Дело № 2-3864/2015
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2015 года
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Шабаровой И.А.,
при секретаре Исуповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Б.В. о признании незаконными действий Администрации города Костромы и первого заместителя главы Администрации города Костромы О.В.Б., выразившиеся в отказе предоставить информацию о муниципальной собственности (имуществе) города Костромы, содержащейся в реестре муниципального имущества города Костромы,
у с т а н о в и л:
А.Б.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит: 1) признать обоснованным заявление А.Б.В. о нарушении его права на получение информации; 2) признать незаконными действия первого заместителя главы Администрации города Костромы О.В.Б., выразившиеся в отказе <дата> предоставить А.Б.В. информацию о муниципальной собственности (имуществе) города Костромы, содержащейся в Реестре/Реестрах муниципального имущества города Костромы; 3) обязать Администрацию города Костромы предоставить А.Б.В. информацию (сведения) о муниципальном имуществе (собственности) города Костромы, содержащуюся в Реестре/Реестрах муниципального имущества города Костромы, на электронном носителе (в виде электронного документа), либо на бумажном носителе по состоянию на дату <дата>.
В обоснование заявленных требований А.Б.В. указал в заявлении о том, что <дата> заявитель А.Б.В., являясь секретарём общественной организации - Альтернативной Общественной Палаты гор. Костромы (АОП), действующей в соответствии с законом «Об общественных объединениях» без государственной регистрации, (т.е. как группа граждан), подал вместе с Т.О.В. письменное обращение Главе Администрации города Костромы, в котором перечислили 5 вопросов, получили «Расписку о приёме письменного обращения. Основной темой обращения был вопрос об информации о муниципальной собственности (имуществе), которая должна быть учтена (отражена) в Реестре муниципального имущества. <дата> на адрес заявителя А.Б.В. (адрес АОП) поступил ответ Администрации города Костромы от <дата> №, подписанный первым заместителем главы Администрации О.В.Б. , (исполнитель, как указано на обороте последней страницы - З.Е.В.), который заявители считают отказом в предоставлении сведений. Заявители не просили и не требовали «опубликовать в открытом доступе - в средствах массовой информации, в сети Интернет, и иных источниках реестров муниципального имущества», как может сложиться впечатление из ответа Администрации. В действительности было обращение о предоставлении информации, сведений, заявителям,- о всех объектах, включённых в Реестр,- недвижимость (в т.ч. жилая), земельные участки. Считают данный отказ незаконным как нарушающий права граждан, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, -ст. 1 ч. 1; ст. 2; ст. 29 ч. 4, каждый имеет право получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Заявители не давали повода отказать им в предоставлении информации по перечисленным в законе обстоятельствам. Таким образом, каких-либо законных оснований для отказа заявителям на их обращение в предоставлении информации о муниципальном имуществе города Костромы у Администрации города Костромы, должностных лиц - адресата обращения - главы Администрации города Костромы Е.В.В., исполнителя - первого заместителя главы Администрации О.В.Б., не имелось. Поскольку настоящим заявлением обжалуются действия должностных лиц органа местного самоуправления в связи с нарушением прав граждан, заявление подлежит рассмотрению по правилам, предусмотренным главами 23, 25 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель Администрации г.Костромы и первого заместителя главы Администрации г.Костромы Б.О.В. по доверенностям М.Ю.А. заявила ходатайство об оставлении заявления А.Б.В. без рассмотрения на основании абз.4 ст. 222 ГПК РФ в связи с отсутствием полномочий у подавшего заявление представителя, поскольку <дата> в Администрацию г.Костромы поступило обращение от секретарей Альтернативной Общественной палаты г.Костромы А.Б.В. и Т.О.В. А.Б.В. обратился в суд с данным заявлением как физическое лицо, без указания на представление интересов общественной организации и приложения документов, подтверждающих полномочия по представлению интересов Альтернативной Общественной палаты города Костромы. В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации). В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. В нарушение ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82 –ФЗ «Об общественных объединениях» у Альтернативной Общественной палаты города Костромы отсутствует устав, полномочия А.Б.В. на представление интересов Альтернативной Общественной палаты города Костромы и граждан, являющихся её членами.
В судебном заседании заявитель А.Б.В. и его представители по устному ходатайству Г.П.В., Е.В.В., М.Л.М. возражали против удовлетворения ходатайства об оставлении заявления А.Б.В. без рассмотрения. Ссылались на то, что А.Б.В. обратился с данным заявлением в суд не только как секретарь Альтернативной Общественной палаты города Костромы, но в защиту своих личных прав. Кроме того, все они лично в устной форме просили А.Б.В. обратиться в суд с данным заявлением в защиту их нарушенных прав. Г.П.В. не является членом Альтернативной Общественной палаты города Костромы, но он как участник поддерживает деятельность Альтернативной Общественной палаты города Костромы и тоже считает свои права нарушенными. Е.В.В. пояснил, что он является председателем Альтернативной Общественной палаты города Костромы, которая является группой лиц, а не общественной организацией, и поэтому действует без государственной регистрации и без устава. Полагают, что никаких письменных заявлений и специально оформленных полномочий на защиту их прав в суде ГПК РФ не требует. Поэтому оснований для оставления заявления без рассмотрения не имеется.
Выслушав участвующих в деле лиц, обозрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 3 статьи 3 ГПК РФ закреплено, что каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, то есть лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
Исходя из положений ст. 132 ГПК РФ, к исковому заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца.
В силу ст. 53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом (ч.1). Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (ч.3).
При этом на основании ст. 54 ГПК РФ право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.
Таким образом, гражданским процессуальным законодательством предусмотрены специальные правила относительно закрепления в доверенности полномочий представителя на подписание искового заявления и предъявление его в суд: эти права должны быть отдельно оговорены в доверенности. Соответственно, суд при поступлении искового заявления, подписанного представителем лица, должен тщательно проверить соблюдение требований ч. 3 ст. 53, ст. 54 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
Частью 1 статьи 46 ГПК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 4 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" установлено, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Представителем может быть любое лицо, отвечающее требованиям ст. 49 ГПК РФ (договорное представительство), полномочия которого оформлены в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (ст. 53 ГПК РФ).
Также представителем гражданина, осуществляющего защиту своих прав и свобод путем подачи заявления в суд, могут быть представители общественной организации. Такие представители подтверждают свои полномочия выписками из решения общего собрания общественной организации.
Как усматривается из материалов дела и содержания заявления, А.Б.В. заявлены требования о признании незаконными действий Администрации города Костромы и первого заместителя главы Администрации города Костромы О.В.Б. , выразившиеся в отказе предоставить информацию о муниципальной собственности (имуществе) города Костромы, содержащейся в реестре муниципального имущества города Костромы, на письменное обращение А.Б.В. и Т.О.В., поданное ими <дата> как секретарями общественной организации – Альтернативная Общественная Палата г. Костромы, действующей в соответствии с законом «Об общественных объединениях» без государственной регистрации.
В силу ст. 3 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об общественных объединениях" создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 82-ФЗ учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. … Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
В силу ст. 7 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
Согласно ст. 27 данного закона для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право, среди прочего, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений.
В силу статьи 39 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
То есть, общественные объединения (которые, исходя из абзаца 4 статьи 3 этого закона, могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица), наделены гражданской процессуальной правоспособностью.
Гражданская процессуальная правоспособность включает в себя, в том числе процессуальную возможность быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с абз. 4 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление иска.
Заявителем по рассматриваемому делу указан А.Б.В. без указания на то, что он выступает в своих интересах и в интересах иных лиц или общественного объединения. Заявление подписано А.Б.В. и его представителями М.Л.М. и Е.В.В.
Поскольку А.Б.В. заявлены требования не только в своих интересах, но и как пояснили заявитель и его представители, в интересах иных лиц – Г.П.В., М.Л.М., Е.В.В., членов Альтернативной Общественной Палаты г.Костромы, при этом надлежаще оформленных полномочий обращаться в суд в защиту указанных лиц заявитель не имеет, заявление А.Б.В. подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст. 46, 222, 247 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Оставить без рассмотрения заявление А.Б.В. о признании незаконными действий Администрации города Костромы и первого заместителя главы Администрации города Костромы О.В.Б. , выразившиеся в отказе предоставить информацию о муниципальной собственности (имуществе) города Костромы, содержащейся в реестре муниципального имущества города Костромы.
На определение может быть подана частная жалоба в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение 15 дней.
Судья И.А. Шабарова