дело № 2-1867/2021
50RS0036-01-2021-001328-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» мая 2021 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Малюковой Т.С.,
при секретаре Талалаеве С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семиной Е. Н., Семина А. Ю. в интересах несовершеннолетней подопечной Иштряковой В. А. к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск, Министерству образования <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения Управления опеки и попечительства от 15.01.2021 г. №-Р, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>,
установил:
Истцы Семина Е.Н., Семин А.Ю. в интересах несовершеннолетней подопечной Иштряковой В.А. обратились в суд с иском к ответчику Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск, Министерству образования <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р об отказе во включении Иштряковой В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском городском округе <адрес>, признании за подопечной права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>, обязании включить Иштрякову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>.
В обосновании исковых требований указано, что истцы Семина Е.Н. и Семин А.Ю. являются попечителями несовершеннолетней Иштряковой В. А., <дата> года рождения, зарегистрированы и проживают совместно по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес>. Биологические родители несовершеннолетней подопечной умерли. Несовершеннолетняя Иштрякова В.А. родилась в <адрес> и до <дата> была зарегистрирована в <адрес>. Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от <дата> № над несовершеннолетней Иштряковой В.А. назначена опека, опекунами назначены истцы Семина Е.Н. и Семин А.Ю. На основании Распоряжения Министерства образования <адрес> Управления опеки и попечительства по Пушкинскому муниципальному району, г.о. Ивантеевка и Красноармейск от <дата> №-р несовершеннолетняя девочка поставлена на учет в качестве подопечной в Управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому муниципальному району, г.о. Ивантеевка и Красноармейск; в качестве опекунов назначены Семина Е.Н. и Семин А.Ю. на возмездных условиях постановлено определить место жительства подопечной с приемными родителями по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес>. До издания указанных постановления и Распоряжения, несовершеннолетняя Иштрякова В.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в квартире принадлежащей на праве собственности ее бабушки. Несовершеннолетняя жилых помещений на праве собственности и условиях социального найма не имеет. <дата> истцы обратились в Управление опеки и попечительства по Пушкинскому городскому округу МО с заявлением о включении несовершеннолетней подопечной Иштряковой В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском г.о. МО. Распоряжением Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р истцам отказано во включении Иштряковой В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском городском округе <адрес> в связи с отсутствием оснований для включения в Список на территории <адрес>, а именно: наличие противоречивых сведений о регистрации Иштряковой В.А. по месту жительства и одновременное рассмотрением вопроса по включению её в список в Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес>, а также наличия имущества в виде ? доли жилого помещения, принадлежащее умершей матери. Истцы считают, что данный отказ Управления опеки и попечительства является незаконным, нарушает права несовершеннолетней подопечной Иштряковой В.А. как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетняя Иштрякова В.А. зарегистирована и проживает на территории Пушкинского городского округа МО, в списке на жилое помещение в <адрес> не стоит, кроме того, с 2019 г. состоит на учете в Управление опеки и попечительства по Пушкинскому городскому округу МО. Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес> от <дата> №-р Иштряковой В.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как <адрес> не является ее местом жительства. Также несовершеннолетняя Иштрякова В.А. в права наследования на ? доли жилого помещения (квартиры) по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери Башмаковой А.А. не вступала. В связи с незаконным отказом Управления опеки и попечительства по Пушкинскому городскому округу МО во включении Иштряковой В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Истец Семина Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что с 2019 г. подопечная проживает и зарегистрирована на территории Пушкинского городского округа <адрес>.
Истец Семин А.Ю. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Несовершеннолетняя Иштрякова В.А., <дата> г.р., привлечённая к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена, подала ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, иск поддержала, просил удовлетворить в полном объеме, доверяет представление её интересов попечителю Семиной Е.Н.
