Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-904/2019 ~ М-402/2019 от 04.02.2019

дело №2-904/19

УИД26RS0029-01-2019-000792-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2019 года <адрес>

Пятигорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Весниной О.В.

при секретаре судебного заседания ФИО3

с участием:

представителя истца (по доверенности) ФИО2

ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Минераловодского линейного управления МВД России на транспорте к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств

установил:

Минераловодское линейное управление МВД России на транспорте обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в июне 2018 года в Минераловодском ЛУ МВД России на транспорте сотрудниками контрольно-ревизионного отдела МВД России проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, в ходе которой установлены факты переплат сотрудникам денежного довольствия в 2016 и 2017 годах в нарушение п. 1.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производились выплаты разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в письменной форме. Общая сумма переплат составила 135 950,00 рублей.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте назначено проведение служебной проверки.

Так, в рамках проверки были изучены приказы Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, согласно которым были осуществлены выплаты разовых премий сотрудникам Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, имеющим на момент премирования действующие дисциплинарные взыскания: от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза – ФИО6) от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель – ФИО4, согласовано начальник ОРЛС полковник внутренней службы A.В. ФИО11, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО7, согласовано начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, начальник ОДиР ФИО8, правовая экспертиза – ФИО6.

В своем устном объяснении в рамках проводимой служебной проверки бывший начальник ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте полковник внутренней службы ФИО1 пояснил, что подготовка проектов приказов Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте о выплате разовых премий сотрудникам Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте в 2016, 2017 годах осуществлялась сотрудниками ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а также прошли в установленном порядке согласование с бухгалтерией Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте и правовую экспертизу у сотрудника, ответственного за правовую работу.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам ггганов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации может быть установлена дополнительная выплата за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Порядок премирования определен разделом IV Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ .

Пунктом 34 указанного Порядка предусмотрено, что в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотрудникам, успешно выполняющим особо сложные и важные задачи, могут дополнительно выплачиваться разовые премии.

Решение о выплате разовой премии, предусмотренной в пункте 34 Порядка, оформляется приказом руководителя (пункт 35 Порядка).

Согласно части 1.1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 42-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе в органах внутренних дел) сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

Пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о службе в органах внутренних пел предусмотрено, что за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел может в качестве меры поощрения применяться, в том числе выплата денежной премии.

С учетом изложенного денежные премии, регламентированные пунктом 34 Порядка, можно отнести к мерам поощрения, в связи с чем, правовых оснований для выплаты таких премий сотрудникам органов внутренних дел, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о службе в органах внутренних дел в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания, а частью 4 указанной статьи допускается применение к сотруднику одновременно нескольких мер поощрения (например, приказом руководителя к сотруднику могут быть применены мера поощрения в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания и выплата разовой премии).

В соответствии с пунктом 133 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , после разработки проекта нормативного правового акта непосредственный исполнитель обязан считать его текст, проверить правильность ссылок на ранее изданные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России.

В соответствии с пунктом 137 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , осуществление контроля и ответственность за правильное оформление проекта нормативного правового акта (приложений к нему) и его дальнейшее сопровождение до момента издания (государственной регистрации) возлагаются на руководителя подразделения МВД России, являющегося его головным разработчиком, и руководителя юридического подразделения.

В соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом ЛВД России от ДД.ММ.ГГГГ исполнение документа предусматривает сбор и обработку необходимой информации, подготовку при необходимости проекта документа, его оформление, согласование, представление на подписание (утверждение) руководителю (начальнику) органа внутренних дел или его структурного подразделения (пункт 85); исполнитель несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации, использованной при подготовке документа, нарушение установленных сроков исполнения документов без объективных причин; за составление и оформление исходящего документа в соответствии с правилами, предусмотренными разделом III Инструкции, за внутреннее согласование проекта документа с заинтересованными должностными лицами органа внутренних дел, а при необходимости и внешнее согласование с другими органами власти и организациями отвечает исполнитель, а также руководитель (начальник) подразделения- исполнителя документа (пункт 88); исполнитель до представления проекта исходящего документа на подпись проверяет правильность оформления документа и его адресования, наличие необходимых виз, приложений, при необходимости - отметки редактора, справок или пояснительных записок, разъясняющих содержание подготовленного документа, указателя рассылки документа (пункт 89).

В соответствии с пунктом 10.6 должностного регламента должностной инструкции) начальник отделения по работе с личным составом (ФИО1) Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте обеспечивает контроль за состоянием законности в подразделениях Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте и организацией работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков среди сотрудников, разработкой осуществлением профилактических мероприятий.

В соответствии с пунктом 55 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , меры поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника.

Таким образом, в рамках проведенной служебной проверки установлено, что бывшим начальником ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте полковником внутренней службы ФИО1 не осуществлялся должный контроль за учетом у сотрудников Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте действующих дисциплинарных взысканий, контроль как руководителя, являющегося головным разработчиком приказов о премировании, за правильным оформлением данных проектов нормативных правовых актов, что повлекло за собой нарушение пункта 137 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления необоснованных выплат разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в письменной форме.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Одной из основных обязанностей работодателя и работника является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии с ч. 4 ст. 248 Трудового кодекса РФ работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

В свою очередь, ст. 392 Трудового кодекса РФ предоставляет работодателю право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Таким образом, в связи с не осуществлением ответчиком должного контроля за учетом у сотрудников Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте действующих дисциплинарных взысканий, контроля как руководителя, являющегося головным разработчиком приказов о премировании, за правильным оформлением данных проектов нормативных правовых актов, что повлекло за собой осуществление необоснованных выплат разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в письменной форме привело к причинению ущерба органу внутренних дел Минераловодскому ЛУ МВД России на транспорте) в сумме 135 950,00 рублей. В связи с увольнением ФИО1 из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ и невозможностью в связи с увольнением взыскания денежных средств с ФИО1 в связи с увольнением взыскания денежных средств с ответчика в добровольном порядке Минераловодское ЛУ МВД России на транспорте вынужденно обратиться в суд.

Просит взыскать со ФИО1 денежные средства - необоснованные выплаты разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в сумме 135 950,00 рублей.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении в полном объеме и просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО9 исковые требования не признал, и суду показал, что в исковом заявлении о взыскании денежных средств в части необоснованных выплат разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в сумме 135 950 рублей доводы истца являются не состоятельными, поскольку не содержат надлежащей аргументации и не подтвержденными соответствующими доказательствами.

Так, к исковому заявлению не приобщены документы, а именно заключение служебной проверки в отношении ответчика, устанавливающие в чем конкретно заключается его вина, отсутствуют приказы по личному составу, в соответствии с которыми производилась выплата денежных премий сотрудникам Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, листы согласования к данным приказам, позволяющих установить и идентифицировать конкретных должностных лиц, которые являлись исполнителями этих приказов и подтверждающие обстоятельства существа виновных действий и имевших место нарушений.

Приложение к исковому заявлению о взыскании денежных средств - необоснованные выплаты разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания содержит только лишь должностную инструкцию ответчика, рапорт ревизоров КРО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указан факт выявленных нарушений без указания конкретных должностных лиц, которые совершили указанные нарушения.

Ссылка истца в обосновании своих требований на несоблюдение требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» является также несостоятельной, поскольку вышеуказанный нормативных правовой акт не применяется в силу объективных причин к порядку подготовки, подписания приказов по личному составу, о которых идет речь в исковом заявлении о взыскании денежных средств - необоснованные выплаты разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания, поскольку регулирует правоотношения, связанные с подготовкой только лишь нормативных правовых актов.

Так, в силу п. 2 Приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом в пределах его компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Приказы подразделяются на приказы по общим вопросам, приказы по личному составу, приказы, являющимися нормативными правовыми актами, содержащие критерии указанные выше и нормы права, регулирующие определённые сферы общественных отношений (например, приказ руководителя территориального органа об утверждении порядка регистрации сообщений о происшествиях, административных правонарушениях или преступлениях), то есть многократного применения, касающийся неопределённого круга лиц и.т.д.

Приказ по личному составу по своей юридической силе является актом применения норм права (пример о назначении на должность, выплата премии и.т.д.), индивидуальным актом персонального характера, действие которых исчерпывается однократным применением, а также правовым актом ненормативного характера, внутриорганизационного предназначения, что исключает его нормативный характер, что также подтверждается п. 18 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству ОВД Российской Федерации», постановлением Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

П. 18 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству ОВД Российской Федерации» прямо определяет, что приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» подлежит применению только к подготовке нормативных правовых актов.

Согласно ст. 238 ТК РФ закреплена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.

Так, работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действенный ущерб.

Под прямым действенным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Роструд в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ «О материальной ответственности работников организации» к прямому действенному ущербу относит недостачу денежных или имущественных ценностей, порчу материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула и простоя, суммы уплаченного штрафа.

В силу названного письма Роструда от 19.102006 года «О материальной ответственности работников организации» установлено, что ТК РФ предусматривает два вида материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю:    ограниченную и полную материальную ответственность.

Ограниченная материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить причиненный прямой действенный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им зарплатой.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ таким максимальным пределом является средний месячный заработок работника.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть возложена на работника лишь в случаях прямо определенных ТК РФ или иными нормативными правовыми актами.

Перечень случаев полной материальной ответственности работников установлен ст. 243 ТК РФ.

Договоры о полной материальной ответственности заключаются по правилам, установленным ст. 244 ТК РФ.

Договоры о полной материальной ответственности могут заключаться только с теми работниками и на выполнение тех видов работ, которые предусмотрены Перечнем должностей и работ, замещаемыми или выполняемыми работниками, с которыми работодатель может заключить письменные договоры о полной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденного Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ .

Начальник отделения по работе с личным составом не подпадает под эту категорию.

Названный Перечень должностей и работ является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству и режиму в ОВД, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству ОВД Российской Федерации» установлен Порядок документооборота в ОВД, в том числе связанный с подготовкой приказов по личному составу.

В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в ОВД РФ» утверждена Инструкция по делопроизводству ОВД России».

Так, в силу п. 10 Инструкции сотрудники ОВД при работе с документами обязаны знать и точно выполнять требования, установленные настоящей Инструкции (п. 10.1.).

Пункт 85 Инструкции устанавливает, что исполнитель несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации, нарушение установленных сроков исполнения документа, полноту и качество исполнения документа, осуществляет сбор и обработку необходимой информации и.т.д.

Исполнитель в процессе реализации документа проверяет правильность оформление документа, его адресование, наличие необходимых виз и.т.д.

Пункт 12 Инструкции определяет, что сотрудники несут ответственность за несоблюдение требований Инструкции.

В исковом заявлении о взыскании денежных средств в части взыскания необоснованных выплат разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в сумме 135 950,00 рублей, сделаны ссылки на конкретных должностных лиц, являющихся исполнителями приказов по личному составу о снятии дисциплинарных взысканий и о премировании личного состава, которые подготовлены в установленном законном порядке.

Исполнители, своими виновными действиями произвели неверную регистрацию приказов по личному составу (очередность регистрации не соблюдена), что повлекло указанные в рапорте сотрудников КРО УТ МВД России по СКФО недостатки, которые носят исключительно технический характер.

В этой связи, с его стороны не может быть и речи о причинении прямого действенного ущерба, поскольку в его действиях не содержится элементов такого ущерба, а лишь возможная дисциплинарная ответственность, которая может наступить при определённых условиях, установленных законом.

В данном случае, прямой действенный ущерб и его последствия могут быть применены только в отношении конкретных исполнителей при соблюдении установленных требований закона, в частности ТК РФ.

Просит в удовлетворении заявленных исковых требований Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте о взыскании денежных средств в части взыскания с него необоснованных выплат разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в сумме 135 950,00 рублей отказать.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом л\с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – помощник начальника линейного управления МВД России – начальник отделения по работе с личным составом Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте уволен со службы в органах внутренних дел.

в июне 2018 года в Минераловодском ЛУ МВД России на транспорте сотрудниками контрольно-ревизионного отдела МВД России проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, в ходе которой установлены факты переплат сотрудникам денежного довольствия в 2016 и 2017 годах в нарушение п. 1.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производились выплаты разовых премий сотрудникам, у которых на момент премирования имелись действующие дисциплинарные взыскания в письменной форме. Общая сумма переплат составила 135 950,00 рублей.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте назначено проведение служебной проверки.

Так, в рамках проверки были изучены приказы Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, согласно которым были осуществлены выплаты разовых премий сотрудникам Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, имеющим на момент премирования действующие дисциплинарные взыскания: от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза – ФИО6) от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель – ФИО4, согласовано начальник ОРЛС полковник внутренней службы A.В. ФИО11, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО4, согласовано: начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, правовая экспертиза - B.C. Савченко); от ДД.ММ.ГГГГ (исполнитель - ФИО7, согласовано начальник ОРЛС полковник внутренней службы ФИО1, главный бухгалтер бухгалтерии ФИО5, начальник ОДиР ФИО8, правовая экспертиза – ФИО6.

В своем устном объяснении в рамках проводимой служебной проверки бывший начальник ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте полковник внутренней службы ФИО1 пояснил, что подготовка проектов приказов Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте о выплате разовых премий сотрудникам Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте в 2016, 2017 годах осуществлялась сотрудниками ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а также прошли в установленном порядке согласование с бухгалтерией Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте и правовую экспертизу у сотрудника, ответственного за правовую работу.

Указаниями Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД) МВД России было доведено решение министра МВД РФ выплатить разовые премии личному составу органов внутренних дел за счет сложившейся экономии по фонду оплаты труда в 2016 и 2017гг. В целях реализации принятого решения предписывалось определить размер экономии по фонду оплаты труда личного состава, обеспечив в полном объёме расходы на выплату текущего денежного довольствия до конца 2016 и 2017 годов, а премирование осуществлять дифференцированно, в абсолютных размерах, с учетом личного вклада конкретного должностного лица в выполнение поставленных задач, сотрудникам органов внутренних дел в виде разовой премии за выполнение особо сложных и важных заданий.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 34).

