РЕШЕНИЕ
22 февраля 2018 года р.п. Белоярский
Судья Белоярского районного суда Свердловской области Мамаев В.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Криволаповой Е. В. по его жалобе на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области № 123-09/2017 от 07 ноября 2017 года,
установил:
согласно протокола об административном правонарушении Криволапова Е.В. в нарушение ст. 13, 42 ЗК Российской Федерации, являясь владельцем по договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми норами <номер> допустила зарастание территорий данных земельных участков древесной и кустарниковой растительностью, частично захламлении и не проведению рекультивационных работ по возделыванию почвы, ее обработки.
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области № 123-09/2017 от 07 ноября 2017 года Криволапова Е.В. признана виновной по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми норами <номер> почв на указанных землях от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние данных земель.
Не согласившись с данным постановлением, Криволапова Е.В. обратилась с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с недоказанностью. В обоснование жалобы указано, с момента приобретения Криволаповой Е.В. право аренды на исследуемые земельные участки, на них не было никакой пашни, а изначально располагался лес. В письме главы Белоярского городского округа от 25 ноября 2016 года на обращение о сносе зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером <номер> прямо указано, что данный земельный участок представляет собой бывшие леса в квартале 49 урочища КСП «Косулинское» и покрыт лесом. Точно также и на остальных земельных участка находятся лесные насаждения. Кроме того, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствии Криволаповой Е.В., а также ее защитника, который явившись на рассмотрение дела к должностному лицу 07 ноября 2017 года, был поставлен в известность о том, что рассмотрение дела будет отложено на 15 ноября 2017 года, куда он сможет предоставить свои возражения. Также автор жалобы считает, что выводы должностного лица о виновности Криволаповой Е.В. основаны на ненадлежащих доказательствах, таких как акта проверки № 77 от 20 сентября 2017 года и фототаблице к нему, поскольку указанные документы составлялись в ходе проверочных мероприятий на основании распоряжения председателя КУМИ, согласно которому данная проверка осуществляется от имени органа государственного надзора, к которому само КУМИ не относится.
В ходе рассмотрения дела в порядке пересмотра должностного лица защитник Криволаповой Е.В. полностью поддержал доводу жалобы.
Заслушав пояснения защитника, допросив свидетеля, проверив доводы жалобы с учетом материалов дела, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 42 ЗК Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из ст. 77 ЗК Российской Федерации к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении доказательствами, подтверждающими факт совершения Криволаповой Е.В. административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения является акт проверки № 77 от 20 сентября 2017 года и фототаблица.
Само должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исходя из его собственных пояснений, на место проверки не входил, определяя состав правонарушения, ориентировался только по изложенной в акте информации и фототаблице.
В соответствии с актом проверки на земельных участках были обнаружены лесные насаждения, не убран валежник и трава на полянах.
Согласно показаний О., проводившей проверку и составившей вышеуказанный акт, на всех исследуемых участках лесные насаждения являются многолетними деревьями, возраст которых составляет более 10 лет.
Вместе с тем, согласно материалам проведенной Белоярской межрайонной прокуратурой проверки № 840ж2017 Криволапова Е.В., а до нее глава крестьянского (фермерского) хозяйства А. стали владельцами исследованных земельных участков менее чем за десять лет до проведения проверки вышеуказанных земельных участков.
Таким образом, бездействие, связанное с зарастанием земельных участков, арендатором которых стала Криволапова Е.В., имело место еще задолго до возникновения у нее прав на данные земельные участки.
Кроме того, согласно письма Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 27.09.2017 № 24-08-13/8185 все семь исследуемых земельных участков по данным полученным при сопоставлении информации ЕГРН с данными государственного лесного реестра располагаются на землях лесного фонда Российской Федерации в кварталах 49 и 51 урочища КСП «Косулинское» Косулинского участкового лесничества Свердловского лесничества.
Эта же информация в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> подтверждается письмом главы Белоярского городского округа от 25 ноября 2016 года № 01-18/5109, в котором Криволаповой Е.В. отказано в выдаче разрешения на снос (перенос) зеленых насаждений, при этом указанный земельный участок представляет собой бывшие сельские леса и изначально был покрыт лесом.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Белоярского района земельный участок с кадастровым номером <номер> вообще относится к землям населенных пунктов и находится в Р – рекреационной зоне с основными разрешенными видами использования: коммунальное обслуживание; охрана природных территорий, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Учитывая, что на момент вступления в права владения всеми вышеперечисленными земельными участками, они уже были заросшими древесной и кустарной растительностью, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, какого-либо умысла Криволаповой Е.В. на то, чтобы допустить зарастание территорий данных земельных участков древесной и кустарниковой растительностью, частично захламлении и не проведению рекультивационных работ по возделыванию почвы, ее обработки, не могло возникнуть, а следовательно, в ее бездействий по не невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель сельскохозяйственного назначения, охране почв на указанных землях от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние данных земель не усматривается какой-либо вины, в связи с чем, отсутствует состав преступления.
Дополнительно указанный вывод подтверждается и фактом обращения Криволаповой Е.В. для осуществления вырубки деревьев на одном из земельных участков, в чем ей было отказано, что следует из письма главы Белоярского городского округа от 25 ноября 2016 года № 01-18/5109.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу ч. 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Свердловской области № 123-09/2017 от 07 ноября 2017 года в отношении Криволаповой Е. В. по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
судья Мамаев В.С.