Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2982/2016 ~ М-1327/2016 от 11.03.2016

Дело № 2-2982/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**. 2016 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи М.Н.Лепихиной,

при секретаре Ю.В.Помигуевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с исков в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

В обоснование иска указано, что по результатам проведения Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления обнаружены две несанкционированные свалки в лесном массиве КУ «Плюсское лесничество»: в кв. 362 выд.10 Житковицкого участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Толошицы Плюсского района, площадью 0,3 га, в кв. 147 выд. 60 Плюсского участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Петрилово Плюсского района, площадью 0,2 га.

Лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в аренду не переданы.

Согласно положениям ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность.

В соответствии с п.1 ст. 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 01.01.2016 года, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов РФ.

В соответствии с подпунктом 7.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из положений Устава Псковской области и Закона Псковской области от19.02.2002 года №174-ФЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» следует, что высшим исполнительным органом государственной власти Псковской области является Администрация Псковской области, на которую возложены полномочия по решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Наличие несанкционированных свалок в непосредственной близости от населенных пунктов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе местного населения и временно пребывающих в указанных населенных пунктах людей на благоприятную окружающую среду. Кроме того, поскольку несанкционированные свалки находятся на территории лесного фонда, существует угроза возгорания и причинения ущерба лесному фонду.

В связи с чем заместитель природоохранного межрайонного прокурора на основании ст.45 ГПК РФ просит суд обязать Администрацию Псковской области в срок до 01.09.2016 года организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных в кв. 362 выд.10 Житковицкого участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Толошицы Плюсского района, в кв. 147 выд. 60 Плюсского участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Петрилово Плюсского района.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечен Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.

В судебном заседании представитель Псковской природоохранной межрайонной прокуроры Родионова Е.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Псковской области Тронина Г.И. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ходе судебного разбирательства с иском не согласилась, в обосновании своей позиции привела доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление и дополнение к ним. Полагала, что поскольку несанкционированные свалки находятся на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, организация работ по ликвидации данных свалок должна осуществляться в рамках полномочий по обеспечению охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, и их защите, предусматривающих санитарно-оздоровительных мероприятий, включающие очистку лесов от захламления, загрязнения, в том числе бытовыми отходами, и иного негативного воздействия. Указанные полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере лесопользования в соответствии с постановлением Администрации Псковской области от 14.07.2014 года №325 переданы Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды и закреплены в подпункте 3.1.9 пункта 3.1 Положения, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 13.07.2009 года №250. Финансирование деятельности Комитета по осуществлению им отдельных полномочий, переданных Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе на организацию защиты лесов, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В связи с чем полагала, что позиция истца о том, что в данном случае на Администрацию Псковской области должна быть возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированных свалок является ошибочным и просила в удовлетворении иска прокурору отказать.

Представители третьего лица Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Мазинов А.М., Волар Т.А. просили разрешение иска оставить на усмотрение суда. В обосновании своей позиции привели доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним. Полагали, что ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок должна быть возложена на правообладателя земельных участков, т.е. на ТУ ФАУГИ. Указали, что санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке лесов от захламления и иного негативного воздействий не предусматривают работы по ликвидации свалок твердых бытовых отходов. На 2016 год денежные средства из средств субвенций федерального бюджета на организацию работ по очистке лесов от захламления и иного негативного воздействия Комитету не выделялись.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Псковской области Городецкий В.С. в обоснование привел доводы, изложенные в письменном отзыве и поддержал позицию ответчика Администрации Псковской области.

Представители КУ «Плюсское лесничество» Соколов К.Я., Администрации Плюсского района Ефимова А.А. в судебное заседание не явилась, извещены о рассмотрении дела. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе рассмотрения дела исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что в на территории лесного фонда в лесном массиве КУ «Плюсское лесничество» расположены две несанкционированные свалки бытовых отходов, а именно: на земельном участке с кадастровым номером №** в кв. 362 выд.10 Житковицкого участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Толошицы Плюсского района, площадью 0,3 га, 7; на земельном участке с кадастровым номером 60:16:000000:33 кв. 147 выд. 60 Плюсского участкового лесничества на расстоянии 1 км от д. Петрилово Плюсского района, площадью 0,2 га (л.д. 48, 6-100).

Согласно кадастровым паспортам ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области данные земельные участки находятся на территории СП «Плюсская волость» Плюсского района Псковской области, отнесены к землям лесного фонда с разрешенным использованием для веления лесного хозяйства, в собственности Российской Федерации, в аренду не переданы (л.д. 6, 60-67, 68-71).

Факт наличия свалок на территории указанных земельных участках лесного фонда, не находящимся в аренде, ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными актами проверки от **.**..2016 года и выкопировкой из плана лесонасаждений (л.д. 7-8, 9-10).