Допущенный на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ представитель истца Семиной Е.Н. - Головань А.И. в судебном заседании иск поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что с 2019 г. подопечная проживает и зарегистрирована на территории Пушкинского городского округа <адрес>. Вступать Иштряковой В.А. в наследство на ? доли квартиры или не вступать является правом несовершеннолетней, а не обязанностью, в связи с чем, просил о признании распоряжения ответчика незаконным и об удовлетворении иска.
Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск по доверенности Охапкина О.А. в судебном заседании иск не признала, полагала его необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Поддержала письменные возражения на исковое заявление, согласно которым в паспорте гражданина РФ Иштряковой В.А. имеется отметка о регистрации по месту жительства с <дата> по адресу проживания приемных родителей: <адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес>. При этом в личном деле несовершеннолетней имеются сведения о том, что Иштрякова В.А. с <дата> зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, р.<адрес>, что подтверждается ответом начальника отделения МО МВД России «Карасунский» УМВД России по <адрес> и свидетельством о регистрации по месту жительства от <дата> №. Кроме того, у несовершеннолетней имеется потенциальное имущество – наследство в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес>, общей площадью 49,1 кв.м., образовавшееся после смерти ее матери Башмаковой А.А., о чем <дата> она обратилась в заявление о принятии наследства к нотариусу Радаевой И.В. Ивантеевского нотариального округа <адрес>. Полагала распоряжение ответчика обоснованным, требования иска не подлежащими удовлетворению.
Ответчик Министерство образования <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о слушании дела извещены, причин неявки суду не сообщили.
Третьи лица администрации Пушкинского городского округа <адрес>, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия <адрес> явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены, причин неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются положениями Семейного кодекса РФ.
В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1091 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правоотношения по льготному предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на территории <адрес> регулируются положениями статьи <адрес> от <дата> № «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» (далее - <адрес> от <дата> №).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно части 1 статьи <адрес> от <дата> № детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном <адрес> (часть 1).
В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 267 -ФЗ, вступившего в силу с <дата>) установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок Формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи <адрес> от <дата> № центральный исполнительный орган государственной власти <адрес>, уполномоченный в сфере образования (далее уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным образованиям <адрес>, в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (далее - список). Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, и включаются в Список, если они:
- не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального
найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
- являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены: Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка детей-сирот);
форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 Правил формирования списка детей-сирот, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Судом установлено, что истцы Семина Е.Н. и Семин А.Ю. являются попечителями несовершеннолетней Иштряковой В. А., <дата> года рождения, зарегистрированы и проживают совместно по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес>.
Биологические родители несовершеннолетней подопечной умерли – отец Иштряков А.П. и мать Башмакова А.А. (л.д.27-28).
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от <дата> № над несовершеннолетней Иштряковой В.А. назначена опека, опекунами назначены истцы Семина Е.Н. и Семин А.Ю. (л.д.29-30).
На основании Распоряжения Министерства образования <адрес> Управления опеки и попечительства по Пушкинскому муниципальному району, г.о. Ивантеевка и Красноармейск от <дата> №-р несовершеннолетняя девочка поставлена на учет в качестве подопечной в Управлении опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому муниципальному району, г.о. Ивантеевка и Красноармейск; в качестве опекунов назначены Семина Е.Н. и Семин А.Ю. на возмездных условиях постановлено определить место жительства подопечной с приемными родителями по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес> (л.д.32).
Согласно свидетельству № о регистрации по месту жительства от <дата> Иштрякова В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с/п Царевское, тер. Автодорога Левково-Грибово, <адрес> (л.д.37).
<дата> истцы обратились в Управление опеки и попечительства по Пушкинскому городскому округу МО с заявлением о включении несовершеннолетней подопечной Иштряковой В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском г.о. МО (л.д.38-41).
Распоряжением Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р истцам отказано во включении Иштряковой В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском городском округе <адрес> в связи с отсутствием оснований для включения в Список на территории <адрес>, а именно: наличие противоречивых сведений о регистрации Иштряковой В.А. по месту жительства и одновременное рассмотрением вопроса по включению её в список в Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес>, а также наличия имущества в виде ? доли жилого помещения, принадлежащее умершей матери (л.д.42-43).
Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес> от <дата> №-р Иштряковой В.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как <адрес> не является ее местом жительства (л.д.46).
Несовершеннолетняя Иштрякова В.А. является наследником к имуществу биологической матери Башмаковой А.А., умершей <дата>, состоящее из ? доли квартиры по адресу: <адрес>, р.<адрес>, однако наследственное дело нотариусом нотариальной палаты <адрес> не заводилось.
Согласно письму нотариуса нотариальной палаты <адрес> Василькиной О.Е. от <дата> № следует, что <дата> к ней с заявлением обратилась Иштрякова В.А. о принятии наследства к имуществу умершей матери, однако заявитель обратилась по истечении шестимесячного срока со дня открытия наследства (л.д.47).
По смыслу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, указывается, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2).
Из смысла статьи 20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
В силу положений абзаца третьего пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 24 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
Пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
В силу положений статьи 34 ГК РФ, статьи 9 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договора о приемной семье.
Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
Материалами дела установлено, что несовершеннолетняя Иштрякова В.А. с <дата> проживает и зарегистрирована вместе с истцами Семиной Е.Н. и Семиным А.Ю., которые являются её опекунами, по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. Автодороги Левково-Грибово, <адрес>.
В пункте 3 распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому муниципальному району, городским округам Ивантеевка и Красноармейск от <дата> №-р «О постановке на учет несовершеннолетней Иштряковой В.А., назначении супругов Семина А.Ю. и Семиной Е.Н. опекунами на возмездных условиях и заключении договора о приемной семье» прямо установлено: определить место жительства подопечной с приемными родителями по адресу: <адрес>, с.<адрес>, тер. автодороги Левково-Грибово, <адрес>.
Как следует из положений пункта 30 Правил формирования списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, единственным подтверждением смены места жительства ребенком, оставшимся без попечения родителей, является постановка его на учет в органе опеки и попечительстве по новому месту жительства.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ реализация права Иштряковой В.А. на льготное обеспечение жилым помещением подлежит в Пушкинском г.о. <адрес>.
Как установлено в пункте 14 Правил формирования списка детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск от <дата> № -Р не содержит ссылок на нормы Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве основания для отказа Иштряковой В.А. во включении в Список.
Следовательно, распоряжение Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск от <дата> №-Р не отвечает и требованиям пункта 14 Правил формирования списка детей-сирот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
С заявлением о включении Ишряковой В.А. в Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, по своей инициативе обратилось Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск.
Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес> от <дата> №-р Иштряковой В.А. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как <адрес> не является ее местом жительства.
Суд, оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ относимость и допустимость представленных по делу доказательств, с учетом приведенных норм права, исследовав материалы дела, полагает распоряжение Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р об отказе во включении Иштряковой В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском городском округе <адрес> незаконным и подлежащим отмене.
Суд полагает возможным в целях восстановления нарушенного права истца установить для ответчика обязанность выполнить то действие, в совершении которого истцу отказано, в связи с чем, суд признает за Иштряковой В. А., <дата> года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес> и обязывает Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск, Министерство образования <адрес> включить Иштрякову В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>.
Иные доводы были предметом подробного судебного исследования, однако не влияют на выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Семиной Е. Н., Семина А. Ю. в интересах несовершеннолетней подопечной Иштряковой В. А. к Управлению опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск, Министерству образования <адрес> о признании незаконным и отмене распоряжения Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Управления опеки и попечительства от <дата> №-Р об отказе во включении Иштряковой В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Пушкинском городском округе <адрес>.
Признать за Иштряковой В. А., <дата> года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому городскому округу, городским округам Ивантеевка и Красноармейск, Министерство образования <адрес> включить Иштрякову В. А., <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Пушкинском городском округе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме – <дата>
Судья: