гр. дело № 2-5280/2015г.
строка № 38
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«10» сентября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Жемчужниковой Р.Р’.
РїСЂРё секретаре Буниной Р.Рђ.
СЃ участием истца Зеленова Р’.Рњ., адвоката Щетининой Р“.Рђ., представителя администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РїРѕ доверенности Львовой Р.Р’.
рассмотрел РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Зеленова Р¤РРћ6 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рѕ признании незаконным постановления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. в„– в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения, возложении обязанности предоставить РІРЅРµ очереди РІ собственность жилое помещение взамен принадлежащего РЅР° праве собственности Рё признанного непригодным для проживания жилого помещения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, указал, что РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ купли-продажи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. ему принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 РєРІ.Рј. Решением Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. <адрес> ДД.РњРњ.ГГГГ. РЅР° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Воронеж возложена обязанность РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу РЅР° основании заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рі. в„– принять решение Рё издать постановление СЃ указанием Рѕ дальнейшем использовании помещений РґРѕРјР° <адрес> (литера Рђ), сроках отселения физических лиц, Рѕ чем уведомить заинтересованных лиц. Р’Рѕ исполнение решения СЃСѓРґР° постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РѕС‚ 30.04.2015Рі. в„– 362 РЅР° управление жилищных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан РёР· РґРѕРјР° <адрес> (литера Рђ) РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ соответствии СЃ действующим законодательством, после чего осуществить СЃРЅРѕСЃ РґРѕРјР°.
Рстец является <данные изъяты>, РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РЅР° праве собственности РІ Рі. <адрес> РЅРµ имеет, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ указанной квартире РЅРµ проживает, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что пользование указанной квартирой угрожает Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Р° муниципальная программа РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем населения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж» рассчитана РЅР° 2014-2020 РіРі. (I этап: 2014 - 2015 РіРѕРґС‹; II этап: 2016 - 2017 РіРѕРґС‹; III этап: 2018 -2020 РіРѕРґС‹), СЃ чем истец РЅРµ согласен, уточнил исковые требования (Р».Рґ. 12-130), РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным постановление администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рі. в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения; обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж предоставить ему РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж благоустроенное помещение РЅР° праве собственности, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям применительно Рє РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Воронеж; обязать Зеленова Р’.Рњ. передать, Р° ответчика принять РІ собственность РІ счет изъятия указанное жилое помещение после предоставления благоустроенного помещения РЅР° праве собственности, отвечающего санитарным Рё техническим требованиям применительно Рє РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Воронеж РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
Рстец Зеленов Р’.Рњ. РёСЃРє поддержал, РїРѕСЏСЃРЅРёР» изложенное.
Представитель ответчика администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РїРѕ доверенности Львова Р.Р’. СЃ РёСЃРєРѕРј РЅРµ согласилась, представила письменные возражения (Р».Рґ. 109-111).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, свидетельств, договоров, постановлений, решения суда, ответов, технического паспорта, справок, выписок, имеющихся в деле, судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истцу принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м (л.д.9). Решением Центрального районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. № принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц (л.д.12-16). Во исполнение решения суда и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274 «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома (л.д.20).
На основании выписки из ЕГРПН судом установлено, что в собственности у истца на ДД.ММ.ГГГГ. имелась квартира <адрес> (л.д. 137-138), которая отчуждена истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, определены законодателем с ДД.ММ.ГГГГ. с установлением требования о признании их малоимущими.
Поскольку ни до ДД.ММ.ГГГГ г., ни в настоящее время истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суд считает необходимым установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Кроме того, суд считает, что само по себе признание жилого дома непригодным для проживания не порождает у органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в таких случаях возможно в случае признания граждан (собственников частных домовладений) малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
РР· данных конституционных предписаний, реализуемых РІРѕ взаимосвязи СЃ конституционными принципами справедливости Рё уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Р Р¤) Рё СЃ учетом юридически значимых для Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРѕСЂРј международного права, вытекает обязанность государства РІ лице органов государственной Рё муниципальной власти оказывать содействие РІ обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища РІ результате наступления находящихся РІРЅРµ сферы РёС… контроля обстоятельств Рё РЅРµ имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно вышеизложенного предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Суд учитывает также, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального от 21.07.2007г. № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Учитывая вышеперечисленные требования действующего законодательства, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что переселение из аварийных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ предусматривает выделение финансовой поддержки для расселения домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, между тем дом <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. и включен в подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274, поэтому действие Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ на правоотношения сторон не распространяются.
РЎСѓРґ считает также, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав РІ условиях, РєРѕРіРґР° лицо лишено жилого помещения Рё РЅРµ имеет возможности немедленно обеспечить РёРј себя самостоятельно РІ силу имущественного положения. Рстец РЅРµ РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ предоставлении жилых помещений РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном статьями 51, 52 Р–Рљ Р Р¤, РЅРµ признан относящимся Рє категории малоимущих граждан, РЅРµ представил доказательств объективной нуждаемости РІ жилье, поэтому РѕРЅ РЅРµ может претендовать РЅР° внеочередное получение жилого помещения, РІ том числе Рё РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Кроме того, рассматривая требования истца о возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения, суд учитывает, что в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что соблюдение предусмотренной ч. 2 - 4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что заявляя требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, истец должен был доказать наличие права на внеочередное предоставление жилого помещения, однако суд не нашел оснований для удовлетворения этой части исковых требований, в связи с чем, по мнению суда, требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № № в части указания срока переселения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Отказать РІ удовлетворении исковых требований Зеленова Р¤РРћ7 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рѕ признании незаконным постановления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. в„– в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения, возложении обязанности РІРЅРµ очереди предоставить РІ собственность жилое помещение взамен принадлежащего РЅР° праве собственности Рё признанного непригодным для проживания жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ:
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.
гр. дело № 2-5280/2015г.
строка № 38
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«10» сентября 2015г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Жемчужниковой Р.Р’.
РїСЂРё секретаре Буниной Р.Рђ.
СЃ участием истца Зеленова Р’.Рњ., адвоката Щетининой Р“.Рђ., представителя администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РїРѕ доверенности Львовой Р.Р’.
рассмотрел РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Зеленова Р¤РРћ6 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рѕ признании незаконным постановления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. в„– в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения, возложении обязанности предоставить РІРЅРµ очереди РІ собственность жилое помещение взамен принадлежащего РЅР° праве собственности Рё признанного непригодным для проживания жилого помещения,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј, указал, что РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ купли-продажи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. ему принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 РєРІ.Рј. Решением Центрального районного СЃСѓРґР° Рі. <адрес> ДД.РњРњ.ГГГГ. РЅР° администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Воронеж возложена обязанность РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу РЅР° основании заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рі. в„– принять решение Рё издать постановление СЃ указанием Рѕ дальнейшем использовании помещений РґРѕРјР° <адрес> (литера Рђ), сроках отселения физических лиц, Рѕ чем уведомить заинтересованных лиц. Р’Рѕ исполнение решения СЃСѓРґР° постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РѕС‚ 30.04.2015Рі. в„– 362 РЅР° управление жилищных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан РёР· РґРѕРјР° <адрес> (литера Рђ) РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ соответствии СЃ действующим законодательством, после чего осуществить СЃРЅРѕСЃ РґРѕРјР°.
Рстец является <данные изъяты>, РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РЅР° праве собственности РІ Рі. <адрес> РЅРµ имеет, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ указанной квартире РЅРµ проживает, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что пользование указанной квартирой угрожает Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Р° муниципальная программа РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем населения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж» рассчитана РЅР° 2014-2020 РіРі. (I этап: 2014 - 2015 РіРѕРґС‹; II этап: 2016 - 2017 РіРѕРґС‹; III этап: 2018 -2020 РіРѕРґС‹), СЃ чем истец РЅРµ согласен, уточнил исковые требования (Р».Рґ. 12-130), РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным постановление администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рі. в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения; обязать администрацию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж предоставить ему РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж благоустроенное помещение РЅР° праве собственности, отвечающее санитарным Рё техническим требованиям применительно Рє РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Воронеж; обязать Зеленова Р’.Рњ. передать, Р° ответчика принять РІ собственность РІ счет изъятия указанное жилое помещение после предоставления благоустроенного помещения РЅР° праве собственности, отвечающего санитарным Рё техническим требованиям применительно Рє РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРјСѓ РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Воронеж РІ границах РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж.
Рстец Зеленов Р’.Рњ. РёСЃРє поддержал, РїРѕСЏСЃРЅРёР» изложенное.
Представитель ответчика администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж РїРѕ доверенности Львова Р.Р’. СЃ РёСЃРєРѕРј РЅРµ согласилась, представила письменные возражения (Р».Рґ. 109-111).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений сторон, свидетельств, договоров, постановлений, решения суда, ответов, технического паспорта, справок, выписок, имеющихся в деле, судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. истцу принадлежит квартира <адрес> площадью 19,8 кв.м (л.д.9). Решением Центрального районного суда г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживании от ДД.ММ.ГГГГ г. № принять решение и издать постановление с указанием о дальнейшем использовании помещений дома <адрес> (литера А), сроках отселения физических лиц, о чем уведомить заинтересованных лиц (л.д.12-16). Во исполнение решения суда и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274 «Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» постановлением администрации городского округа город Воронеж от 30.04.2015г. № 362 на управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж возложена обязанность провести переселение граждан из дома <адрес> (литера А) до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с действующим законодательством, после чего осуществить снос дома (л.д.20).
На основании выписки из ЕГРПН судом установлено, что в собственности у истца на ДД.ММ.ГГГГ. имелась квартира <адрес> (л.д. 137-138), которая отчуждена истцом ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 14 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодателем предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, определены законодателем с ДД.ММ.ГГГГ. с установлением требования о признании их малоимущими.
Поскольку ни до ДД.ММ.ГГГГ г., ни в настоящее время истец не состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, то при рассмотрении настоящего спора суд считает необходимым установить объективную нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Кроме того, суд считает, что само по себе признание жилого дома непригодным для проживания не порождает у органа местного самоуправления обязанностей по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений. Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда в таких случаях возможно в случае признания граждан (собственников частных домовладений) малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997г. № 20-П, Определение от 15.02.2005г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
РР· данных конституционных предписаний, реализуемых РІРѕ взаимосвязи СЃ конституционными принципами справедливости Рё уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Р Р¤) Рё СЃ учетом юридически значимых для Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРѕСЂРј международного права, вытекает обязанность государства РІ лице органов государственной Рё муниципальной власти оказывать содействие РІ обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища РІ результате наступления находящихся РІРЅРµ сферы РёС… контроля обстоятельств Рё РЅРµ имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно вышеизложенного предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Суд учитывает также, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального от 21.07.2007г. № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривает срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, порядок и объемы финансирования. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Учитывая вышеперечисленные требования действующего законодательства, суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что переселение из аварийных домов в рамках Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ предусматривает выделение финансовой поддержки для расселения домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, между тем дом <адрес> признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ. и включен в подпрограмму «Развитие застроенных территорий» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж», утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.12.2013г. № 1274, поэтому действие Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ на правоотношения сторон не распространяются.
РЎСѓРґ считает также, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав РІ условиях, РєРѕРіРґР° лицо лишено жилого помещения Рё РЅРµ имеет возможности немедленно обеспечить РёРј себя самостоятельно РІ силу имущественного положения. Рстец РЅРµ РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° учет РІ качестве нуждающегося РІ предоставлении жилых помещений РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном статьями 51, 52 Р–Рљ Р Р¤, РЅРµ признан относящимся Рє категории малоимущих граждан, РЅРµ представил доказательств объективной нуждаемости РІ жилье, поэтому РѕРЅ РЅРµ может претендовать РЅР° внеочередное получение жилого помещения, РІ том числе Рё РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Кроме того, рассматривая требования истца о возложении обязанности вне очереди предоставить в собственность жилое помещение взамен принадлежащего на праве собственности и признанного непригодным для проживания жилого помещения, суд учитывает, что в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что соблюдение предусмотренной ч. 2 - 4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Рассматривая настоящее дело, суд учитывает, что заявляя требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части указания срока переселения, истец должен был доказать наличие права на внеочередное предоставление жилого помещения, однако суд не нашел оснований для удовлетворения этой части исковых требований, в связи с чем, по мнению суда, требования о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № № в части указания срока переселения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Отказать РІ удовлетворении исковых требований Зеленова Р¤РРћ7 Рє администрации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж Рѕ признании незаконным постановления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. в„– в„– РІ части указания СЃСЂРѕРєР° переселения, возложении обязанности РІРЅРµ очереди предоставить РІ собственность жилое помещение взамен принадлежащего РЅР° праве собственности Рё признанного непригодным для проживания жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ:
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. ДД.ММ.ГГГГ.