Мотивированное решение составлено 20 мая 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е № 436
Именем Российской Федерации
15 мая 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Кормушкина А.В., при секретаре судебного заседания Краснословой С.Н., с участием заявителя Соловьева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Соловьева А. В. об оспаривании действий начальника отдела № федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел № ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Соловьев обратился в суд с заявлением, в котором, просит обязать начальника отдела № ЗРУЖО принять его и 3-х членов семьи на учет нуждающихся для получения жилья по договору социального найма по избранному месту жительства.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, о причине неявки не известил.
В судебном заседании Соловьев настаивал на удовлетворении своего заявления, пояснил, что в настоящее время он уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в городе Санкт-Петербурге он обратился с соответствующим заявлением к ответчику. Однако, начальник отдела № ЗРУЖО своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в постановке на учет в связи с тем, что общая продолжительность его военной службы составила менее 10 лет, а служба в органах внутренних дел МВД РФ по мнению ответчика к военной службе не относится и, таким образом, в общую календарную выслугу лет, для реализации социальных гарантий не засчитывается. Эти доводы ответчика он считает несостоятельными, поскольку в общую продолжительность военной службы должна быть включена и служба в системе МВД РФ, поскольку они обе являются государственными.
Заслушав объяснения заявителя и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Соловьева не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьев уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части №.
В судебном заседании установлено, что Соловьев перед увольнением с военной службы имел общую выслугу лет более 7-ми, календарную выслугу в ВС РФ и МВД РФ - более 15 лет, в его личном деле в качестве членов семьи указаны - жена М., сын А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Из справки МБУ «Паспортно-учетная служба» от ДД.ММ.ГГГГ № и копий паспортов видно, что заявитель с членами семьи зарегистрирован и проживает в муниципальной двухкомнатной квартире, общей площадью 42,7 кв. м., по адресу: <адрес>.
Решением начальника отдела № ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьеву с составом семьи из 4-х человек отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, по основанию общей продолжительности военной службы в Вооруженных Силах РФ менее 10 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. При этом статьей 6 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 № 105-ФЗ), военная служба определена как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено три различных вида государственной службы, одним из которых является военная служба. Особенности каждого из видов федеральной государственной службы и статус граждан их проходящих определены специальными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба есть особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Прохождение федеральной государственной службы в органах внутренних дел на сегодняшний день регулируется Федеральными законами от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отсюда следует, что служба в органах внутренних дел к военной службе не относится.
Как установлено в ходе судебного заседания, Соловьев проходил федеральную государственную службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в этот период социальные гарантии, в том числе, связанные с обеспечением жилыми помещениями, установленные для граждан, обладающих статусом военнослужащих, на Соловьева не распространялись.
Согласно пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 26-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 указанной статьи также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в порядке жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам, указывает на необходимость введения специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, в частности, в избранном после увольнения месте жительства при наличии общей продолжительности военной службы более 10 календарных лет.
Кроме того, буквальное толкование данной нормы Закона, позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечению жилым помещением при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями подлежат военнослужащие-граждане, имеющие общую продолжительность именно военной службы десять и более лет. При этом другие виды государственной службы законодателем не упоминаются, и, следовательно, служба в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для обеспечения жилым помещением при увольнении по льготным основаниям не включается.
Доводы заявителя об обратном являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании статьи 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», которая позволяет включать в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида продолжительность государственной службы других видов, для реализации иных социальных гарантий, в частности пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании общая продолжительность военной службы Соловьева составляет менее 10 лет, следовательно, основания для его обеспечения жилым помещением по линии Министерства обороны РФ на сегодняшний день отсутствуют.
С учетом изложенного, следует прийти к выводу о том, что действия начальника отдела № ЗРУЖО, связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма являются правомерными и не нарушают права заявителя, в связи с чем поданное заявление Соловьева удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 198,199 и 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Соловьева А. В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Копия верна:
Председательствующий по делу А.В. Кормушкин