№2-1163/2020
УИД 67HS 0003-01-2020-000746-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ушковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Татьяны Евгеньевны к ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Павлова Т.Е. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г.Смоленске о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в обоснование которого указала, что 19.11.2019 решением ответчика ей отказано в назначении таковой из-за отсутствия требуемого количества специального стажа, при этом ответчиком необоснованно не были включены в ее стаж работы следующие периоды:
- с 21.02.05 по 06.05.05, с 29.09.08 по 22.10.08, с 19.11.13 по 02.12.13, с 07.11.18 по 20.11.18, 05.12.18 нахождения на курсах по повышению квалификации с отрывом от производства и с сохранением заработной платы.
Названное решение считает необоснованным и просит суд зачесть спорные периоды в специальный стаж работы, поскольку в периоды направления на курсы повышения квалификации она работала в учреждении здравоохранения и занимала должность, предусмотренную Списком от 29.10.2002 №781. На обучение направлялась на основании соответствующих приказов работодателя, за ней сохранялось ее рабочее место, выплачивалась заработная плата, из которой производились необходимые отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд.
В судебное заседание Павлова Т.Е. не явилась, прося о рассмотрении спора в свое отсутствие.
Ответчик - ГУ - УПФ РФ в г.Смоленске, прося о рассмотрении спора без участия представителя Пенсионного фонда, в предоставленных суду письменных возражениях исковые требования не признал, пояснив, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа, поскольку на 05.08.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, составлял 28 лет 06 месяцев 09 дней. Оснований для удовлетворения требований истицы не имеется, поскольку включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации противоречит положениям п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, и положениям п.5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5, исключающих такую возможность.
Изучив позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 32 Федерального закона №400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Часть 3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.30 и 31 Федерального закона №400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п.«н» п.1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что 05.08.2019 Павлова Т.Е. обратилась в УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа.
На 05.08.2019 стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 28 лет 06 месяцев 09 дней. При этом, в него не включены оспариваемые истцом периоды по вышеизложенным основаниям.
Однако, по мнению суда, данный отказ необоснован.
Из материалов дела усматривается, что в спорные периоды Павлова Т.Е. действительно направлялась работодателем на обучение (курсы усовершенствования и повышения квалификации), о чем свидетельствуют соответствующие приказы и справка ОГБУЗ «СОКБ» о льготном характере работы заявителя.
В силу ст.173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации.
Таким образом, учебные отпуска являются дополнительными оплачиваемыми отпусками, в связи с чем должны быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому периоды нахождения на курсах усовершенствования являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Учеба на курсах повышения квалификации является необходимой для выполнения профессиональных обязанностей медицинского работника. На основании прохождения курсов повышения квалификации выдается сертификат и присваивается или подтверждается квалификационная категория, на основании которой устанавливается размер оплаты труда. В случае отказа специалиста от очередного курса повышения квалификации, присвоенная ранее категория утрачивается с истечением пятилетнего срока с момента ее присвоения.
Сотрудник направляется на курсы повышения квалификации на основании приказа. При этом за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Закон не предусматривает ограничения прав граждан в части исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации (иного рода обучения) из стажа работы по специальности.
Как было указано ранее, в спорные периоды истец действительно находилась на курсах повышения квалификации, куда направлялась приказом работодателя, издаваемому по основному месту работы. При этом, за ней сохранялось рабочее место и выплачивалась заработная плата, в силу чего в Пенсионный фонд РФ производились положенные отчисления.
Указанные обстоятельства ответчиком фактически не оспариваются.
Исходя из приведенных норм, анализируемые периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, названные периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление спорного стажа следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая, что в периоды направления на курсы повышения квалификации истица работала в учреждении здравоохранения и занимала должность, предусмотренную Списком от 29.10.2002 №781, спорные периоды должны быть зачтены в ее специальный стаж.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Павловой Татьяны Евгеньевны удовлетворить.
Обязать УПФР в г.Смоленске включить в специальный стаж работы Павловой Татьяны Евгеньевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды работы:
- с 21.02.05 по 06.05.05, с 29.09.08 по 22.10.08, с 19.11.13 по 02.12.13, с 07.11.18 по 20.11.18, 05.12.18 нахождения на курсах по повышению квалификации.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья И.В.Селезенева