РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2016 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при секретаре Хардиковой Е.А.,
с участием:
представителя истца – министерства экономического развития Тульской области по доверенности Наумова О.А.,
ответчиков Сладкова В.Г., Кирш Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1159/2016 по иску министерства экономического развития Тульской области к Морозову Г.П., Дороговой М.Д., Кирш Е.В., Никитиной А.А., Максимову А.В., Максимовой Е.В., Эдельман Л., Денненбург А., Грызловой Л.В., Арутчеву А.Е., Сладкову В.Г. об освобождении земельного участка,
установил:
министерство экономического развития Тульской области обратилось в суд с иском к Морозову Г.П., Дороговой М.Д., Кирш Е.В., Никитиной А.А., Максимову А.В., Максимовой Е.В., Эдельман Людмиле, Денненбург Алле, Грызловой Л.В., Арутчеву А.Е., Сладкову В.Г. об освобождении земельного участка.
В обоснование заявленного требования сослалось на то, что ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития Тульской области Слепцова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ответчиков с целью всестороннего и объективного рассмотрения обращения Мазнева А.Ф. по вопросу самовольного захвата земельного участка собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования город Тула.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ), что обследуемый земельный участок огорожен забором из металлического профильного листа. С северо-восточной стороны между обследуемым земельным участком и земельным участком соседнего землепользования установлено ограждение из секций из металлических просечек. Со стороны <адрес> и <адрес> для доступа на земельный участок в ограждении оборудованы несколько калиток, возле которых установлены почтовые ящики. На участке расположен объект из красного кирпича, предположительно жилого назначения. На данном объекте размещена адресная вывеска «<адрес>». Объект имеет несколько входов. На стене объекта размещены несколько кондиционеров, а также антенны спутникового телевидения.
Земельный участок с кадастровым номером № учтен в сведениях Государственного кадастра недвижимости со следующими характеристиками: вид разрешенного использования: земли под домами индивидуально жилой застройки, площадью 864 кв.м, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательств.
Земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для определения соответствия фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером № со сведениями о границе данного земельного участка, внесенными в Государственный кадастр недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, с применением специального оборудования, были выполнены топографо-геодезические работы, а также камеральные работы по обработке полученных геодезических измерений.
В результате проведенных работ установлено, что ответчики фактически используют земельный участок (землю), выходящий за границы, принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, а именно, ответчиками, посредством размещения ограждения, используется:
земельный участок (земля) площадью 62,2 кв.м., прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 0,7 кв.м., прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 16,8 кв.м., прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю установлено, что названные земельные участки (земля) самовольно заняты и используется ответчиками, что квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с тем, что должностные лица Министерства не уполномочены составлять протоколы по указанному составу административного правонарушения, материалы мероприятий по контролю направлены в Управление Росреестра по Тульской области для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ответчиков дела об административном правонарушении.
Исходя из общедоступных кадастровых сведений с интернет сервиса «Публичная кадастровая карта» (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline) (ст. 4 ч. 8, ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") самовольно занятые земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет, их граница не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты "г", "к" части 1).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного суда РФ от 15 января 2008 года N 219-О-О).
В силу положения п.2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно п.2 ст. 10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положения ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
20.11.2014 Тульской областной Думой принят Закон N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области", согласно п.1 ч.1, п.2 ст.5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В свою очередь, в соответствии с п.1, подпунктом 93 п. 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11.11.2015 №508 Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.
Самовольно занятые и используемые ответчиками земельные участки относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими земельными участками наделено Министерство.
Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст. 264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п. 1 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 25, п.1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе.
Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования вышеперечисленными земельными участками (землей) у ответчиков отсутствуют.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Министерство, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимали решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам:
земельного участка (земли) площадью 62,2 кв.м., прилегающего с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельного участка (земли) площадью 0,7 кв.м., прилегающего с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельного участка (земли) площадью 16,8 кв.м., прилегающего с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Таким образом, ответчики самовольно, без законных оснований, используют земельные участки (землю), нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).
Действия ответчиков препятствуют Министерству в реализации данных полномочий.
Положения ст. 11 ГК РФ предусматривают судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов.
Согласно абз. 3 ст. 12. ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положению ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно положению ч.1 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Просило обязать Морозова Геннадия Петровича, Дорогову Марину Дмитриевну, Кирш Екатерину Владимировну, Никитину Анну Алексеевну, Максимова Алексея Васильевича, Максимову Елену Викторовну, Эдельман Людмилу, Денненбург Аллу, Грызловой Любовь Владимировну, Арутчева Андрея Евгеньевича, Сладкова Вячеслава Григорьевича за свой счет, в 14-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу, освободить:
земельный участок (земля) площадью 62,2 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745505.82 Y,м267469.35, точка 2 Х,м745509.33 Y,м267469.34, точка 3 Х,м745509.92 Y,м267474.56, точка 4 Х,м 745511.99 Y,м267484.21, точка 5 Х,м745507.26 Y,м267485.33, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 71:30:030827:258, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 0,7 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745487.57 Y,м267456.50, точка 2 Х,м745488.40 Y,м267456.90, точка 3 Х,м 745489.58 Y,м267457.07, точка 4 Х,м745490.64 Y,м267457.01, точка 5 Х,м 745490.64 Y,м267457.08, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером 71:30:030827:258, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 16,8 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745483.63 Y,м267460.33, точка 2 Х,м745483.09 Y,м267461.43, точка 3 Х,м745475.98 Y,м267477.22, точка 4 Х,м745478.56 Y,м267467.36, точка 5 Х,м745482.88, Y,м267460.87, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером 71:30:030827:258, расположенному по адресу: <адрес>.
В случае неисполнения ответчиками решения суда в течение установленного срока, предоставить министерству экономического развития Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению вышеуказанных земельных участков, с последующим взысканием с Морозова Г.П., Дороговой М.Д., Кирш Е.В., Никитиной А.А., Максимова А.В., Максимовой Е.В., Эдельман Л., Денненбург А., Грызловой Л.В., Арутчева А.Е. необходимых расходов.
В судебном заседании представитель истца – министерства экономического развития Тульской области по доверенности Наумов О.А. поддержал исковые требования, пояснил, что министерство просит обязать Морозова Г.П., Дорогову М.Д., Кирш Е.В., Никитину А.А., Максимова А.В., Максимову Е.В., Эдельман Л., Денненбург А., Грызловой Л.В., Арутчева А.Е., Сладкова В.Г. за свой счет, освободить указанные земельные участки, министерство не возражает, чтобы суд установил ответчикам срок для их освобождения земельных участков равный полгода с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчики ответчиков Сладков В.Г., Кирш Е.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований министерства экономического развития Тульской области об освобождении земельных участков площадью 62,2 кв.м, 0,7 кв.м, 16,8 кв.м, подтвердив отсутствие у них правоустанавливающих документов на спорные земельные участки. Пояснили, что два земельных участка площадью 62, 2 кв.м и 16,8 кв.м. ответчиками будут оформлены в установленном законом порядке в собственность, а земельный участок площадью 0,7 кв.м освобожден в добровольном порядке.
Ответчики Морозов Г.П., Дорогова М.Д., Никитина А.А., Максимов А.В., Максимова Е.В., Эдельман Л., Денненбург А., Грызлова Л.В., Арутчев А.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Максимов А.В. не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснял, что <адрес> является таунхаусом, в нем имеется 8 квартир. Он владеет квартирой № на основании договора дарения. Дом построен в 2009 году. 2, 3, 4 квартиры выходят на южную сторону, 5,6,7 – на северную сторону, 1, 8 – на западную сторону. Когда они вселялись в дом, забор был завален, и они сами ставили забор, захватив земельный участок площадью 62,2 кв.м. Данный забор делали Кирш Е.В. и Никитина А.А. Эдельман Л.Д. и Денненбург А. проживают в квартире №3, она им досталась по наследству, но они не возводили забор, в данной квартире проживает Дорогова М.Д. Он (Максимов А.В.) самовольно захватил земельный участок площадью 16,8 кв.м, установив забор, который собирается оформить в собственность в установленном законом порядке.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик Арутчев А.Е. пояснял, что в 2011 году он въехал в <адрес>, собственником которой он является, в <адрес> на основании договора дарения. Когда он вселился, стоял забор и калитка, он ничего не менял. Указал, что с точки зрения закона требования подлежат удовлетворению. У него самовольный захват земельного участка площадью 0, 7 кв.м, он в добровольном порядке выполнит требования истца.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Тулы не явились, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое требование министерства экономического развития Тульской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты «г, к» части 1 статьи 72).
Указанное положение Конституции Российской Федерации предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным условиям (видам) этой собственности – федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 года № 219-О-О).
В силу положений пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 2 статьи 10, пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправление осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положений статьи 10.1 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно пункту 1 части 1, пункту 2 статьи 5 которого с 01.01.2015 года правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1, подпунктом 33 пункта 4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области министерство является уполномоченным органом правительства Тульской области по осуществлению вышеуказанных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.07.2013 года № 324, министерство экономического развития Тульской области является правопреемником министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области путем присоединения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к министерству экономического развития Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 02.11.2015 года № 317 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».
ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> на основании распоряжения заместителя министра министерства экономического развития Тульской области Слепцова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ № проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении ответчиков с целью всестороннего и объективного рассмотрения обращения Мазнева А.Ф. по вопросу самовольного захвата земельного участка собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования город Тула.
В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено (согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ), что обследуемый земельный участок огорожен забором из металлического профильного листа. С северо-восточной стороны между обследуемым земельным участком и земельным участком соседнего землепользования установлено ограждение из секций из металлических просечек. Со стороны <адрес> и <адрес> для доступа на земельный участок в ограждении оборудованы несколько калиток, возле которых установлены почтовые ящики.
Земельный участок с кадастровым номером № учтен в сведениях Государственного кадастра недвижимости со следующими характеристиками: вид разрешенного использования: земли под домами индивидуально жилой застройки, площадью 864 кв.м, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательств.
Земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для определения соответствия фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером № со сведениями о границе данного земельного участка, внесенными в Государственный кадастр недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, с применением специального оборудования, были выполнены топографо-геодезические работы, а также камеральные работы по обработке полученных геодезических измерений.
В результате проведенных работ установлено, что ответчики фактически используют земельный участок (землю), выходящий за границы, принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером №, а именно, ответчиками, посредством размещения ограждения, используется:
земельный участок (земля) площадью 62,2 кв.м., прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 0,7 кв.м., прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 16,8 кв.м., прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
Самовольно занятый и используемый ответчиками земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению такими участками наделено министерство экономического развития Тульской области в соответствии с подпунктом 93 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области.
К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями статьи 1 Земельного кодекса РФ, относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункт 1, 2 статьи 264 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 15, статье 25 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 60 указанного Кодекса предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Законные основания, подтверждающие правомерность занятия и использования земельного участка площадью 62,2 кв.м, прилегающего с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 0, 7 кв.м, прилегающего с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка площадью 16,8 кв.м, прилегающего с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, у ответчиков отсутствуют.
Министерство экономического развития Тульской области не принимало решений о предоставлении в собственность либо в аренду ответчикам спорных земельных участков площадью 62,2 кв. м, 0, 7 кв.м, 16,8 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем ответчики самовольно, без законных оснований, используют данный земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также игнорируя полномочия министерства экономического развития Тульской области по распоряжению самовольно занятым земельным участком.
В судебном заседании ответчики не оспаривали факт самовольного занятия и использования земельных участков, а равно отсутствие у них (ответчиков) правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на вышеуказанные земельные участки. При этом указали, что в ближайшее время намерены освободить самовольно занятый земельный участок площадью 0, 7 кв.м, а земельные участки площадью 62,2 кв.м и 16,8 кв.м оформить в собственность в установленном законом порядке.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, принимая во внимание подтверждение ответчиками содержащихся в исковом заявлении доводов министерства экономического развития Тульской области о самовольном занятии и использовании земельных участков площадью 62,2 кв. м, 0,7 кв.м, 16,8 кв.м, суд приходит к выводу, что ответчики самовольно, без получения соответствующей разрешительной (правоустанавливающей) документации, используют земельный участок площадью 62,2 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745505.82 Y,м267469.35, точка 2 Х,м745509.33 Y,м267469.34, точка 3 Х,м745509.92 Y,м267474.56, точка 4 Х,м 745511.99 Y,м267484.21, точка 5 Х,м745507.26 Y,м267485.33, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок площадью 0,7 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745487.57 Y,м267456.50, точка 2 Х,м745488.40 Y,м267456.90, точка 3 Х,м 745489.58 Y,м267457.07, точка 4 Х,м745490.64 Y,м267457.01, точка 5 Х,м 745490.64 Y,м267457.08, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок площадью 16,8 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745483.63 Y,м267460.33, точка 2 Х,м745483.09 Y,м267461.43, точка 3 Х,м745475.98 Y,м267477.22, точка 4 Х,м745478.56 Y,м267467.36, точка 5 Х,м745482.88, Y,м267460.87, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, что нарушает требования земельного законодательства и влечет удовлетворение требования министерства экономического развития <адрес> об обязании ответчиков за свой счет освободить вышеуказанный земельный участок.
Пунктом 2 статьи 206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает с учетом позиции представителя истца и ответчиков достаточным предоставление ответчикам полгода со дня вступления решения в законную силу для освобождения самовольного занятых земельных участков; указанный срок является разумным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленного и поддержанного искового требования, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования министерства экономического развития Тульской области к Морозову Г.П., Дороговой М.Д., Кирш Е.В., Никитиной А.А., Максимову А.В. Максимовой Е.В., Эдельман Л. Денненбург А. Грызловой Л.В. Арутчеву А.Е., Сладкову В.Г. об освобождении земельного участка удовлетворить.
Обязать Морозова Г.П., Дорогову М.Д., Кирш Е.В., Никитину А.А., Максимова А.В., Максимову Е.В., Эдельман Л. Денненбург А. Грызлову Л.В., Арутчева А.Е., Сладкова В.Г. за свой счет в течение полугода с даты вступления настоящего решения суда в законную силу освободить земельный участок (земля) площадью 62,2 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745505.82 Y,м267469.35, точка 2 Х,м745509.33 Y,м267469.34, точка 3 Х,м745509.92 Y,м267474.56, точка 4 Х,м 745511.99 Y,м267484.21, точка 5 Х,м745507.26 Y,м267485.33, прилегающий с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 0,7 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745487.57 Y,м267456.50, точка 2 Х,м745488.40 Y,м267456.90, точка 3 Х,м 745489.58 Y,м267457.07, точка 4 Х,м745490.64 Y,м267457.01, точка 5 Х,м 745490.64 Y,м267457.08, прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>;
земельный участок (земля) площадью 16,8 кв.м., с координатами: точка 1 Х,м745483.63 Y,м267460.33, точка 2 Х,м745483.09 Y,м267461.43, точка 3 Х,м745475.98 Y,м267477.22, точка 4 Х,м745478.56 Y,м267467.36, точка 5 Х,м745482.88, Y,м267460.87, прилегающий с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>.
В случае неисполнения ответчиками решения суда в течение установленного срока, предоставить министерству экономического развития Тульской области право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению вышеуказанных земельных участков, с последующим взысканием с Морозова Г.П., Дороговой М.Д., Кирш Е.В., Никитиной А.А., Максимова А.В., Максимовой Е.В., Эдельман Л., Денненбург А., Грызловой Л.В., Арутчева А.Е. необходимых расходов.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Самозванцева