дело № 2-4159/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» октября 2011 года
г. Пушкино Московской области
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.
при секретаре судебного заседания Жоховой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова П.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, 3-му лицу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Смирнов П.В. обратился в суд с иском к к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, 3-му лицу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности на земельный участок. В обоснование иска истец указал, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УФРС по Московской области, истец является собственником 12\100 долей жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>. Данное свидетельство было получено на основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный жилой дом находится на земельном участке, общей площадью 246 кв.м, кадастровый номер № разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит истцу на основании договора об уступки прав по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который был надлежащим образом зарегистрирован в УФРС по <адрес>. Указанный земельный участок был выделен прежнему арендатору ФИО3 на основании Постановления Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в аренду на 49 лет, о чем у истца имеется договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный надлежащим образом. ДД.ММ.ГГГГ, истец обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о согласовании договора об уступке прав по договору аренды земельного участка, общей площадью 246 кв.м, кадастровый номер № разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: <адрес>. На его обращение заместитель министра ФИО4 ответил в письменном виде, что данный земельный участок не относится к собственности Московской области, в связи с чем Минмособлимущество не является органом, имеющим право на распоряжение данным земельным участком. В настоящий момент возникла необходимость приобретения в собственность вышеуказанного земельного участка, но так как этот участок является собственностью Российской Федерации, истец не может реализовать свое законное право приобретения в собственность путем выкупа у Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, что нарушает его законные права и интересы.
В судебном заседании истец Смирнов П.В. поддержал заявленные исковые требования, просил суд прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадь 246 кв.м с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица администрации Пушкинского муниципального района ФИО5 оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Судом установлены следующие, имеющие значение для дела обстоятельства.
Истец является собственником 12\100 долей жилого дома, расположенного на земельном участке площадью 246 кв.м кадастровый номер № по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).
На основании постановления Главы администрации пос. Клязьма Пушкинского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 246 кв.м ( л.д.8).
На основании договора об уступке прав по договору аренды земельного участка ФИО3 безвозмездно передала Смирнову П.В. права и обязанности предусмотренные договором аренды земельного участка площадью 246 кв.м ( л.д. 10).
Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП одновременно с регистрацией договора аренды с Смирновым П.В. (л.д. 10). Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ через муниципальное образование г.Пушкино.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Таким образом, право собственности Российской Федерации не может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации препятствует Смирнову П.В. выкупить в установленном порядке указанный земельный участок.
Согласно пункту 52 (абзац 4) совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010, "О некоторых вопросам, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При указанных обстоятельствах, требования истца о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим и прекращении права подлежит удовлетворению с исключением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Смирнова П.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, 3-му лицу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области о прекращении права собственности на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 246 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ: