Дело № 2-339/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2015 года с. Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Унутова Э.Д.,
при секретаре Свитлик С.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Семёновой С.С. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района», Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай о признании незаконным отказа, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, о возложении обязанности предоставить жилое помещение, возмещении судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Семёнова С.С. в иске просит признать незаконным отказ БУ РА «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» (далее - Управление) от <ДАТА> <Номер изъят>, признать за ней право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, в с.Шебалино Шебалинского района Республики Алтай, возложить на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, а также взыскать с ответчиков расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Иск мотивирован тем, что в связи со смертью матери она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении <ДАТА> в отношении нее опеки жилое помещение за ней не закреплялось. В связи с тем, что ее родные сестры ФИО8, ФИО9 и братья ФИО10 и ФИО11 и опекаемая их бабушка ФИО12 лишились жилого помещения в результате паводка в мае-июне 2014 г., <ДАТА> она обратилась в Управление с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении и внеочередном предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, в удовлетворении которого письмом от <ДАТА> <Номер изъят> незаконно отказано.
В правовое обоснование иска указаны положения статей 12, 17, 18, 40, 55, 130 ч.1, 132 ч.1 Конституции РФ, 14 ч.1, 19 ч.2 п.3, 49 ч.ч.3 и 4, ЖК РФ, 20 п.2 Гражданского кодекса РФ, 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 г. № 551-О-О.
Представитель Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай ФИО13 в письменном отзыве на иск указала, что Семенова С.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений под порядковым № 495. Внеочередное обеспечение её жильем будет противоречить законодательству и нарушит права граждан, которые включены в список ранее. Просила отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании Семёнова С.С. доводы иска поддержала. Представитель БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» ФИО14 возражали против удовлетворения иска, в случае удовлетворения иска, просила установить срок исполнения решения суда до конца 2015 года.
Заслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в связи со следующим.
Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8), в частности, по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, Правительством Республики Алтай или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Республики Алтай в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - уполномоченный орган в сфере опеки и попечительства) в порядке, установленном Правительством Республики Алтай, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Алтай специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем населенном пункте муниципального образования в Республике Алтай.
Согласно подп. «г» п.15 постановления Правительства Республики Алтай от 15.11.2013 N 314 "Об утверждении Положения о Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" данное министерство однократно предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении, справки о рождении <Номер изъят> от <ДАТА>, постановления администрации МО «<адрес>» <ДАТА> следует, что ФИО2 родилась <ДАТА> в <адрес> Республики Алтай, отцом со слов матери указан ФИО3, матерью является ФИО4, которая согласно свидетельству о смерти I-ИЛ <Номер изъят> умерла <ДАТА> в <адрес> Республики Алтай.
Вышеуказанным постановлением администрации МО «<адрес>» установлено попечительство над несовершеннолетней ФИО2, попечителем назначена ФИО12
<ДАТА> ФИО2 выдан диплом БОУ СПО Республики Алтай «Горно-Алтайский государственный педагогический колледж» специалиста по земельно-имущественным отношениям.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ИЛ <Номер изъят> от <ДАТА> Сёменов И.Е. и ФИО2 заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Семёнова.
Согласно копии паспорта 8414 342248, выданного <ДАТА> ТП ОФМС России в <адрес> Семёнова С.С. родилась <ДАТА> в <адрес> Республики Алтай, зарегистрирована <ДАТА> по <адрес> Республики Алтай.
Из справок Управления <Номер изъят> от <ДАТА>, <Номер изъят> от <ДАТА> следует, что Семенова (ФИО16) С.С., родившаяся <ДАТА>, действительно состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями соответственно под <Номер изъят> и <Номер изъят>, согласно п. 7 ст. 3 Закона Республики Алтай <Номер изъят>-РЗ от <ДАТА>.
Письмом Управления <Номер изъят> от <ДАТА> на заявление Семеновой (ФИО16) С.С. дан ответ, что согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа <адрес>, по состоянию на <ДАТА> она состоит под <Номер изъят> (протокол <Номер изъят> от <ДАТА> заседания жилищной комиссии МО «<адрес>»). Оснований для предоставления ей вне очереди специализированного жилого помещения по договорам социального найма в соответствии с законодательством нет.
Сведения о том, что Семёнова С.С. является нанимателем по договору социального найма, собственником жилого помещения суду не представлены.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается сторонами, что Семёнова С.С., <ДАТА> года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, в 2013 году завершила обучение в образовательной организации профессионального образования. Поскольку предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для данной категории лиц не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по их месту жительства в соответствующем населенном пункте муниципального образования в <адрес>, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом характера заявленных требований, обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ разумный 45-дневынй срок со дня вступления решения суда в законную силу для предоставления Министерством истцу жилого помещения по договору социального найма.
Из смысла подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Министерство как государственный орган освобождаются от уплаты государственной пошлины, но не от возмещения судебных расходов, понесенных другой стороной.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, в соответствии с п.1 ст. 98 ГПК РФ, с ответчиков в равных долях в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд в размере по 150 рублей с каждого, всего 300 рублей, подтвержденные квитанцией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Семёновой С.С. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района», Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай удовлетворить.
Признать незаконным отказ Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» от <ДАТА> <Номер изъят>.
Признать за Семёновой С.С. право на внеочередное предоставление отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, в с.Шебалино Шебалинского района Республики Алтай.
Возложить на Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обязанность предоставить Семёновой С.С. жилое помещение по договору социального найма в течение 45 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать в равных долях с Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района», Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в пользу Семёновой С.С. расходы на оплату государственной пошлины в размере по 150 рублей с каждого, всего 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2015 года.
Председательствующий Э.Д. Унутов