дело № 2-1287/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 24 июня 2015 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёвой Т.В.,
при секретаре Коляда Л.Н.,
с участием помощника Боровичского межрайонного прокурора Молчановой М.В.,
представителя ответчика – Администрации Сушиловского сельского поселения Лысак Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сушиловского сельского поселения об обязании совершить определенные действия – ликвидировать несанкционированную свалку и провести рекультивацию территории,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, указав при этом следующее.
Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 30 апреля 2015 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Сушиловского сельского поселения.
В ходе проверки сельского поселения был выявлены грубое нарушение действующего законодательства в сфере обращений с бытовыми отходами, выразившееся в наличии несанкционированной свалки площадью 65 кв.м., расположенной на территории д. Соинское Сушиловского сельского поселения в 20 метрах за домом 36.
Проверкой установлено, что данная несанкционированная свалка как место временного хранения и складирования мусора Администрацией Сушиловского сельского поселения не оформлялась. Однако факт наличия данной свалки подтверждается материалами прокурорской проверки, в том числе рапортом о выявлении нарушений законодательства об охране окружающей среды, фотоматериалами.
Администрацией Сушиловского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не произведено.
В ходе проверки выявить лиц, создавших указанную несанкционированную свалку, не представилось возможным. Тем не менее, факт наличия на территории Сушиловского сельского поселения указанной свалки не освобождает орган местного самоуправления поселения (в данном случае Администрацию Сушиловского сельского поселения) от обязанности её ликвидации.
Бездействие Администрации Сушиловского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалки может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Сушиловского сельского поселения, так и граждан, временно пребывающих на территории Сушиловского сельского поселения).
Просит обязать Администрацию Сушиловского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку площадью 65 кв.м., расположенную на территории д. Соинское Сушиловского сельского поселения в 20 метрах за домом 36, провести рекультивацию данной территории в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Молчанова М.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, не возражала против принятия судом признания иска ответчиком.
Представитель Администрации Сушиловского сельского поселения по доверенности Лысак Н.П. в судебном заседании исковые требования Боровичского межрайонного прокурора признала, представила письменное заявление о признании иска, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представители третьих лиц – территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Новгородской области в Боровичском районе, Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и
потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,
хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными
для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 указанного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Как следует из ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов, к которым относится наличие обязательного разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (СанПиН 2Л. 7.1038-01) утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30 мая 2001 года № 16.
В соответствии с п.п. 1.1 и 1.2 СанПиН 2Л. 7.1038-01, Правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, данные требования являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления сельских поселений обязаны осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 30 апреля 2015 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами, на территории Сушиловского сельского поселения.
В ходе проверки сельского поселения был выявлены грубые нарушения действующего законодательства в сфере обращений с бытовыми отходами, выразившееся в наличии несанкционированной свалки на территории Сушиловского сельского поселения площадью 65 кв. м., расположенной на территории д. Саинское Сушиловского сельского поселения в 20 метрах за домом 36.
Проверкой установлено, что данная несанкционированная свалка как место временного хранения и складирования мусора Администрацией Сушиловского сельского поселения не оформлялась. Факт наличия данной свалки подтверждается материалами прокурорской проверки, в том числе рапортом о выявлении нарушений законодательство об охране окружающей среды, фотоматериалами.
В нарушение требований природоохранного законодательства, Администрацией Сушиловского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не произведено.
Бездействие Администрации Сушиловского сельского поселения по ликвидации несанкционированной свалки может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Сушиловского сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории Сушиловского сельского поселения).
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской. Федерации как основа жизни и деятельности народов.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор в силу возложенных на него действующим законодательством прав и обязанностей вправе принимать меры для выявления нарушений действующего законодательства, и принимать меры прокурорского реагирования, в том числе обращаясь в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
При определении срока, в течение которого ответчик должен выполнить мероприятия по устранению несанкционированной свалки, суд полагает необходимым установить срок исполнения ответчиком данных обязанностей в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В связи с тем, что в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию с Администрации Сушиловского сельского поселения не подлежит.
Руководствуясь ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
иск Боровичского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Обязать Администрацию Сушиловского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку на территории Сушиловского сельского поселения Боровичского муниципального района, площадью 65 кв.м., расположенную на территории д. Соинское Сушиловского сельского поселения в 200 метрах за домом 36, провести рекультивацию данной территории в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.В. Киселёва