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел, Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Частью 3 ст.2 данного закона установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В ч.18 этой же статьи установлено, что порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ за утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно п.п. 25 - 27 данного Порядка сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачиваются премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год.

Премия выплачивается ежемесячно из расчета двадцати пяти процентов оклада денежного содержания, установленного сотруднику на первое число месяца, за который производится выплата. Премия исчисляется пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце. В расчетный период для выплаты премии включаются время обучения, нахождения в отпуске с сохранением денежного довольствия, освобождения сотрудника от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

В соответствии с п.32 Порядка премия не выплачивается сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание "строгий выговор", "предупреждение о неполном служебном соответствии", "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел», в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности.

Согласно п.34 в пределах средств на выплату денежного довольствия сотрудникам, успешно выполняющим особо сложные и важные задачи, могут дополнительно выплачиваться разовые премии.

Из изложенного следует, что предусмотренная п.25 Порядка премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей входит в систему оплаты труда сотрудников, выплачивается ежемесячно, право на ее получение имеют все сотрудники независимо от результатов труда, кроме сотрудников органов внутренних дел, имеющих дисциплинарное взыскание "строгий выговор", "предупреждение о неполном служебном соответствии", "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел», тогда как предусмотренная п.34 Порядка разовая премия может выплачиваться лишь сотрудникам, успешно выполняющим особо сложные и важные задачи.

В силу п.35 Порядка решение о выплате разовой премии, указанной в п. 34 Порядка, принимается руководителем органа внутренних дел.

Начальник отдела устанавливает в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам и работникам Отдела, премирует их в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на премирование. Также установлено право начальника на поощрение сотрудников Отдела.

Исходя из положений ст.48 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ, выплата денежной премии является мерой поощрения сотрудника органов внутренних дел, которая выплачивается за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности и не относится согласно ст.2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №247-ФЗ к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел являющегося основным средством обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.

Также в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру внутренних дел Российской Федерации предоставлено право премировать сотрудников и работников по результатам службы (работы).

Исходя из Приказа МВД РФ "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ " от ДД.ММ.ГГГГ , начальники управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации могут использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в четвертом квартале соответствующего года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы, то есть успешно выполняющим особо сложные и важные задачи.

Анализ приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия выплаты сотрудникам внутренних дел разовых премий за счет экономии фонда оплаты труда позволяет сделать вывод, что разовые премии, предусмотренные Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказом МВД РФ "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ", не являются обязательными, не относятся к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, обусловлены оценкой работодателя результатами службы (работы) конкретного работника, и выплачиваются по усмотрению работодателя, то есть является его правом, чем и руководствовались начальник Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте и начальник ОРЛС ФИО1 при выплате разовых премий сотрудникам, в том числе имеющим и дисциплинарные взыскания, из денежных средств оставшихся за счет экономии по вакантным должностям и организационно-штатных изменений.

Рассматривая вопрос относительно нарушения начальником ОРЛС Минераловодского ЛУ МВД России на транспорте, требований п.36 Порядка, выразившихся в том, что им было принято решение о подготовке приказов о выплате разовой премии сотрудникам ЛУ МВД России на транспорте, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.33 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

При этом ст. 243 ТК РФ установлены случаи полной материальной ответственности:1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами; 8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.
В соответствии с ч.1 ст.277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

В данном случае истцом не представлено доказательств наличия противоправного поведения ответчика ФИО1, ущерба, вины ответчика в причинении ущерба и причинной связи между конкретными действиями ответчика, наличия прямого действительного ущерба.

Доводы представителя истца, что причиненный ущерб заключается в том, что денежные средства в виде премий были получены сотрудниками, имеющими дисциплинарные взыскания и их не получили сотрудники, не имеющие дисциплинарных взысканий не имеет правового значения, так как денежные средства, образовавшиеся за счет экономии должны были быть выплачены и были выплачены в виде премий сотрудникам, в том числе и не имеющим дисциплинарных взысканий, нецелевого использования денежных средств допущено не было, а соответственно и ущерб нанесен не был.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Минераловодского линейного управления МВД России на транспорте к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пятигорский городской суд.

Судья О.В. Веснина

2-904/2019 ~ М-402/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Минераловодское ЛУ МВД на транспорте
Ответчики
Скрылов Александр Васильевич
Другие
Райтаровская Инна Сергеевна
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Веснина О.В.
Дело на сайте суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
04.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2019Передача материалов судье
08.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019Подготовка дела (собеседование)
15.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2019Судебное заседание
11.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Судебное заседание
20.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2019Дело оформлено
20.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее