РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
судьи |
Мороховец О.А., |
при секретаре с участием представителя УФАС по СК представителя правонарушителя |
Панариной А.В., Г, |
рассмотрев жалобу заместителя министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> Коваленко И. В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ЗолинойГ.В. от дата №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата № должностное лицо – заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> Коваленко И. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Коваленко И.В. обратилась в суд с жалобой, из которой следует, что с указанным постановлением она не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон №221-ФЗ) заявитель указала, что заказчик в Разделе 2 Документации об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта с министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> на выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков для строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения по объекту «Ставропольский клинический перинатальный центр» для обеспечения государственных нужд <адрес> (далее соответственно - Документация об аукционе, министерство) установил требования к участнику закупки в соответствии с Законом о кадастре недвижимости наличие у участника закупки: копии действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера - для физических лиц; копий не менее двух действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, состоящих в штате организации - для юридических лиц.
Таким образом, Заказчик установил требование к кадастровым инженерам в соответствии с Законом о кадастре недвижимости. Исходя из норм закона, можно сделать вывод, что участник должен иметь действующий кадастровый аттестат и предоставляя его, он берет на себя ответственность за достоверность представленной информации.
Ссылаясь на п. 2, 8 ст. 30 Федерального закона № 221-ФЗ, ч. 5 ст. 66, п. 8 ст. 31 Федерального закона от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) указывает, что поскольку законом не регламентирована обязанность заказчика устанавливать предоставление в составе заявки реестра кадастровых инженеров, можно провести аналогию с п.1.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ, где четко указано право устанавливать требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, надлежащим подтверждением соответствия участников размещения заказа положениям Закона о государственном кадастре недвижимости является предоставление в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе копий действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, а требование о предоставлении выписки из реестра кадастровых инженеров является правом, а не обязанностью Заказчика.
Ссылаясь на ст. 31 Федерального закона № 221-ФЗ, указывает, что в разделе 2 Документации об аукционе Заказчик установил требование к участникам закупки - кадастровый инженер должен состоять в штате организации, что само по себе подразумевает наличие трудового договора между работодателем и кадастровым инженером. Так как заключение гражданского - правового договора не возможно в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости, то установление в Документации об электронном аукционе требования о предоставлении договоров с кадастровым инженером не является нарушением.
Участие в электронном аукционе может быть ограничено заказчиком только в случаях, установленных Законом о контрактной системе.
Ограничением для участия в электронном аукционе могут служить: требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки; проведение аукциона с участием только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ссылаясь на ст.ст. 30, 31, 64 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает, что в документации о закупке должны быть заявлены требования к участникам закупки, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим соответствующие предмету закупки виды деятельности.
Ссылаясь на ст. 4 Федерального закона от дата № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ, указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона в разделе «Преимущества и требования к участникам» содержатся и преимущества и ограничения.
В этой связи следует учитывать, что законодатель использует формулировку «ограничение участия в закупках» применительно к субъектам, участвующим в закупках на особых условиях (субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
Таким образом, статья 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что информация о закупках, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, должна содержаться в извещении об осуществлении закупок.
При этом данной нормой не предусмотрена необходимость указывать в документации об электронном аукционе информацию об осуществлении закупок для субъектов малого предпринимательства и устанавливать требования к таким участникам.
В свою очередь, на титульном листе документации об аукционе заказчиком указано: закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; принять участие в аукционе в электронной форме могут только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В п. 5 ч. 3.6 раздела 3 Документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Кроме того, документация об аукционе была подготовлена на основании формы, разработанной министерством экономического развития <адрес>.
Исходя из вышеизложенного, законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика указывать в документации об электронном аукционе обязательные требования о соответствии участников закупки, которые являются субъектами малого предпринимательства.
Таким образом, документация об аукционе подготовлена и утверждена в соответствии с нормами действующего законодательства.
Также отмечает, что на момент возбуждения дела и вынесения обжалуемого постановления электронный аукцион проведен. Контракт заключен. Результаты электронного аукциона, а также документация об аукционе никем оспорены не были.
В связи с чем, считает выводы управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> о наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, являются необоснованными, а доводы, изложенные в обжалуемом постановлении не подтверждающими факт совершения ею указанного административного правонарушения.
На основании изложенного, просит суд постановление от дата № отменить и прекратить производство по делу.
В судебное заседание Коваленко И.В., извещенная надлежащим образом, не явилась, представила суду ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, но с участием ее представителя по доверенности Г суд считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Представитель правонарушителя Г в судебном заседании доводы жалобы Коваленко И.В. поддержала, просила постановление об административном правонарушении отменить, дело производством прекратить.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> Н просила оставить постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Золиной Г.В. по СК № от дата без изменения, а жалобу Коваленко И.В. - без удовлетворения.
Изучив жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Из представленных материалов следует, что заместителем министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> Коваленко И.В. дата утверждена документация о проведении электронного аукциона № «Выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков для строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения по объекту Ставропольский клинический перинатальный центр для обеспечения государственных нужд <адрес>» с начальной (максимальной) ценой контракта 2 610 214,75 рублей.
В п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено общее требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Согласно требованиям ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участиюв таком аукционе.
Согласно требованиям п. ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в аукционе должна, в том числе, содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 221-ФЗ квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с правилами, установленными ст. 30 Федерального закона №221-ФЗ.
В п. 2.1.1 документации электронного аукциона к участникам закупки, наряду с иными требованиями, предъявлены требования о наличие у участника закупки копии действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера – для физических лиц, копий не менее двух действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, состоящих в штате организации - для юридических лиц.
Согласно п.п. 2 п. 3.6 документации закупки, вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным в п. 2.1.1 документации требованиям: если участник закупки - физическое лицо - копия действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера, если участник - юридическое лицо - копии не менее двух договоров с кадастровыми инженерами, копии не менее двух действующих квалификационных аттестатов кадастровых инженеров; действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера в соответствии с Законом № 221-ФЗ.
Однако, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ в документации не установлена обязанность для участников закупки предоставлять во второй части заявки документы, подтверждающие что аттестат кадастрового инженера является действующим (сведения о кадастровом инженере внесены в государственный реестр кадастровых инженеров).
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый инженер осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Исходя из положений ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 221-ФЗ такое юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, и обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
В нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ заказчиком в документации не установлена обязанность предоставления участниками закупки - юридическими лицами документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между кадастровыми инженерами и юридическим лицом, т.е. документов, подтверждающих, что юридическое лицо имеет в штате двух кадастровых инженеров. Установленное в документации требование о предоставлении в составе второй части заявки копий договоров с кадастровыми инженерами не позволяет подтвердить наличие именно трудовых отношений между кадастровыми инженерами и юридическим лицом.
Суд находит убедительными выводы заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, изложенные в оспариваемом постановлении о том, что при наличии таких требований к составу заявки юридическое лицо может представить не только трудовые договоры, но и договоры гражданско-правового характера, что не будет соответствовать установленным ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 221-ФЗ требованиям.
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
В ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ предписывается, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В извещении закупки № указано, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В документации электронного аукциона № указано, что закупка осуществляется среди малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, принять участие в аукционе в электронной форме могут только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Однако, п. 2.3 раздела 2 документации аукциона № содержится указание не на ограничение, а на преимущество: право участника закупки на получение преимущества в соответствии сост. 30 Федерального закона № 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности доводов представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>, что при указанных обстоятельствах в нарушение требований ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ ограничение на участие в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в документации закупки фактически не установлено, что свидетельствует о не соответствии документацииэлектронногоаукциона№ требованиям законодательства.
Доводы заявителя Коваленко И.В. об указании на вышеназванные ограничения в титульном листе документации об аукционе, суд не может признать убедительными.
Коваленко И.В. назначена заместителем министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> с дата распоряжением <адрес> от дата №-р «О назначении Коваленко И.В.».
В соответствии с п. 3.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Коваленко И. В., замещающей должность заместителя министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, утвержденного министром строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, заместитель министра, исходя из задач министерства, определенных положением о министерстве, выполняет, в том числе, следующие обязанности: непосредственно рассматривает вопросы планирования и осуществления закупок в установленной сфере деятельности на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд <адрес> за счет бюджета <адрес>, организует и координирует работу по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд <адрес> в установленной сфере деятельности.
Доверенностью от дата заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Коваленко И.В. уполномочена на подписание и утверждение документации о размещении государственных заказов на поставки товаров, требование работ, оказание услуг, подготовленных министерством в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта ставропольского края Коваленко И.В., исполняя должностные обязанности, дата утвердила документацию электронного аукциона № «Выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков для строительства сетей водоснабжения, теплоснабжения по объекту Ставропольский клинический перинатальный центр для обеспечения государственных нужд <адрес>» с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Наличие в действиях Коваленко И.В. состава административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе: рапортом прокурора отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики И от дата, документацией об аукционе в электронной форме от 26.06.2015г., должностным регламентом государственного гражданского служащего Коваленко И.В., приказом от дата, иными документами.
Поскольку Коваленко И.А. является заместителем министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, то есть должностным лицом, то постановление УФАС по СК о привлечении ее к административной ответственности, как должностного лица, обоснованно.
Оспариваемое постановление составлено УФАС в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 28.3 и 23.48 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст.4.5КоАПРФ.
Приведенные обстоятельства в совокупности объективно свидетельствуют о правомерности привлечения Коваленко И.А. к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Коваленко И.А. с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной ч. 4. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для применения в отношении Коваленко И.А. положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, на наличие таких оснований заявитель не ссылалась.
На процессуальные нарушения заявитель не ссылалась и судом такие нарушения не установлены.
В связи с чем, оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> № от дата не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от дата № оставить без изменения, жалобу Коваленко И. В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 суток.
Судья подпись О.А. Мороховец
Копия верна. Судья О.А. Мороховец