Дело № 2-169/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2015 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
при секретаре Ардашевой М.Е.,
с участием заявителя Москалёвой Р.М. и лица, в интересах которого подано заявление – ФИО1;
представителей заинтересованных лиц: Кунгурцева И.М. и Хороховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Москалёвой <данные изъяты> действующей в интересах ФИО1 о признании незаконным отказа Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы и обязании присвоить ФИО1 статус безработной с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л :
Москалёва Р.М. обратилась в суд в интересах ФИО1 с заявлением о признании незаконным отказа Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы ФИО1 и обязании присвоить ФИО1 статус безработной с момента обращения. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ она со своей подопечной обратилась в Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» с целью присвоения ФИО1 статуса безработной. Для этого ими были предоставлены документы на имя ФИО1: паспорт, свидетельство об обучении, страховое свидетельство, справка о прохождении флюорографического обследования. В постановке на учет ФИО1 было отказано с вязи с тем, что представленное ею свидетельство об обучении не является документом об образовании. Просит признать указанный отказ незаконным и обязать присвоить ФИО1 статус безработной с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании Москалёва Р.М. требования поддержала в полном объеме по указанным в заявлении основаниям. Так же пояснила, что является приемным родителем ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано МКОУ «<адрес> свидетельство об обучении в связи с тем, что она является лицом с ограниченными возможностями здоровья (<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ она со своей подопечной обратилась в Шалинский центр занятости с целью присвоения ФИО1 статуса безработной и дальнейшего направления ее на образовательные курсы для получения рабочей профессии, исходя из ее способностей. В постановке на учет ФИО1 было отказано в связи с тем, что предоставленное для регистрации свидетельство об обучении на имя ФИО1 не является документом об образовании. Другого документа об образовании у ФИО1 не имеется. Инвалидность ФИО1 не установлена, по медицинским показаниям ограничений по работе не установлено. Самостоятельно работу для нее найти не смогли. Считает действия Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» по отказу в постановке на учет ФИО1 незаконными. На основании изложенного, просит суд признать отказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы незаконным и обязать присвоить ФИО1 статус безработной с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
ФИО1 требования поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - инспектор Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» Кунгурцев И.М. возражал против удовлетворения требований и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ним впервые в целях постановки на учет в поисках работы. Для регистрации ею предоставлен документ об обучении. Указанный документ не является документом об образовании согласно ст.60 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости для граждан впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации: паспорта; документа об образовании и (или) о квалификации.
Таким образом, ФИО1 как лицо, впервые ищущая работу (ранее не работавшая), не имеющая квалификации, обратившаяся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы и представившая свидетельство об обучении в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, не может быть признана безработной.
При постановке на учет возможна выдача направления органом службы занятости на обучение по определенным профессиям, с целью дальнейшего трудоустройства по приобретенной профессии. Но в данном случае поставить на учет ФИО1 нет законных оснований, соответственно дать ей направление на работу или обучение возможности так же не имеется. Найти работу, не требующую квалификации, а также пройти дистанционное обучение ФИО1 может самостоятельно, без помощи службы занятости.
На основании вышеизложенного, отказ в постановке на учет в поисках работы и соответственно отказ в присвоении ФИО1 статуса безработной считает законным и обоснованным и просит в удовлетворении требований Москалёвой Р.М. отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - начальник Управления образованием Шалинского городского округа Хорохова Н.А. требования считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. В обоснование этого она пояснила, что Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шалинского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа №», где обучалась ФИО1, имеет соответствующие лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, подтверждающие право указанного учреждения реализовать общеобразовательные программы для <данные изъяты> детей. В соответствии с ч.1 ст.60 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются: документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В соответствии с ч.13 ст.60 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Таким образом, возникла правовая коллизия. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» противоречит Закону «Об образовании в Российской Федерации». Оба имеют одинаковый статус.
В силу ст.60 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» документ об обучении приравнен к документу об образовании. ФИО1, как лицу с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), на законных основаниях выдано свидетельство об обучении. ФИО1 не была признана инвалидом, не имела ограничений по учебе, соответственно имеет право на получение в дальнейшем какой-либо профессии, и предоставление соответствующей работы.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» он определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие положений указанной статьи Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 года № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан; требования к подбору подходящей работы.
В соответствии с п. 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
Согласно п. 8 этих же Правил трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к работе или профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт;
б) документ об образовании;
в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Вместе с тем, регистрация гражданина в качестве безработного, а также в целях поиска подходящей работы относится к государственным услугам, оказываемым исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством специально созданного для этого учреждения, что в силу ч. ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предполагает его применение к правоотношения в сфере занятости в Российской Федерации.
Из карточки персонального учета и заявления-анкеты ФИО1 видно, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Государственное казенное учреждение службы занятости населения <адрес> «Шалинский центр занятости» с заявлением о постановке на учет в поисках работы. Пожелания к работе по профессии фасовщица. Категория незанятости указана – выпускник 9 лет школы, образование – основное общее (л.д. №).
По данным дневника активного поиска работы видно, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была на перерегистрации в дни, установленные специалистами Шалинского центра занятости (л.д. №).
Свидетельством об обучении, представленном при постановке на учет в поисках работы, подтверждается, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ завершила обучение в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Шалинского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа №» (л.д.№).
Из представленных Муниципальным казённым общеобразовательным учреждением Шалинского городского округа «<адрес> средняя общеобразовательная школа №№» документов, видно, что выданное ФИО1 свидетельство об обучении соответствует образовательным стандартам (л.д. №).
В соответствии со ст.60 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 год № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются как документ об образовании, так и документ об обучении выдаваемый лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Порядок выдачи документа об обучении установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 года № 1145, он аналогичен Порядку заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 года № 115.
Указанными доказательствами подтверждается, что по итогам обучения в общеобразовательном учреждении ФИО1 получила свидетельство об обучении, поскольку в связи с имеющимися у нее ограниченными возможностями здоровья, другой документ, в том числе и документ об образовании ей не может быть выдан.
В Российской Федерации труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, то есть какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст.ст.19, 37 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 2, 3, 64 Трудового Кодекса Российской Федерации, ст.1 Конвенции МОТ № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 года).
Имеющееся у ФИО1 свидетельство об обучении не препятствует предложению ей подходящей работы в соответствии с требованиями п.п.4, 8 Требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с изложенным, отказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения <адрес> «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы и соответственно отказ в присвоении ФИО1 статуса безработной нарушает ее конституционные права на труд и социальную защиту от безработицы, гарантированные государством. Наличие документа об обучении установленного образца не препятствует постановке ФИО1 на учет в качестве безработной, поскольку в карточке персонального учета указаны категория занятости – выпускник № лет школы, а образование – основное общее.
С учетом изложенного, суд счел доводы жалобы Москалёвой Р.М. в интересах ФИО1 обоснованными, а отказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения <адрес> «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы ФИО1 незаконным.
Допущенные Государственным казенным учреждением службы занятости населения <адрес> «Шалинский центр занятости» нарушения прав ФИО1, подлежат устранению путем возложения на Государственное казенное учреждение службы занятости населения <адрес> «Шалинский центр занятости» обязанностей поставить на учет в поисках работы ФИО1 с присвоением статуса безработной с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением требований взысканию с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» подлежат судебные расходы – государственная пошлина в местный бюджет, от уплаты которой истец был освобожден при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан, в размере № рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Москалёвой <данные изъяты> действующей в интересах ФИО1 о признании незаконным отказа Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы и обязании присвоить ФИО1 статус безработной с момента обращения удовлетворить.
Признать отказ Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в постановке на учет в поисках работы ФИО1 незаконным.
Обязать Государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» поставить на учет в поисках работы ФИО1 с присвоением статуса безработной с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Шалинский центр занятости» в доход местного бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 18.03.2015 года.
Председательствующий судья С.Н. Миронова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>