РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 августа 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.,
при секретаре Власове В.А.,
с участием:
административного истца Малышева М.В. принимавшего участие в судебном заседании путем использования средств видеоконференц связи,
представителя административных ответчиков Горбачевой И.М.,
административного ответчика Прохорова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2274/2022 по административному исковому заявлению Малышева М.В. к заместителю начальника по тылу ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области Прохорову М.М., ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании компенсации за нарушений условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Малышев Михаил Викторович обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия заместителя начальника по тылу ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области Прохорова М.М. и обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указал, что он является инвалидом 3 группы инвалидности (общее заболевание, в том числе ВИЧ-инфекция). 29.03.2022 года прибыл в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области из ФКЛПУОСБ № 9 УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания. С момента прибытия по 05.04.2022 года ему не предоставлена повышенная норма питания для больных.
В последствии административный истец уточнил исковые требования, указав, что в период с 29.03.2022 г. по 05.04.2022 г. он не получал повышенную норму питания. С 06.04.2022 года ему выдавалась повышенная норма питания, тогда как он должен получать лечебное питание. Просил признать бездействие административных ответчиков незаконным, взыскать компенсацию в размере 50 000 рублей. Также ссылался на бездействие ответчиков по оказание надлежащей медицинской помощи в учреждении, в не разработке лечебного питания.
Судом к участию в рассмотрении дела в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечен начальник филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Мчелидзе А.О.
Административный истец Малышев М.В. принимавший участие в судебном заседании путем использования видеоконференц связи, заявленные требования, с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.
Административный ответчик заместитель начальника по тылу ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области Прохоров М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что 29.03.2022 г. Малышев М.В. прибыл из лечебного учреждения для дальнейшего отбывания наказания. По прибытию был поставлен на повышенную норму питания с 30.03.2022 г. Списки осужденных на повышенную норму питания в тот же день переданы в бухгалтерию, в столовую. 05.06.2022 г. Малышев М.В. добровольно отказался от повышенной норма питания. Лечебное питание разрабатывается и выдается в лечебном учреждении, каковым ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области не является. Права Малышева М.В. не нарушены, в связи с чем просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России Горбачева И.М., действующая на основании доверенностей, с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Горбачева И.М., действующая на основании доверенности, с административным иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска, указав, что лечебное питание и медицинская помощь Малышеву М.В. оказывалось в полном объеме, каких-либо жалоб от осужденного не поступало.
Заинтересованное лицо начальник филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Мчелидзе А.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, предоставила письменные возражения из которых следует, что согласно медицинской документации Малышев М.В. имеет заболевание <данные изъяты>, вследствие чего согласно приложению № Приказа Минюста от ДД.ММ.ГГГГ № он обеспечивается повышенной нормой питания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области. По прибытию из ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ он был внесен в список осужденных ФКУ ИК-29, получающих повышенную норму питания. Доказательств о нарушении его прав, свобод и законных интересов административным истцом не представлено, в связи с чем просила отказать в удовлетворении иска.
Суд, ознакомившись с административным исковым заявлением, письменными возражениями, выслушав лиц участвующих в деле, заслушав показания свидетелей, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Конституция Российской Федерации как основной закон Российской Федерации в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2 статьи 21 Конституция Российской Федерации).
Такие основы обеспечения соблюдения прав и свобод человека провозглашены в статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наказанием является мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Исходя из буквального толкования части 1 статьи 56 УК РФ, лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в специализированное исправительное учреждение.
В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила внутреннего распорядка).
Пунктом 29 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительного учреждения. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи.
Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 41 указанного Порядка режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.
Пунктом 42 Порядка установлено, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.
Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» установлены повышенные нормы питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (Приложение №).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Малышев М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары по ст.319 УК РФ к 6 месяцев исправительных работ с удержанием 5% из заработка, 05.12.2016 г. приговором Советского районного суда г. Самары по ст.30.ч.3.ст.228.1 ч.4 п.1 УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы, на основании с.74 с.5. 70 УК РФ присоединен приговор от 21.06.2016 г., 04.07.2016 г., 25.07.2016 г., 27.07.2016 г. и окончательно назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима.
С 21.07.2017 года отбывает наказание в ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области.
В период с 15.03.2022 г. по 28.03.2022 г. осужденный Малышев М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения находился в учреждения ОСБ УФСИН России по Самарской области.
29.03.2022г. прибыл возратом из филиала «Б» ФКУЗ МСЧ 63 ФСИН России. При поступлении Малышев М.В. был осмотрен медицинским работником филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, в отряде «карантин». При осмотре: общее состояние удовлетворительное, жалоб на ухудшение состояния здоровья и телесных повреждений - нет. На основании имеющихся в медицинской карте заключений, ранее проведенных обследований, был взят диспансерный учет с диагнозом: <данные изъяты>. Лимфоаденопатия периферических лимфатических узлов. Хронический гепатит смешанной этиологии с минимальной степенью биохимической активности. МКД. Хронический простатит, ремиссия. Полисегментарный остеохондроз с незначительным вертеброгенным синдромом. Генитальные бородавки. Сухие мозоли стоп. Онихомикоз. Хронический аутоиммунный тиреодит, узловая форма. Эутиреоз. Варикозная болезнь нижних конечностей, компенсированная. ХВН 0. OU- миопия слабой степени. Ангиопатия сетчатки по гипертоническому (л.д. 12).
По прибытию, Малышев М.В. был поставлен на питание, согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания, в мирное время». В соответствии медицинским показаниям Малышев М.В. поставлен на повышенную норму питания для осужденных к лишению свободы приложение №5 пункт 2 «а».
В соответствии с приложением № 5 п.2 «а» для больных осужденных включает в себя дополнительную выдачу продуктов (в неделю): молоко питьевое (3500мл), масло сливочное (280гр), яйцо куриное (3,5шт), мясо говядины (сырое 1050гр), мясо кур (сырое 0,350гр).
Административный истец, обращаясь с настоящим иском, ссылается на незаконность действий административных ответчиков, выразившиеся в несвоевременном предоставлении ему повышенной нормы питания, а также в не разработке и не предоставлении лечебного питания. В связи с чем просит взыскать компенсацию вреда в размере 50 000 рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Суд, проверяя доводы административного истца применительно к вышеуказанным правовым нормам и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, проанализировал представленные в материалы дела доказательства: справки, составленные должностными лицами ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, выписки из медицинской карты Малышева М.В., список осужденных ФКУ ИК-29, получающих повышенную норму питания, фотографии, ИПРА инвалида № к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ, суточные ведомости надзора, пришел к выводу об отсутствии нарушений в предоставлении повышенной нормы питания в период с 29.03.2022 г. по 05.04.2022 г., а также не надлежащем оказании Малышеву М.В. медицинской помощи в период его отбывания наказания в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области.
Так, судом был истребован список осужденных ФКУ ИК-29, получающих повышенную норму питания по Приложению №5 примечание п.2а к приказу № Минюста России от 17.09.2018 г. на 30.03.2022 г., утвержденный начальником ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области подполковником внутренней службы С.М. Гнедко 29.03.2022 г., в котором Малышев М.В. числится за номером 101 (л.д. 47-50).
Допрошенная судом в качестве свидетеля фельдшер МЧ-10 ФКУЗ МСЧ-63 мл.л-т внутренней службы Абдуллаева А.И. пояснила, что она занималась приемом этапа и медицинским осмотром осужденных, прибывших 29.03.2022 года в ИК-29. После приема этапа, формировала список осужденных, получающих повышенную норму питания по Приложению №5 примечание п.2а к приказу № 189 Минюста России от 17.09.2018 г. на 30.03.2022 г. Малышев М.В. приехал в колонию около 15:00 часов, прием этапа длился около 1,5-2,00 часов. Списки на питание были сформированы вечером 29.03.2022 г., после утверждены начальником колонии Ганенко С.М. и переданы Прохорову М.М. По состоянию на 30.03.2022 г. Малышев М.В. был включен в указанный список. Каких-либо жалоб относительного питания от Малышева М.В. за период с 30.03.2022 г. по 07.04.2022 г. не поступало. При допросе свидетеля сведений для оговора Малышева М.В. судом не установлено.
