Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 апреля 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.
при секретаре Давыдовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-963/14 по иску Борисовой Л.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж,
установил:
Борисова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области о включении периодов работы в специальный стаж.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал и пояснил, что с 29.01.1990г. по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в медицинских учреждениях. В соответствии с п.1 пп.20 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ истец обратился к ответчику для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Решением № от 31.10.2013г. в назначении досрочной пенсии по старости истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. С решением УПФ РФ истец не согласен.
Просит включить в специальный стаж периоды работы истца: с 01.09.2003г. по 02.05.2006г. на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> ЗАО фирма «Амедеос»; с 05.10.2003г. по 18.09.2005г. на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская клиническая больница № МедВАЗ»; засчитать отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9» в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии 1 год, как 1 год и 6 месяцев. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить истцу трудовую пенсию по старости, с момента обращения, т.е. с 31.07.2013г.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что указанные истцом периоды работы не могут быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от 29.10.2002г. Истцом не представлено доказательств оказания медицинской помощи населению в спорный период.
Отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ включен в стаж истца в календарном исчислении.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям:
Согласно п. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001г. предусмотрены условия, определяющие право на пенсию, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. К таким нормативным правовым актам относится Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и № 781 от 29.10.2002г.
Согласно п.9 постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» - вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.
Судом установлено, что Борисова Л.Н. с 01.09.2003г. по 02.05.2006г. работала на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> ЗАО фирма «Амедеос»; с 05.10.2003г. по 18.09.2005г. работала на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская клиническая больница № МедВАЗ»; в период с ДД.ММ.ГГГГ. находилась в декретном отпуске по беременности и родам в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9», что подтверждается копией трудовой книжки и не оспаривается ответчиком.
Решением № от 31.10.2013г. в назначении досрочной пенсии по старости Борисовой Л.Н. отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет.
Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от 31.10.2013г. видно, что в специальный стаж не засчитаны периоды работы:
В соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. – период с 01.09.2003г. по 02.05.2006г. – в должности <данные изъяты> в ЗАО фирма «Амедеос», т.к. данное учреждение Списками не предусмотрено, работа протекала на 0,5 ставки.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 – период с 05.10.2003г. по 18.09.2005г. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская клиническая больница № МедВАЗ», т.к. работа протекала на 0,5 ставки, суммированию с периодом работы в ЗАО фирма «Амедеос» не подлежит.
Период нахождения в декретном отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9», засчитан в специальный стаж Борисовой Л.Н., календарно.
На дату обращения 31.07.2013г. специальный стаж Борисовой Л.Н. составляет 27 лет 10 месяцев 16 дней.
Период работы Борисовой Л.Н. с 01.09.2003г. по 02.05.2006г. в должности <данные изъяты> ЗАО фирма «Амедеос» не может быть засчитан в специальный стаж, т.к. наименование учреждения не предусмотрено Списками.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 декабря 2012 года N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Пунктом 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22.04.2010г. № 520-О-О, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002г. N 781 утверждены Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждения здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежит представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованным в Списке, но перечисленном в п.6 вышеназванных Правил.
Согласно представленных документов, истец была принята на работу в ЗАО фирма «Амедеос», созданное как закрытое акционерное общество.
ЗАО фирма «Амедеос» не относится к учреждениям и не является структурным подразделением, перечисленным в п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Также ЗАО фирма «Амедеос» по своей организационно-правовой форме не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Довод представителя истца о том, что ЗАО фирма «Амедеос» является медицинским учреждением, которое занималось лечебной деятельностью, суд считает несостоятельным.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.
Из устава ЗАО фирма «Амедеос» усматривается, что общество осуществляет следующие виды деятельности: оказание медицинской помощи населению, оказание фармацевтической помощи населению, организация разработки производства, сбыта, маркетинга изделий производственно-технического назначения и товаров народного потребления, разработка и продажа ноу-хау, лицензий и патентов.
Таким образом, в сферу деятельности общества входит не только занятие медицинской деятельностью, а также и другие виды деятельности, не имеющие отношения к осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в медицинских учреждениях.
В разделе наименования учреждений Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, общества, одним из видов деятельности которых является осуществление медицинской деятельности, не указаны.
Представленная истцом лицензия № от 20.02.2001г. имеет срок действия до 05.09.2005г. Следующая лицензия № имеет срок действия с 09.02.2006г. по 09.02.2011г. Таким образом, в период с 06.09.2005г. по 08.02.2006г. учреждение не могло осуществлять медицинскую помощь населению.
Наличие у ЗАО фирма «Амедеос» лицензии на осуществление медицинской деятельности на иной период времени не дает оснований для включения спорного периода (с 01.09.2003г. по 02.05.2006г.) в специальный стаж.
Из представленных должностных обязанностей усматривается, что медицинская сестра стоматолога выполняет лечебно-диагностические назначения врача-стоматолога, контролирует наличие медикаментов, инвентаря, документации, проверяет исправность бормашины, следит за исправностью электромеханического оборудования, выписывает требования на вату, следит за сохранением этикеток на флаконах.
В силу указанных выше Правил, право на досрочную трудовую пенсию предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поименованных в Списке.
Из вышеуказанного следует, что оказанием медицинской помощи населению истец не занимается.
В соответствии с п.1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. могут быть засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработанной платы.
В связи с изложенным, период работы Борисовой Л.Н. с 05.10.2003г. по 18.09.2005г. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская клиническая больница № МедВАЗ» не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку работа протекала на 0,5 ставки. Доказательств того, что за указанный период истцом была выработана полная ставка, не представлено.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Из материалов дела следует, что работая в период с 18.07.2000г. по 04.12.2000г. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9» истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, при этом предыдущий период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9» засчитан истцу в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Суд считает, что последующий период с ДД.ММ.ГГГГ. в той же должности, в том же учреждении, должен быть зачтен также в льготном исчислении.
С учетом изложенного, период отпуска по уходу за ребенком подлежит зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку этот период имел место, когда истица работала в должности медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии-реанимации МУЗ «Городская больница №9», который пенсионный орган включил в специальный стаж истицы в льготном исчислении.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. К заявлению гражданина, обратившегося за назначением досрочной трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы, подтверждающие требуемый стаж на соответствующих видах работ – 30 лет.
На момент обращения 31.07.2013г., специальный стаж Борисовой Л.Н. в связи с лечебной деятельностью составлял 27 лет 10 месяцев 16 дней, то есть менее 30 лет, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, следовательно, права на досрочную пенсию у истца не возникло, и ей правомерно отказано в назначении данной пенсии.
Таким образом, требования о назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения, т.е. с 31.07.2013г. удовлетворению не подлежат.
Оценивая собранные доказательства в совокупности, суд считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Борисовой Л.Н. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти и Ставропольском районе Самарской области засчитать Борисовой <данные изъяты> период - отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской <данные изъяты> МУЗ «Городская больница №9» в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении, как 1 год и 6 месяцев.
В удовлетворении требований Борисовой Л.Н. о включении в специальный стаж периодов работы с 01.09.2003г. по 02.05.2006г. на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> ЗАО фирма «Амедеос»; с 05.10.2003г. по 18.09.2005г. на 0,5 ставки в должности <данные изъяты> МУЗ «Городская клиническая больница №5 МедВАЗ»; обязании Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области назначить Борисовой Л.Н. трудовую пенсию по старости, с момента обращения, т.е. с 31.07.2013г., отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2014г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья