РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора г. Тольятти, действующего в интересах Сухих ФИО8 к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Тольятти обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Сухих Л.Ю. на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Загарина О.М., действующая по удостоверению, иск поддержала. Суду пояснила, что Сухих Л.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать ФИО4 лишена родительских прав, умерла в 2003 году, отец умер в 1992 году. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сухих Л.Ю. находилась в приюте, потом была передана на воспитание в приемную семью. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1613-р/5 принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истица в судебном заседании иск поддержала. Суду пояснила, что в настоящее время проживает в съемной квартире. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Ефремова Н.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что не оспаривает право истицы на получение жилого помещения, однако в настоящее время отсутствуют правовые основания для предоставления Сухих Л.Ю. специализированного жилого помещения, так как денежные средства из областного бюджета не поступали, соответственно муниципальный специализированный жилищный фонд за счет предоставляемых субвенций не сформирован. В удовлетворении иска просит отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вступил в силу с 1 января 2013 года) предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 8 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления передаваемых настоящим Законом государственных полномочий, рассчитывается в соответствии с приложением N 2 к Закону Самарской области "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений (далее - муниципальный специализированный жилищный фонд), рассчитывается в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
(в ред. Закона Самарской области от 10.04.2013 N 23-ГД)
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно п.3 ст.4 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.
Решение органа местного самоуправления об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде. В случае признания соответствующего решения незаконным в судебном порядке орган местного самоуправления принимает решение о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список в порядке очередности в зависимости от первоначальной даты подачи заявления.
Статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
Судом установлено, что Сухих ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти. Мать ФИО4 решением Елховского райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Сухих Л.Ю., в родительских правах не восстановлена, что подтверждается решением суда. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сухих Л.Ю. находилась в приюте «Надежда» <адрес>.
На основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сухих Л.Ю. была передана на воспитание в приемную семью, заключен договор. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № договор об образовании приемной семьи расторгнут.
Из выписки из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1613-р/5 «О включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» видно, что истица включена в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании п.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Сухих Л.Ю. зарегистрирована по <адрес> что также подтверждается актом обследования жилищных условия заявителя.
Согласно справке ГАОУ СПО Тольяттинский социально - экономический колледж Сухих Л.Ю. обучается с ДД.ММ.ГГГГ по очной форме обучения на бюджетной основе по специальности «пожарная безопасность».
Представитель ответчика не оспаривает право Сухих Л.Ю. на обеспечение жилым помещением, однако считает, что жилое помещение ей будет предоставлено по мере поступления денежных средств, поскольку поступающих денежных средств не хватает на обеспечение специализированными жилыми помещениями всех граждан данной категории.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст.109.1 ЖК РФ и Законом Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (ред. от 03.10.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 20.12.2012) и реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе нехваткой денежных средств. Таким образом, принимая во внимание, что истица жилым помещением не обеспечена, с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поэтому суд приходит к выводу о том, что мэрия г.о. Тольятти должна предоставить Сухих Л.Ю. жилое помещение по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Иск Прокурора г.Тольятти удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Сухих ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано, на него может быть подано апелляционное представление в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий: Соболева Ж.В.