Также судом в качестве свидетеля был допрошен Алимбеков Х.И. (согласно суточным ведомостям надзора являлся дежурным помощником начальника учреждения 1-й и 2-й смены ИК-29 с 31.03.2022 г. по 01.04.2022 г., 03.04.2022 г. по 04.04.2022 г., 06.04.2022г. по 07.04.2022 г.) который пояснил, что он присутствовал в столовой при приеме пищи осужденными 31.03.2022 г., 01.04.2022 г., 03.04.2022 г., 04.04.2022 г. Каких-либо жалоб от осужденного Малышева М.В. в указанные дни относительно питания не поступало. При допросе свидетеля сведений для оговора Малышева М.В. судом не установлено.
Допрошенный в качестве свидетеля младший инспектор отдела безопасности ИК-29 Столяров Н.Ф. (согласно суточным ведомостям надзора дежурил на посту № 6 29.03.2022 г. в период времени с 20:00 до 08:00, 01.04.2022 г. дежурил на посту № 6 в период времени с 08:00 до 20:00, 04.04.2022 г. дежурил на посту № 6 в период времени с 08:00 до 20:00) пояснил, что 29.03.2022 г, 01.04.2022 г., 04.04.2022 г. он находился на суточном дежурстве в ИК-29, сопровождал в столовую отряд, в котором содержится Малышев М.В. Каких-либо жалоб от Малышева М.В. относительно питания не помнит. В случае, если поступают жалобы, они в обязательном порядке докладываются дежурному и фиксируются им. При допросе свидетеля сведений для оговора Малышева М.В. судом не установлено.
Допрошенные судом с использованием средств видеоконференц связи в качестве свидетелей Кортиашвили Р.В., Кислицин В.В., Рискин П.М., Второв В.В., отбывающие наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области, доводы административного истца об отказе в выдаче повышенной нормы питания в период с 29.03.2022 г. по 05.04.2022 г. не подтвердили, пояснили, что лично не видели, как Малышеву М.В. было отказано в выдаче повышенной нормы питания. Ссылались на аналогичные нарушения в отношении них в иной промежуток времени, однако с жалобами, с какими-либо исками в суд за защитой прав не обращались.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела доводы административного истца о невыдаче повышенной нормы питания в период с 29.03.2022 г. по 05.04.2022 г. не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении настоящего административного дела административным истцом Малышевым М.В. в обоснование доводов, изложенных в административном исковом заявлении, соответствующих доказательств, подтверждающих нарушение его прав, свобод и законных интересов, не представлено, в то время как согласно части 11 статьи 226 КАС РФ бремя их доказывания возложено на административного истца.
Кроме того, суд учитывает, что согласно личному заявлению от 05.06.2022 г., от 03.08.2022 г. Малышев М.В. отказался от повышенной нормы питания.
Доводы административного истца в части не разработки и не назначении лечебного питания основаны на неверном толковании закона.
Особенности назначения осужденным лечебного питания урегулированы нормами приказа ФСИН России № 696 от 2 сентября 2016 года «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - Порядок).
Пунктами 141, 151 Порядка предусмотрено, что организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий: больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложении к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении.
Учитывая изложенное, лечебное питание назначается при наличии специального медицинского заключения и только на период нахождения больного в лечебном учреждении, тогда как ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области таким не является.
Факты ненадлежащего оказания медицинской помощи при изучении
в ходе рассмотрения дела медицинской карты осужденного Малышева М.В. № – 344 судом не установлено, напротив, осужденный регулярно обращался за медицинской помощью, проходил осмотр, получал необходимое лечение, медикаменты, что подтверждается выпиской из истории болезни №, выпиской из истории болезни №, выпиской из истории болезни №.
Отказа в оказании медицинской помощи административному истцу работниками медицинской части судом не установлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание недоказанность факта нарушения прав истца со стороны ФКУ ИК № 29 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, ФСИН России, оснований для удовлетворения исковых требований Малышева М.В. о взыскании компенсации вреда в данном случае не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку судом отказано в удовлетворении административных исковых требований, с Малышева М.В. в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Малышева М.В. - отказать.
Взыскать с Малышева М.В. госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.09.2022 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина