Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 мая 2010 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
при секретаре М. И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску В.А.Ю., В.А.Ю. к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, 3-м лицам – администрации сельского поселения ..., З.В.И. о включении в состав наследственного имущества, признании права собственности на домовладение в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л :
В. А.Ю., В. А.Ю. (далее именуемые Истцы) обратились в суд с иском к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, администрации сельского поселения ..., 3-му лицу – З. В.И. о включении в состав наследственного имущества их матери В.И.И., умершей 13 октября 2003 г., строений лит. Б (основное строение) общей площадью 45.0 кв.м, лит. Б1 – площадью 18.1 кв.м, лит. Б2 площадью 36.6 кв.м, хозяйственных строений лит. Г, Г2, Г3, признании права собственности на указанное домовладение в порядке наследования по закону, а также о признании за ними права общей долевой собственности в ? доле за каждым на 1/3 долю жилого дома и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, с. <…>, д. <…> в порядке наследования к имуществу отца – В.Ю.Н., умершего 27 ноября 2007 г. Свое обращение в суд Истцы мотивируют тем, что вместе с отцом они являлись наследниками первой очереди по закону к имуществу матери. Вступившим в законную силу решением Раменского городского суда от 21.04.2005 г. за ними признано право собственности в равных долях на земельный участок, жилой дом и хозяйственные постройки. В выдаче свидетельства о праве на наследство к имуществу отца им отказано в связи с тем, что государственную регистрацию права на долю в домовладении и земельном участке отец не произвел, а строения лит. Б (основное строение) общей площадью 45.0 кв.м, лит. Б1 – площадью 18.1 кв.м, лит. Б2 площадью 36.6 кв.м, хозяйственные строения лит. Г, Г2, Г3 в состав наследственного имущества матери не вошли, т.к. к моменту открытия наследства не были приняты в эксплуатацию. л.д.4-6,90-91/.
Ответчик – ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, копия искового заявления с приложенными документами которой была направлена надлежащим образом л.д.48/, письменных возражений по заявленным требованиям не представило.
3-е лицо – Администрация сельского поселения ... в письменном мнении иск поддерживает, просит рассматривать дело в отсутствие ее представителя л.д.85/.
3-е лицо – З.В.И. в письменном мнении указывает, что строения, указанные в исковом заявлении Истцов, возведены с их согласия, их права и законные интересы не ущемляют. Иск поддерживает, просит рассматривать дело в ее отсутствие л.д.97,98/.
В судебном заседании истец В. А.Ю. поддержал доводы искового заявления в полном объеме, указав, что жилой дом являлся собственностью матери на основании договора дарения от 23.10.1990 г., земельный участок площадью 1372 кв.м был передан ей в собственность на основании постановления Главы администрации ... сельского округа от 26.05.1994 г. № 221. Спорные строения были возведены родителями на принадлежащем матери земельном участке, но без надлежащего разрешения.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства л.д.96/, в судебное заседание не явился.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
3-и лица – в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Выслушав доводы Истца, проверив представленные доказательства, в том числе материалы наследственного дела Номер обезличен к имуществу В.Ю.Н., умершего 27.11.2007 г., копия которого представлена нотариусом г. Котельники Люберецкого района Московской области Т.И.А., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, В. И.И. являлась собственником жилого дома №<…> полезной площадью 16.0 кв.м, в том числе жилой – 16.0 кв.м со служебными строениями и сооружениями на основании договора дарения от 23.10.1990 г. с В. Г.М., удостоверенном нотариусом Бронницкой ГНК Я.Л.А. л.д.30/. Однако в последующем данный договор в Раменском БТИ зарегистрирован не был, в связи с чем по данным технического учета собственником указанного жилого дома числилась В.Г.М.л.д.7/. В.И.И. являлась собственником земельного участка при доме № <…> площадью 1372 кв.м, что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю серии Номер обезличен от 11.09.1995 г. л.д.23-27/. Государственный кадастровый учет земельного участка произведен по результатам межевания, в качестве правообладателя указана В.И.И. л.д.13-17/. Но в последующем государственная регистрация права на земельный участок ею не производилась.
Умерла В.И.И. 13.10.2003 г. л.д.19/.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Статья 1110 ГК РФ устанавливает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. как единое целое и в один и тот же момент. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Иными словами, истцы наследует те права, которые непосредственно принадлежали наследодателю на день открытия наследства.
Истцы являются собственниками в равных долях в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1372 кв.м с кадастровым номером <…>, относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для дачного строительства в с. <…> Раменского района Московской области на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 14.12.2004 г. к имуществу матери В. И.И., удостоверенного нотариусом г. Москвы С. Ф.Ф. (реестровая запись Номер обезличен) л.д.22/. Государственная регистрация права на объекты недвижимого имущества не произведена.
Вступившим в законную силу решением Раменского городского суда от 21.04.2005 г. за ними, а также их отцом В. Ю.Н. признано право собственности в равных долях на жилой дом № <…> и хозяйственные постройки при нем в порядке наследования к имуществу В. И.И. л.д.28/. Государственная регистрация права на долю в наследстве ни истцами, ни В. Ю.Н. также не была произведена.
В. Ю.Н. умер 27.11.2007 г. л.д.55/.
Согласно материалам наследственного дела Номер обезличен г. Истцы в установленном законом порядке приняли наследство к имуществу отца в виде денежных вкладов л.д.63/, автомобиля л.д.70/, доли в праве собственности на квартиру в г. Москве л.д.76/, квартиры в г. Люберцы л.д.79/.
В соответствии п. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Пункт 4 ст. 1152 ГК РФ устанавливает, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Спорные строения в состав наследственного имущества ни одного из родителей не вошли.
Техническая инвентаризация дома произведена по состоянию на 29.09.2004 г., дому присвоен инвентарный номер 71-17022 л.д.7-14/. Согласно отметке в техническом паспорте разрешение на возведенные строения лит. Б,Б1, Б2, Г, Г2,Г3, возведенных на принадлежащем В. И.И. земельном участке, не предъявлено л.д.8/.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения дела являются отсутствие или наличие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при возведении самовольных строений, нарушений прав и законных интересов владельцев смежных земельных участков, угроза жизни и здоровью граждан со стороны самовольно возведенных построек.
Согласно п. 3 ст. 17 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Поэтому строения лит. Г, Г2, Г3 рассматриваться как самовольные строения не могут.
Спорное строение лит. Б представляет собой возведенный из пенобетона жилой дом площадью 45.0 кв.м, лит. Б1- основную кирпичную пристройку площадью 18.1 кв.м с мансардой лит. Б2 площадью 36.6 кв.м л.д.12/.
Пункт 1 ч. 1 ст. 218 ГК РФ устанавливает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Возведение наследодателями указанных строений на принадлежащем им земельном участке, предназначенном для дачного строительства, никем не оспаривается.
Владелец единственного смежного земельного участка – 3-е лицо – З. В.И. в письменном мнении указывает, что строения, указанные в исковом заявлении Истцов, возведены с их согласия, их права и законные интересы не ущемляют.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Данная правовая норма позволяет суду сделать вывод о том, что наследодатель В. И.И. правомерно возвела на принадлежащем ей земельном участке жилой дом и хозяйственное строение, в связи с чем в соответствии со ст. 219 ГК РФ у нее возникло право собственности на эти постройки. Поэтому спорный жилой дом и хозяйственные постройки должны быть включены в состав ее наследственного имущества.
Пункт 2 ст. 1153 ГК РФ устанавливает, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры к сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества…
Анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что при возведении наследодателями спорных строений отсутствуют существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, нарушения прав и законных интересов владельцев смежных земельных участков, угроза жизни и здоровью граждан со стороны самовольно возведенных строений.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права. Поэтому обращение Волковых в суд правомерно и обоснованно и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь 12,219, 1110, 1152, 1153 ГК РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 3, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования В.А.Ю., В.А.Ю. удовлетворить.
Признать строения лит. Б основное строение общей площадью 45.0 кв.м, лит. Б1 – площадью 18.1 кв.м, лит. Б2 площадью 36.6 кв.м, хозяйственные строения лит. Г, Г2, Г3, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, с. <…>, д. <…> наследственным имуществом В.И.И., умершей 13 октября 2003 г.
Признать за В.А.Ю., В.А.Ю. право общей долевой собственности в ? доле за каждым на строения лит. Б основное строение общей площадью 45.0 кв.м, лит. Б1 – площадью 18.1 кв.м, лит. Б2 площадью 36.6 кв.м, хозяйственные строения лит. Г, Г2, Г3, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, с. <…>, д. <…> в порядке наследования к имуществу В.И.И., умершей 13 октября 2003 г.
Признать за В.А.Ю., В.А.Ю. право общей долевой собственности в ? доле за каждым на 1/3 долю жилого дома и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, с. <…>, д. <…> в порядке наследования к имуществу В.Ю.Н., умершего 27 ноября 2007 г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья ...