Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2019 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кулешова А.В.,
при секретаре Петренко Г.Р.,
с участием представителя ответчика Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Яркое детство» по доверенности Агеева В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1006/19 по исковому заявлению Чиркова Александра Владимировича к Благотворительному фонду помощи детям-сиротам «Яркое детство» о ликвидации фонда,
у с т а н о в и л:
директор Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Яркое детство» Чирков А.В. обратился в суд с иском к Благотворительному фонду помощи детям-сиротам «Яркое детство» о ликвидации фонда, по тем основаниям, что решением общего собрания учредителей Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Яркое детство» от дата было принято решение о ликвидации фонда по тем основаниям, что у фонда отсутствуют денежные средства.
В судебное заседание истец Чирков А.В. не явился, о дате и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, представил в судебное заседание уточненное исковое заявление, в котором просит ликвидировать Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Яркое детство» по тем основаниям, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна (без проведения процедур ликвидации).
В судебном заседании представитель ответчика Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Яркое детство» по доверенности Агеев В.П., заявленные уточнённые исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснил, что Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Яркое детство» существует с дата года, за указанный период фонд никакой деятельности не осуществлял, счетов в банках не имел, бухгалтерская отчетность предоставлялась с нулевыми показателями. Считал, что все указанные обстоятельства, что у Фонда отсутствуют денежные средства и имущество, необходимые для деятельности фонда, и вероятность его получения нереально являются основанием для ликвидации Фонда без проведения процедуры ликвидации.
Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области Кораблева О.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, в котором также указала, что исковые требования поддерживает.
Представитель третьего лица – МИФНС России № 12 по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпунктам 5 и 6 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 123.20 ГК РФ предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.
В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.
Как установлено в судебном заседании Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Яркое детство» (БФ ПДС «Яркове детство») зарегистрирован дата МИФНС России № 10 по Тульской области ОГРН *, и состоит на учете в МИФНС России № 12 по Тульской области. Учредителями фонда являются С., Д. директором Чирков А.В.
Согласно протоколу № * от дата общего собрания БФ ПДС «Яркое детство» учредители фонда С. Д. приняли решение:
- о добровольной ликвидации БФ ПДС «Яркое детство» в связи с отсутствием фактической деятельности в течение последних шести лет и отсутствием фактической возможности для дальнейшего развития Фонда;
- о поручении директору Фонда Чиркову А.В. в срок не позднее пяти рабочих дней с момента подписания Протокола приступить к процедуре ликвидации Фонда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как усматривается из текста заявления о ликвидации фонда, заявитель ссылается на нормы действующего законодательства на территории РФ, согласно которого решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (п. 2 ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 2 ст. 119 ГК РФ), при условиях: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятности получения необходимого имущества нереальная; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исходя из указанных положений закона, порядок ликвидации общественных фондов имеет особенности; решение о ликвидации фонда может принять только суд, а с заявлением в суд о его ликвидации вправе обратиться не только прокурор и уполномоченный орган или его территориальный орган, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители, руководитель фонда.
Право выбора способа защиты своих прав и законных интересов; путем обращения к компетентным органам, наделенным правом обращения в суд с заявлением о ликвидации фонда, или самостоятельного обращения в суд с требованием о ликвидации Фонда принадлежит заявителю.
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в протоколе № * от дата, суд приходит к выводу, что директор Фонда Чирков А.В. является надлежащим, уполномоченным лицом, для обращения в суд с исковым заявлением о ликвидации Фонда.
Согласно акту № * от дата проверки, которая была осуществлена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области было установлено:
- за проверяемый период времени финансово-хозяйственная деятельность Организацией не осуществлялась;
- у Организации отсутствуют счета в банках.
- Организация состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тульской области.
- согласно информации Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тульской области и информации Туластат (исх. № * от дата) Организация за период дата гг. своевременно представляла отчеты об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности Организации.
- по имеющейся в распоряжении Управления информации Организация за период дата гг. не получала денежные средства от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
- согласно объяснениям Директора Чиркова А.В., с момента учреждения Организации по настоящее время деятельность, направленная на достижение уставных целей, Организацией не осуществлялась.
- дата Директором Организации Чирковым А.В. было подано в Привокзальный районный суд города Тулы исковое заявление о ликвидации Организации.
- за проверяемый период жалобы, обращения по поводу деятельности Организации в уполномоченный орган не поступали.
- согласно информации Прокуратуры Тульской области (исх. № * от дата) и УФСБ России по Тульской области (исх. № * от дата) фактов нарушений законодательства, регулирующего вопросы межнациональных отношений и противодействия экстремизму не выявлено.
- согласно анализу информации в сети Интернет и письменным пояснениям Директора Чиркова А.В. официальный сайт в сети Интернет Организацией не создан.
- в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2). Основной вид деятельности: 64.9 «Деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению».
Из материалов учетного дела следует, что в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. «а» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Фонд не представил в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма №ОН0001), а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма №ОН0002) за 2016 г.
В связи с чем было вынесено предупреждение (исх. № * от дата). Нарушение было устранено дата. Информация о деятельности за дата г. была представлена в порядке п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (вх. № 7198 от 01.12.2017). В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. «а» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Фонд не представил в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма №ОН0001), а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма №ОН0002) за 2017 г.
В нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Фонд не представил за 2017 г. отчет о деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению. В связи с чем, было вынесено предупреждение исх. № * от дата. Нарушения были устранены: дата была представлена информация о деятельности за дата г. в порядке п. 3.1. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ( вх. № * от дата); дата поступил отчет за дата г. в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (вх. № * от дата).
В нарушение ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пп. «а» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» Фонд не представил в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов (форма №ОН0001), а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма №ОН0002) за дата г.
В нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Фонд не представила за дата г. отчет о деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Из материалов учетного дела, сведений с Информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации «О деятельности некоммерческих организаций» (http://unro.minjust.ru/) следует, что Фонд разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за дата г. Согласно сведениям с Информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации «О деятельности некоммерческих организаций» (http://unro.minjust.ru/) фонд не разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за дата, дата гг.
Согласно анализу информации в сети Интернет и пояснениям Директора Чиркова А.В. в нарушение п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд не публиковал отчет об использовании своего имущества за дата гг.
Кроме того, в настоящее время Устав Фонда не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Таким образом, судом установлено, что деятельность, направленная на достижение целей, предусмотренных уставом, Фондом не осуществляется, имущества для осуществления его целей недостаточно, вероятность получения необходимого имущества нереальна (пункт 2 статьи 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ), что является основанием для удовлетворения исковых требований в данной части.
Рассматривая требования уточненного искового заявления в части ликвидации БФ ПДС «Яркое детство» без проведения процедуры ликвидации, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст. ст. 62 - 64 ГК РФ. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Поэтому ликвидационная процедура должна обеспечить полное возмещение убытков, причиненных кредиторам в результате ликвидации. В свою очередь, это влечет необходимость исполнения должником информационных обязанностей в отношении кредиторов (п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 63, п. п. 3, 4 ст. 1, п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Как следует из статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования о ликвидации Фонда без проведения процедуры ликвидации как таковой, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №10 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ *.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░