счет средств областного бюджета, в том числе субсидий на эти цели местным бюджетам, и в 2008г. - межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от *** ***).

В целях исполнения возложенных полномочий были приняты Закон Амурской области от *** *** «О пожарной безопасности», постановление губернатора области от *** *** «О численности подразделений противопожарной службы и управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, городских округов». Пожарная часть была включена в перечень подразделений, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Согласно ответа исполняющего обязанности мэра *** от *** ***, администрация *** финансировала ФГКУ «*** ПЧ ФПС по Амурской области» в период с *** по *** за счет средств субвенций поступающих из средств областного бюджета.

Как следует из ответа Министерства финансов Амурской области *** от *** на запрос суда и извещения Финансового департамента администрации Амурской области *** от ***, по состоянию на ***, *** ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России по Амурской области» было включено в Сводный реестр главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России по Амурской области» в период с *** по *** финансировалось за счет средств областного бюджета, следовательно, на момент увольнения (***) из ГУ «ПЧ *** ГПС МЧС России по Амурской области» Емельянова С.Н. содержалась за счет средств областного бюджета.

Между тем, суд считает необходимым отметить следующее.

В целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области пожарной безопасности в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от *** года *** «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 14, 15, 16 ФЗ от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст.10, 16 и 18 ФЗ от *** *** «О пожарной безопасности» в ст. 154 ФЗ от *** *** предусмотрено, что увольнение лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, принятых на службу в территориальные подразделения Государственной противопожарной службы, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется поэтапно в течение *** - 2008 годов по истечении срока контракта о службе или достижении предельного возраста нахождения на службе при наличии выслуги лет, дающей право на пенсию, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В этой же статье, устанавливающей, что финансирование деятельности территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в составе которых проходят службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, осуществляется из соответствующих бюджетов, указано, что на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, проходящих службу в территориальных и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, распространяются положения, регламентирующие прохождение службы лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а также гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

Указом Президента РФ от *** *** «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений», установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных с указанной службы, а так же членов их семей является выпуск и погашение государственного жилищного сертификата.

Таким образом, предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья (жилищных сертификатов) является гарантией социальной защиты, установленной законодательством РФ для лиц рядового и начальствующего состава. Поскольку ст. 154 ФЗ от *** *** для лиц, к которым относится заявитель, установлен переходный период 2005 - 2008 годов, в течение которого законодателем регламентировано сохранение всех гарантий правовой и социальной защиты, установленных законодательством РФ для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, к которым так же относятся право на получение жилищного сертификата, заявитель, уволенная *** со службы финансируемой из областного бюджета по установленным законом основаниям, как и сотрудники федеральной противопожарной службы, имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» при наличии необходимого срока службы, финансируемой за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, заявитель в судебном заседании пояснила, что при переводе с должности, финансируемой за счет федерального бюджета на должность, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ ей были даны разъяснения о том, что содержание за счет областного бюджета не скажется на ее статусе и социальных гарантиях.

Из материалов дела также следует, что на основании приказа *** ***-й ПЧ ГПС МЧС России по Амурской области от *** *** прапорщик внутренней службы Емельянова С.Н., *** *** ГПС МЧС России по Амурской области с *** уволена из государственной противопожарной службы по п. «е» ст. 58 (по сокращению штатов).

Непрерывный стаж работы в органах внутренних дел на день увольнения Емельяновой С.Н. составил: в календарном исчислении - 16 лет 4 месяца 23 дня; в льготном исчислении - 24 года 7 месяцев 4 дня.

Приказом *** ***-й ПЧ ГПС МЧС России по Амурской области от *** *** приказ *** ***-й ПЧ ГПС МЧС России по Амурской области от *** *** был отменен.

Согласно п.10 указанных выше Правил, в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент перевода заявителя на службу, финансируемую за счет областного бюджета, стаж службы Емельяновой С.Н. в органах внутренних дел, финансируемых из средств федерального бюджета в календарном исчислении составил 16 лет 4 месяца 23 дня, что свидетельствует о возникновении у заявителя в указанный период права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Право на участие получение государственного жилищного сертификата было реализовано Емельяновой С.Н. после увольнения со службы в *** года, что не противоречит нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем решение Главного управления МЧС России по Амурской области от ***, а также решение Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** приняты лишь с учетом возможности получения заявителем государственного жилищного сертификата на момент увольнения в *** году, без учета установленных судом обстоятельств возникновения права на получение данного сертификата. В этой связи решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Емельяновой С.Н. в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства, а также решение Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** о признании указанного решения Главного управления МЧС России по Амурской области правомерным, следует признать незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании п. 1 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** *** «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с *** на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложена функция уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.

Пунктом 6 названного приказа постановлено начальникам территориальных органов МЧС России, командирам спасательных воинских формирований МЧС России, руководителям учреждений и организаций центрального подчинения, секретарю жилищной комиссии МЧС России до *** передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от *** ***-р «О создании федеральных казенных учреждений» было создано федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» путем изменения типа федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 2 указанного распоряжения определено, что федеральные казенные учреждения, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, создаются с сохранением основных целей деятельности и предельной штатной численности.

В соответствии с Уставом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», утвержденным приказом МЧС России от *** ***, Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.

Суд принимает во внимание, что заявителю было отказано в включении в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства лишь по тому основанию, что на момент увольнения она содержалась за счет областного бюджета. При этом, соответствие Емельяновой С.Н. иным требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение государственных жилищных сертификатов Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ГУ МЧС России по Амурской области не выяснялось.

Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.

Поскольку решение Главного управления МЧС России по Амурской области от ***, а также решение Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** признаны судом незаконными, в порядке устранения допущенного нарушения, суд считает необходим возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России») обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Емельяновой С.Н. государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.

В этой связи в удовлетворении заявленных Емельяновой С.Н. требований о возложении на должностных лиц обязанности включить заявителя и членов ее семьи в список очередников на получение государственного жилищного сертификата, возложении на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязанности выдать Емельяновой С.Н. государственный жилищный сертификат, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Емельяновой Светланы Николаевны удовлетворить частично.

Признать незаконными решение Главного управления МЧС России по Амурской области от *** об отказе в включении Емельяновой Светланы Николаевны в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства и решение Дальневосточного регионального центра МЧС России от *** о признании указанного решения Главного управления МЧС России по Амурской области правомерным.

Обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» повторно рассмотреть вопрос о выдаче Емельяновой Светлане Николаевне государственного жилищного сертификата для приобретения жилья по избранному после увольнения месту жительства.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано до *** в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, а после *** - в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме ***.

Председательствующий                                               Никитин В.Г.

2-8343/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Емельянова Светлана Николаевна
Ответчики
ГУ МЧС России по амур.обл., Начальник ДВРЦ МЧС России
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Никитин Вадим Геннадьевич
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
18.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.10.2011Передача материалов судье
24.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2011Судебное заседание
14.11.2011Судебное заседание
23.11.2011Судебное заседание
05.12.2011Судебное заседание
19.12.2011Судебное заседание
27.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее