Дело №2-5197/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2014 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ставрополя Ромащенко И.В., представителя 3-го лица МБОУ гимназия № <адрес> по доверенности № от дата. Ионова Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к Комитету образования администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным бездействия комитета образования администрации г.Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № г. Ставрополя в соответствии с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц с иском к Комитету образования администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным бездействия комитета образования администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности детских оздоровительных лагерей.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № г. Ставрополя (далее - МБОУ гимназия № г.Ставрополя) допущено несоблюдение норм и правил пожарной безопасности, а именно ограждение кровли не приведено в исправное состояние, что является нарушением п. 24 Правил противопожарного режима в РФ; дверь выхода на кровлю здания не является противопожарной 2 типа, чем нарушены требования п. 8.4 СНиП 21-01-97.
МБОУ гимназия № г. Ставрополя является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
МБОУ гимназия № г. Ставрополя является юридическим лицом. Тип - общеобразовательное учреждение.
Учредителем и собственником имущества МБОУ гимназии № г.Ставрополя является муниципальное образование город Ставрополь. Функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляет комитет образования администрации города Ставрополя (пункт 1.5 Устава МБОУ гимназии № г. Ставрополя с изменениями от 23.05.2014).
Функции и полномочия собственника имущества в отношении Учреждения осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (пункт 1.6 Устава МБОУ гимназии № г.Ставрополя).
Учредителем и администрацией МБОУ гимназии № г. Ставрополя в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества в Российской Федерации, должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями.
В соответствии с требованиями ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Между тем проверкой установлено, что на территории учебного заведения МБОУ гимназии № г. Ставрополя ограждение кровли не приведено в исправное состояние, дверь выхода на кровлю здания не является противопожарной 2 типа.
Администрация образовательного учреждения неоднократно обращалась в комитет (управление) образования администрации г.Ставрополя по вопросу приведения кровли в надлежащее состояние (дата), однако соответствующих мер для устранения нарушений пожарном безопасности до настоящего времени принято не было.
Неисполнение требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности в образовательном учреждении нарушает права несовершеннолетних граждан, работников учреждения на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Таким образом, бездействие ответчиков противоречит принципам действующего законодательства в части обеспечения прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья.
В связи с вышеизложенным прокурор просит суд:
признать незаконным бездействие комитета образования администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № г. Ставрополя в соответствии с требованиями законодательства;
обязать комитет образования администрации г. Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № г. Ставрополя.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ставрополя Ромащенко И.В. поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Комитета образования администрации г.Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явились.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного права объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных вст.35Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку представители ответчиков в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили, суд находит причины их неявки неуважительными, которые не могут служить основанием для отложения слушания дела.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Представитель третьего лица МБОУ гимназия № г. Ставрополя по доверенности № от дата Ионов Р.Д. заявленные требования поддержал, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя и признает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В судебном заседании установлено, что учредителем и собственником имущества Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № <адрес> является муниципальное образование <адрес>.
Согласно п.1.5 Устава МБОУ гимназии № <адрес> функции и полномочия Учредителя в отношении Учреждения осуществляются уполномоченным органом – управлением образования администрации <адрес>.
Функции и полномочия собственника имущества в отношении Учреждения осуществляются уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> (п.1.6. устава).
МБОУ гимназии № <адрес> является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество.
Согласно п.п. 11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силустатьи 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник.
Согласно п. дата Устава МБОУ гимназии № <адрес> источниками финансового обеспечения деятельности учреждения являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Здание МБОУ гимназии № <адрес> является муниципальной собственностью, но фактически в соответствии с ч. 1ст. 299 ГК РФпередано в оперативное управление МБОУ гимназии № <адрес>.
В силу п. 6 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от дата года, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что учредитель и собственник имущества муниципального бюджетного учреждения обязан принимать меры по надлежащему финансированию бюджетного учреждения, созданного в целях выполнения указанным учреждением полномочий.
Согласно ч. 2ст. 120 ГК РФбюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.
В соответствии с требованиями ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено, что директор МБОУ гимназии № <адрес> неоднократно обращался к учредителю учреждения – Комитету образования администрации <адрес> с запросом о выделении денежных средств, необходимых для устранения нарушений противопожарных норм. Факты обращения подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела, а именно письмами № от дата., № от дата., № от дата., № от дата. Однако денежные средства не выделялись, нарушения не были устранены.
Доказательств финансирования мероприятий по устранению нарушений противопожарных норм ответчиком Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> не представлено, хотя именно на нем, как на собственнике имущества лежит ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Из письма № от дата. усматривается, что Отделом надзорной деятельности по <адрес> КНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю дата. выявлены факты нарушения противопожарных норм, а именно: ограждение кровли не приведено в исправное состояние, что является нарушением п. 24 Правил противопожарного режима в РФ; дверь выхода на кровлю здания не является противопожарной 2 типа, чем нарушены требования п. 8.4 СНиП 21-01-97.
В связи с чем, в адрес МБОУ гимназии № <адрес> заместителем прокурора Ленинского района г. Ставрополя было направлено предписание об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Перечисленные нарушения правил пожарной безопасности носят длительный характер и не устранены ответчиками.
Сложившаяся ситуация, по мнению суда, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, посещающих МБОУ гимназии № <адрес>, так как возможно возникновение пожарной ситуации, что может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и привести к человеческим жертвам.
В целях восстановления нарушенного права, признав незаконным бездействие Комитета образования администрации г. Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, суд считает необходимым обязать Комитет образования администрации г. Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя устранить в полном объеме допущенные нарушения прав граждан путем приведения в исправное состояние ограждения кровли, а также установки противопожарной 2 типа двери выхода на кровлю здания.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░