Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5280/2015 ~ М-4406/2015 от 23.07.2015

гр. дело № 2-5280/2015г.

строка № 38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» сентября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Буниной И.А.

с участием истца Зеленова В.М., адвоката Щетининой Г.А., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львовой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленова ФИО6 к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ему принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м. Решением Центрального районного суда г. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц. Во исполнение решения суда постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома.

Истец является <данные изъяты>, другого жилого помещения на праве собственности в г. <адрес> не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире не проживает, в связи с тем, что пользование указанной квартирой угрожает жизни и здоровью, а муниципальная программа городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» рассчитана на 2014-2020 гг. (I этап: 2014 - 2015 годы; II этап: 2016 - 2017 годы; III этап: 2018 -2020 годы), с чем истец не согласен, уточнил исковые требования (л.д. 12-130), просит признать незаконным постановление администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ г. в части указания срока переселения; обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить ему в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в границах городского округа город Воронеж благоустроенное помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж; обязать Зеленова В.М. передать, а ответчика принять в собственность в счет изъятия указанное жилое помещение после предоставления благоустроенного помещения на праве собственности, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж в границах городского округа город Воронеж.

Истец Зеленов В.М. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львова И.В. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 109-111).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, свидетельств, договоров, постановлений, решения суда, ответов, технического паспорта, справок, выписок, имеющихся в деле, судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истцу принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м (л.д.9). Решением Центрального районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц (л.д.12-16). Во исполнение решения суда и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274 «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома (л.д.20).

На основании выписки из ЕГРПН судом установлено, что в собственности у истца на ДД.ММ.ГГГГ. имелась квартира <адрес> (л.д. 137-138), которая отчуждена истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, определены законодателем с ДД.ММ.ГГГГ. с установлением требования о признании их малоимущими.

Поскольку ни до ДД.ММ.ГГГГ г., ни в настоящее время истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суд считает необходимым установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Кроме того, суд считает, что само по себе признание жилого дома непригодным для проживания не порождает у органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в таких случаях возможно в случае признания граждан (собственников частных домовладений) малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно вышеизложенного предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд учитывает также, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального от 21.07.2007г. № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

Учитывая вышеперечисленные требования действующего законодательства, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что переселение из аварийных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ предусматривает выделение финансовой поддержки для расселения домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, между тем дом <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. и включен в подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274, поэтому действие Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ на правоотношения сторон не распространяются.

Суд считает также, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Истец не принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, не признан относящимся к категории малоимущих граждан, не представил доказательств объективной нуждаемости в жилье, поэтому он не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения, в том числе и по договору социального найма.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Кроме того, рассматривая требования истца о возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения, суд учитывает, что в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что соблюдение предусмотренной ч. 2 - 4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что заявляя требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. в части указания срока переселения, истец должен был доказать наличие права на внеочередное предоставление жилого помещения, однако суд не нашел оснований для удовлетворения этой части исковых требований, в связи с чем, по мнению суда, требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Зеленова ФИО7 к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.

гр. дело № 2-5280/2015г.

строка № 38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» сентября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Буниной И.А.

с участием истца Зеленова В.М., адвоката Щетининой Г.А., представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львовой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеленова ФИО6 к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ему принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м. Решением Центрального районного суда г. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц. Во исполнение решения суда постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома.

Истец является <данные изъяты>, другого жилого помещения на праве собственности в г. <адрес> не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ в указанной квартире не проживает, в связи с тем, что пользование указанной квартирой угрожает жизни и здоровью, а муниципальная программа городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» рассчитана на 2014-2020 гг. (I этап: 2014 - 2015 годы; II этап: 2016 - 2017 годы; III этап: 2018 -2020 годы), с чем истец не согласен, уточнил исковые требования (л.д. 12-130), просит признать незаконным постановление администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ г. в части указания срока переселения; обязать администрацию городского округа город Воронеж предоставить ему в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в границах городского округа город Воронеж благоустроенное помещение на праве собственности, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж; обязать Зеленова В.М. передать, а ответчика принять в собственность в счет изъятия указанное жилое помещение после предоставления благоустроенного помещения на праве собственности, отвечающего санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж в границах городского округа город Воронеж.

Истец Зеленов В.М. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Львова И.В. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 109-111).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пояснений сторон, свидетельств, договоров, постановлений, решения суда, ответов, технического паспорта, справок, выписок, имеющихся в деле, судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истцу принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м (л.д.9). Решением Центрального районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц (л.д.12-16). Во исполнение решения суда и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274 «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома (л.д.20).

На основании выписки из ЕГРПН судом установлено, что в собственности у истца на ДД.ММ.ГГГГ. имелась квартира <адрес> (л.д. 137-138), которая отчуждена истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, определены законодателем с ДД.ММ.ГГГГ. с установлением требования о признании их малоимущими.

Поскольку ни до ДД.ММ.ГГГГ г., ни в настоящее время истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суд считает необходимым установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Кроме того, суд считает, что само по себе признание жилого дома непригодным для проживания не порождает у органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в таких случаях возможно в случае признания граждан (собственников частных домовладений) малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно вышеизложенного предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд учитывает также, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального от 21.07.2007г. № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

Учитывая вышеперечисленные требования действующего законодательства, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что переселение из аварийных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ предусматривает выделение финансовой поддержки для расселения домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, между тем дом <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. и включен в подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274, поэтому действие Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ на правоотношения сторон не распространяются.

Суд считает также, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Истец не принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 ЖК РФ, не признан относящимся к категории малоимущих граждан, не представил доказательств объективной нуждаемости в жилье, поэтому он не может претендовать на внеочередное получение жилого помещения, в том числе и по договору социального найма.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Кроме того, рассматривая требования истца о возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения, суд учитывает, что в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что соблюдение предусмотренной ч. 2 - 4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что заявляя требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. в части указания срока переселения, истец должен был доказать наличие права на внеочередное предоставление жилого помещения, однако суд не нашел оснований для удовлетворения этой части исковых требований, в связи с чем, по мнению суда, требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Зеленова ФИО7 к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.

1версия для печати

2-5280/2015 ~ М-4406/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зеленов Вячеслав Михайлович
Ответчики
администрация городского округа город Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Жемчужникова Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.08.2015Предварительное судебное заседание
10.09.2015Судебное заседание
17.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2015Дело оформлено
21.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее