именем Российской Федерации
15 июня 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе: Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н., При секретаре Назарчик Д.В. С участием истца Кривошеева С.В., Кривошеевой А.С., представителя истца Жакупова М.А., представителя ответчика Чернова С.О., представителя третьего лица – Министерства здравоохранения Амурской области Шалминой Я.Ю.Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеева С. В. к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании затрат (компенсации) за приобретенные авиабилеты, затрат на выплату процентов по кредиту, на оплату услуг специалиста в области права, возмещении морального вреда.
установил:
Кривошеев С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании затрат (компенсации) за приобретенные авиабилеты, затрат на выплату процентов по кредиту, на оплату услуг специалиста в области права, возмещении морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что его несовершеннолетняя дочь Кривошеева А. С. *** года рождения была признана ребенком-инвалидом на срок до 28 декабря 2018 года, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 № 0127595 от 19 декабря 2000 года. Согласно протоколу заседания комиссии по отбору больных на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи МРНЦ им. А.Ф.Цыба – филиала ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России от 27 октября 2017 года Кривошеевой А. С. была назначена госпитализация на 11 февраля 2018 года. Он обратился в Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении проездом к месту лечения и обратно, 18 января 2018 года получил уведомление о предоставлении проезда по маршруту: ст. Благовещенск – ст. Москва – ст. Благовещенск железнодорожным транспортом, в котором было указано, что после подписания государственного контракта у регионального отделения появится возможность оформления именных направлений на право бесплатного авиаперелета. Ему на имя дочери, а также на его имя были выданы талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования № Г2002003 716236, № Г2002003 716237, № Г2002003 716238, № Г2002003 716239 по маршруту ст. Благовещенск – ст. Москва – ст. Благовещенск, срок действия талонов был определен с 11 февраля 2018 года по 28 декабря 2018 года. Ввиду необходимости прибытия в г. Москву для госпитализации, назначенной на 11 февраля 2018 года, учитывая состояние здоровья дочери, которая не может длительное время находиться в закрытом пространстве, был вынужден самостоятельно приобрести для себя и дочери авиабилеты на 30 января 2018 года и 18 февраля 2018 года по маршруту Благовещенск – Москва и Москва – Благовещенск на общую сумму 46964 рубля 00 копеек. Согласно ответу № 105 от 06 марта 2018 года, № 110 от 18 января 2018 года от ОАО «РЖД» стоимость проезда железнодорожным транспортом по маршруту ст. Благовещенск – ст. Москва – ст. Благовещенск составляла минимум 56602 рубля, максимум – 132765 рублей 02 копейки, что превышает стоимость авиабилетов, приобретенных им. 05 марта 2018 года Кривошеев С.В. обратился в Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, 05 апреля 2018 года им был получен ответ о том, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям напрямую, у гражданина отсутствует право самостоятельного выбора вида транспорта. Ему было отказано в выплате компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно. Полагает, что в соответствии с п. 10 Административного регламента (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 марта 2012 года №271н) его дочь имеет право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом (экономический класс) при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом. Полагает, что ответчиком мониторинг цен на билеты проводился ненадлежащим образом, в результате чего ему пришлось самостоятельно приобретать авиабилеты для себя и своей дочери для проезда к месту лечения и обратно, для чего он взял кредит, что подтверждается кредитным договором № 2264894146 от 03 февраля 2018 года. Также указал на причинение действиями должностных лиц ответчика ему нравственных страданий. Просит суд взыскать с Государственного учреждения – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации затраты (компенсацию) за приобретенные авиабилеты в сумме 46964 рубля, затраты на выплату процентов по кредиту в сумме 18200 рублей, затраты на оплату услуг специалиста в области права в сумме 20000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
Истец, представитель истца Жакупов М.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали, представитель истца Жакупов М.А. пояснил об обстоятельствах, указанных в иске, дополнительно указав на то, что согласно приказу Министерства здравоохранения Амурской области № 316 от 16 апреля 2012 создается комиссия, которая на основании врачебной документации принимает решение о том, какой вид транспорта целесообразнее использовать в каждом конкретном случае. В данном случае комиссия создана не была, что является нарушением законодательства. Также указал на то, что в журнале регистрации, предоставленном ответчиком, указаны еще два лица, которым требовался авиаперелет, и они его получили.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Чернов С.О. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации напрямую транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, гражданину при этом право самостоятельного выбора вида транспорта не предоставляется, возмещение расходов при самостоятельном приобретении проездных билетов не предусмотрено. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении проезда к месту лечения и обратно по маршруту «Благовещенск-Москва-Благовещенск», к которому прилагались талоны №№ 1, 2, выданные Министерством здравоохранения Амурской области, в соответствии с которым ответчик выдал истцу талоны на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования, отказа от получения талонов от истца не поступало. Таким образом, Государственным учреждением – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации услуга по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно была оказана в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Амурской области Шалмина Я.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержала позицию представителя ответчика.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск разрешение вопроса об обоснованности заявленных исковых требований оставил на усмотрение суда, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на инвалидов.
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться: железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга; водным транспортом (третьей категории); автомобильным транспортом (общего пользования).
В силу пункта 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
После получения направления и талона № 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617.
В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № 2 указанного образца. Талон № 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт «б» пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды (подпункт «з» пункта 2 Правил).
На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом «б» пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
В силу п. 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.
С 1 января 2011 года исполнение части полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществлялось Министерством социальной защиты населения Амурской области в связи с передачей государственных полномочий Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 2419-р.
Из пункта 1.3 части 1 статьи 2 данного Соглашения следовало, что порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Правительством Амурской области с учетом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 3 ст. 5 этого же Соглашения исполнение переданных полномочий осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Амурской области в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Расходование субвенций, предоставляемых бюджету Амурской области из федерального бюджета для осуществления федеральных полномочий, определенных Соглашением, осуществлялось в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Соглашения постановлением Правительства Амурской области от 20 мая 2011 года № 320 был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по направлениям, выданным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также назначения и выплаты компенсации расходов на проезд, произведенных за счет собственных средств граждан.
В частности, данным Порядком № 320 было предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется как в форме обеспечения граждан специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов, так и в форме выплаты гражданам компенсации за самостоятельно приобретенные билеты на проезд к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2015 года № 658 признано утратившим силу с 1 января 2016 года Постановление Правительства Амурской области от 20 мая 2011 года № 320, в связи с прекращением с 1 января 2016 года осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно справке серии МСЭ-2016 № *** от 19 декабря 2000 года Кривошеева А. С. *** года рождения была признана ребенком-инвалидом на срок до 28 декабря 2018 года.
Талон № 1 от 12 января 2018 года и Талон № 2 от 12 января 2018 года на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи на имя Кривошеевой А.С. и сопровождающего Кривошеева С.В. были выданы Министерством здравоохранения Амурской области.
Как установлено судом, 18 января 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении проезда к месту лечения и обратно по маршруту «Благовещенск-Москва-Благовещенск», к которому прилагались талоны №№ 1, 2, выданные Министерством здравоохранения Амурской области. Ответчиком на имя Кривошеева С.В. и Кривошеевой А.С. были выданы талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования № Г2002003 716236, № Г2002003 716237, № Г2002003 716238, № Г2002003 716239 по маршруту ст. Благовещенск – ст. Москва – ст. Благовещенск, срок действия талонов был определен с 11 февраля 2018 года по 28 декабря 2018 года.
Истец данные талоны получил, о чем расписался, отказа от получения талонов от истца не поступало.
Оценивая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об отказе во взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно, поскольку компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг, который самостоятельно приобрел проездные документы на проезд к месту лечения и обратно, нормативными правовыми актами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом к месту лечения и обратно перечисляются региональным отделением Фонда непосредственно транспортной организации, оказывающей соответствующие услуги, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно.
Подпункт "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, устанавливающее случаи, при которых возможно предоставление бесплатного проезда гражданам - получателям набора социальных услуг воздушным транспортом. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуральном выражении, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.
Ввиду того, что несовершеннолетняя Кривошеева А.С. не имеет травм спинного мозга, в месте проживания имеется железнодорожное сообщение между г. Благовещенск и г. Москва ГУ – Амурской региональное отделение фонда социального страхования РФ Кривошеевой А.С. и сопровождающему ее лицу выданы талоны на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно для прохождения лечения, которыми истец не воспользовался и самостоятельно приобрел билеты для следования к месту лечения и обратно воздушным транспортом.
Кроме того, заболевание, имеющееся у Кривошеевой А.С. не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте, в связи с чем, суд признал несостоятельными доводы истца о необходимости компенсации расходов на оплату стоимости проезда исключительно воздушным транспортом, поскольку истцом не представлено документов, подтверждающих наличие противопоказаний для использования железнодорожного транспорта для проезда его дочери к месту лечения и обратно.
Требования истца о взыскании компенсации за проезд в виду меньшей стоимости авиаперелета по сравнению с железнодорожным проездом суд находит не состоятельным, поскольку сравнение стоимости проезда железнодорожным транспортом и авиационным транспортом может производиться при условии наличия государственного контракта, тогда как по данным ответчика государственный контракт на оказание услуг по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи к месту лечения и обратно авиационным транспортом, не заключался.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика затрат на выплату процентов по кредиту в размере 18200 рублей, суд полагает их не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что в законодательстве отсутствуют основания для взыскания с ответчика затрат на выплату процентов по кредиту при данных обстоятельствах.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ гражданину, которому был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, судом может быть присуждена денежная компенсация указанного вреда.
Государственное учреждение – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда к месту лечения и обратно действовало в соответствии с нормами действующего законодательства, государственная услуга была оказана своевременно и в полном объеме, следователь права истца нарушены не были. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
В части судебных расходов требования удовлетворению не подлежат, поскольку судом отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Кривошееву С. В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании затрат (компенсации) за приобретенные авиабилеты в сумме 46964 рубля, затрат на выплату процентов по кредиту в сумме 18200 рублей, затрат на оплату услуг специалиста в области права в сумме 20000 рублей, возмещении компенсации морального вреда в сумме 20000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, через Благовещенский городской суд, начиная с 21 июня 2018 года.
Судья Н.Н. Матюханова