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обосновал свои требования положениями ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта 7.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Устава Псковской области и Закона Псковской области от 19.02.2002 года №174-ФЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области», в соответствии с которыми на Администрацию Псковской области, как на высший орган исполнительной власти субъекта РФ, возложены полномочия по решению вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, осуществляемые самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Вместе с тем, поскольку несанкционированные свалки находятся на земельных участках лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, суд, принимая во внимание позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 26.04.2016 год №13-П, считает, что при разрешении заявленных прокурором исковых требований применению подлежат нормы специального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере лесопользования, поскольку предусматривает установленный законодательством порядок использования, охраны и защиты лесного фонда, включающего принятие мер по недопущению загрязнения леса и иного негативного воздействия.

Так, согласно подп. «к» п.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится земельное, лесное законодательство и законодательство об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Участниками лесных отношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами (ст.4 ЛК РФ).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст.6 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8 ЛК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса (ч.2 ст.19 ЛК РФ).

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в ч.2 ст.19 ЛК РФ, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим кодексом (ч.4 ст.19 ЛК РФ).

В силу ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредоносных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2 ст.51 ЛК РФ).

Согласно ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства (в том числе создание и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 с.83 ЛК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.83 ЛК РФ).

Из положений ст. 55 ЛК РФ следует, что защита лесов предусматривает обеспечение санитарной безопасности в лесах, в том числе выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года №414 (далее – Правила №414),

Приведенные Правила устанавливают единый порядок и условия организации защиты лесов от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах (п.1 Правил №414).

Меры санитарной безопасности в лесах предусматривают санитарно-оздоровительные мероприятия, включающие в себя в том числе очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, которые проводятся с учетом требований пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленных лесным законодательством порядке, не допускающие загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (п. 28, 32, 39 Правил №414).

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 ЛК РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ (подп. «б» п.3 Правил №414).

Из положений ст. 53 ЛК РФ следует, что охрана и защита леса предусматривает выполнение мер санитарной безопасности в лесах с соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установленных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года №417.

Согласно подп. «б» п.4, п.9 приведенных Правил, указанные меры пожарной безопасности, включающие общие требования пожарной безопасности в лесах о недопустимости засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ.

С учетом приведенных норм суд приходит к выводу, что действующим законодательством в сфере лесопользования на орган государственной власти субъекта РФ возложены предусмотренные ч. 1 ст.83 ЛК РФ полномочия по организации охраны и защиты лесов, включающие организацию работ по очистке леса от захламления, загрязнения промышленными и бытовыми отходами и иного негативного воздействия, осуществляемые за счет субвенций федерального бюджета. В связи с этим суд признает несостоятельными доводы представителей третьего лица Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о том, что в данном случае организация уборки бытовых отходов на территории лесных участков из земель лесного фонда, не входит в осуществление указанных полномочий, поскольку противоречит установленным судом обстоятельствам и положениям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 1 Закона Псковской области и ст. 8 Устава Псковской области высшим исполнительным органом государственной власти области является Администрация Псковской области, которая возглавляет систему органов исполнительной власти области.

Таким образом, обязанность по осуществлению приведенных выше полномочий, установленных ч.1 ст.83 ЛК РФ, возложена на Администрацию области.

Вместе с тем, постановлением Администрации Псковской области от 14.07.2014 года №325 указанные в ч.1 ст.83 ЛК РФ полномочия, переданы Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.

При изложенных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором к Администрации Псковской области исковых требований.

При этом суд считает, что поскольку специальным законодательством в сфере лесопользования предусмотрен установленный законодательством порядок использования, охраны и защиты лесного фонда, включающего принятие мер по недопущению загрязнения леса бытовым мусором и иного негативного воздействия, в данном случае положения законодательства в области обращения с отходами применению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Псковской области об обязании в срок до 01.09.2016 года организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных в кв. 362 выд. 10 Житковицкого участкового лесничества КУ «Плюсское лесничество», на расстоянии 1 км от д.Толошицы Плюсского района, в кв. 147 выд. 60 Плюсского участкового лесничества, на расстоянии 1 км от д. Петрилово Плюсского района, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н.Лепихина

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2016 года

2-2982/2016 ~ М-1327/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Псковская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация ПО
Другие
Государственный комитет ПО по природопользованию и охране окружающей среды
Администрация Плюсского района
КУ "Плюсское лесничество"
ТУ ФАУГИ в ПО
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Лепихина Мария Николаевна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
11.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2016Передача материалов судье
16.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.04.2016Предварительное судебное заседание
17.05.2016Судебное заседание
06.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Судебное заседание
11.07.2016Судебное заседание
18.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2016Дело оформлено
22.08.2016Дело передано в архив
05.12.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.12.2016Судебное заседание
13.12.2016Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее