РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.,
при секретаре Безденежной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Безруковой И.В. к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения, взыскании премии,
УСТАНОВИЛ:
Безрукова И.В. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения администрации г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации городского округа Тольятти по итогам работы за сентябрь 2018 года», в части установления истице ежемесячной премии в сниженном размере (20% от оклада), взыскании недополученной премии в сумме 3 815,8 руб.
В обоснование иска указала, что по итогам работы за сентябрь 2018 года работникам администрации г.о. Тольятти распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ была начислена премия. Данным распоряжением истцу установлена премия в размере 20% от оклада. Однако согласно Положению о порядке и условиях премирования работников администрации городского округа Тольятти, утвержденного распоряжением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ежемесячная премия работникам администрации г.о. Тольятти устанавливается в размере 40% должностного оклада (п. 2.1). Таким образом, истица, как начальник отдела правового обеспечения департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти, имеющая оклад 19 078,98 руб., недополучила премию в размере 3 815,80 руб. Основания для снижения размера премии, установленного в п. 2.1 Положения, указаны в п. 2.13 указанного Положения. В качестве основания для снижения премии истице ответчик указывает подпункт «г» п. 2.13 Положения, которым установлено, что основанием для снижения премии является несоблюдение исполнительской дисциплины.
Основанием для снижения размера премии послужил протокол по подведению итогов работы департамента градостроительной деятельности за сентябрь 2018 года № от ДД.ММ.ГГГГ под председательством и.о. руководителя департамента Андреянова В.Б. Из указанного протокола (пп.2 п.1) следует, что причиной для установления размера премии в пониженном размере явилось неисполнение поручения заместителя главы за № от ДД.ММ.ГГГГ и введение отчета исполнителя- «принято к сведению». Каких-либо актов по выявлению данного обстоятельства не составлялось, от истицы объяснения не запрашивались.
Согласно указанному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники департамента должны были предоставить пояснения по факту затягивания заключения дополнительного соглашения к муниципальному контракту по строительству детского сада «Ладушки». Учитывая, что истица является начальником отдела правового обеспечения департамента, и согласно положению об отделе организует и обеспечивает подготовку текстов проектов муниципальных контрактов (договоров) и дополнительных соглашений к ним, отношения к возможному заключению муниципальных контрактов и дополнительных соглашений к ним не имеет ни в силу положения об отделе, ни в силу должностных обязанностей, установленных в должностной инструкции и трудовом договоре. Текст дополнительного соглашения в окончательной редакции подготовлен истицей лично и 12.09.2018 года направлен на согласование в установленном порядке в соответствующие службы департамента градостроительной деятельности. Кроме того, в качестве специалиста, отвечающего также за консультирование сотрудников департамента по правовым вопросам, истицей было указано на листе согласования к проекту дополнительного соглашения особое мнение относительно незаконности заключения данного дополнительного соглашения. На этом полномочия истицы в отношении предстоящего заключения (подписания сторонами) дополнительного соглашения 12.09.2018 года были исчерпаны. Какого-либо затягивания заключения указанного дополнительного соглашения со стороны истицы допущено не было. То что указанное дополнительное соглашение так и не было подписано не свидетельствует о наличии факта недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей истицей.
Подготовленный истцом по поручению заместителя главы Андреянова В.Б. проект дополнительного соглашения не соответствует нормам действующего антимонопольного законодательства и нарушает ст. 95 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок (Закон 44-ФЗ). Указанные обстоятельства, запреты, ограничения, установленные законом, неоднократно озвучивались истцом и другими специалистами департамента на совещаниях у заместителя главы Андреянова В.Б., который настаивал на включение в действующие муниципальные контракты дополнительных видов и объемов работ для их дополнительной оплаты.
Предполагая, что снижение размера премии по итогам работы за сентябрь 2018 года является преследованием Андреянова В.Б, за добросовестную работу и принципиальную позицию истца при исполнении своих должностных обязанностей, истица обратилась к главе администрации Анташеву С.А. и руководителю кадровой службы Винокуровой К.В. с просьбой провести расследование обстоятельств, повлекших к ее «депремированию». В ответе кадровой службы было указано на незаконность поручения Андреянова В.Б. В связи с чем, истица полагает, что снижение ей размера премии носит дискриминационный характер.
На основании изложенного, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании истица доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, дополнительно пояснив, что к моменту проведения Андреяновым В.Б. совещания по итогам работы департамента градостроительной деятельности за сентябрь 2018 года Андреянов В.Б. и.о. обязанности руководителя департамента не являлся, приказ о назначении его временно исполняющим обязанности руководителя был подписан после проведения указанного совещания, следовательно Андреянов В.Б. не имел полномочий на проведение совещания. Кроме того, истица полагает, что фактически совещание и не проводилось, поскольку никто из сотрудников о проведении такого совещания не извещался. Совещания по итогам работы департамента за сентябрь 2018 года было фактически проведено и.о. руководителя департамента Недосекиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим протоколом и телефонограммой о проведении такого совещания, направленной в адрес заведующих секторами и начальников отделов.
Представитель ответчика Рассказчикова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснив, что возможность установления размера премии в пониженном размере предусмотрена п. 2.13 Положения о порядке и условиях премирования работников мэрии г.о. Тольятти, утвержденного распоряжением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №. Оспариваемым распоряжением истице установлен размер премии за сентябрь 2018 года в пониженном размере – 20%. Основанием для установления данного размера премии послужил факт неисполнения истицей поручения заместителя главы городского округа Андреянова В.Б. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении детальных пояснений по факту затягивания процедуры подписания и оформления дополнительного соглашения к муниципальному контракту. Срок исполнения данного поручения установлен до 17.09.2018 года и истицей указанное поручение не исполнено.
Ввиду вышеизложенного, просит в иске отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе:
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
Статьей 132 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что Безрукова И.В. занимает должность <данные изъяты> департамента градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти.
Также установлено, что по итогам работы за сентябрь 2018 г. работникам администрации г.о. Тольятти распоряжением № «О премировании работников мэрии г.о. Тольятти за сентябрь 2018 года» была начислена премия.
Премирование работников администрации г.о. Тольятти осуществляется на основании Положения «О порядке и условиях премирования работников администрации городского округа Тольятти», утвержденного распоряжением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 1.3 Положения работникам мэрии г.о. Тольятти устанавливается и выплачивается ежемесячная премия.
Пунктом 2.1 указанного Положения установлено, что ежемесячная премия работникам администрации по итогам работы за месяц устанавливается в размере 40% должностного оклада.
Согласно п. 2.11 Положения премия начисляется в процентном отношении к должностному окладу за фактически отработанное время.
Пунктом 2.13 Положения предусматривается возможность снижения размера премии или возможность не устанавливать работнику премии при наличии обстоятельств, установленных данным пунктом Положения а именно:
а) совершения работником администрации прогула (отсутствия на рабочем месте более четырех часов подряд в течение рабочего дня без уважительных причин);
б) появление работника администрации на работе в состоянии наркотического, алкогольного или иного токсического опьянения;
в) наличия дисциплинарного взыскания;
г) несоблюдение исполнительской дисциплины;
д) неисполнения или ненадлежащего исполнения распоряжений, приказов и поручений соответствующих руководителей органов (структурных подразделений) администрации, должностных лиц администрации;
е) причинение администрации материального ущерба каким-либо действием (бездействием);
ж) утери удостоверения работника администрации;
з) утери электронной карточки (пропуска);
и) несоблюдения служебной тайны и разглашения конфиденциальной информации;
к) нарушения требований по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
л) несоблюдения Кодекса этики муниципального служащего администрации городского округа Тольятти;
м) за коррупционное правонарушение и (или) коррупционное проявление, несоблюдение положений нормативных правовых актов администрации г.о. Тольятти в сфере противодействия коррупции.
Оспариваемым распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Безруковой И.В. установлена премия в размере 20% от оклада, основанием для установления премии в меньшем размере указан пп. «г» п. 2.13 Положения о премировании работников администрации городского округа Тольятти, что подтверждается выпиской из приложения № к распоряжению администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не согласившись с установлением премии в меньшем размере, Безрукова А.А. обратилась с настоящим иском, указывая на отсутствие как фактических оснований для депремирования (не совершались нарушения, указанные в п. 2.13 Положения), так и юридических оснований.
Судом установлено, что основанием к снижению Безруковой А.А. премии за сентябрь 2018 года явилось неисполнения истицей поручения заместителя главы городского округа Андреянова В.Б. № от 14.09.2018 года о предоставлении детальных пояснений по факту затягивания процедуры подписания и оформления дополнительного соглашения к муниципальному контракту по строительству детского сада «Ладушки».
В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела правового обеспечения департамента градостроительной деятельности и положением об отделе правового обеспечения департамента градостроительной деятельности мэрии г.о. Тольятти Безрукова И.В. организует и обеспечивает подготовку текстов проектов муниципальных контрактов (договоров) и дополнительных соглашений к ним.
Материалами дела установлено, что проект дополнительного соглашения к указанному муниципальному контракту был подготовлен истицей 12.09.2018 года и передан для дальнейшего согласования. Согласно трудового договора и должностной инструкции на истца не возлагается обязанность по контролю за последующим согласованием указанного дополнительного соглашения и его подписанием (заключением). Кроме того, материалами дела установлено, что 12.09.2018 года Безруковой И.В. на листе согласования к дополнительному соглашению к контракту было указано на незаконность его заключения ввиду несоответствия требованиям Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года. Тот факт, что указанное дополнительное соглашение не было подписано и не могло быть подписано ввиду несоответствия указанному закону не оспаривалось представителем ответчика.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает со стороны истца совершение виновных действий (бездействия), повлекших неисполнение вышеуказанного поручения заместителя главы городского округа о даче до 17.09.2018 года пояснений относительно затягивания подписания дополнительного соглашения к муниципальному контракту, поскольку еще 12.09.2018 года истицей был подготовлен текст дополнительного соглашения и дано письменное заключение и неправомерности заключения данного дополнительного соглашения, тем самым исполнены должностные обязанности начальника отдела правового обеспечения департамента по подготовке и правовой экспертизе указанного документа.
То обстоятельство, что после 14.09.2018 года (когда было дано поручение за неисполнение которого истцу снижен размер премии) истица дополнительно не дала письменных пояснений относительно заключения вышеупомянутого дополнительного соглашения, по мнению суда, не свидетельствует о ненадлежащем исполнении истицей ее должностных обязанностей и несоблюдении исполнительской дисциплины, поскольку все необходимые со стороны истца действия, связанные с указанным дополнительным соглашением, входящие в круг должностных обязанностей истца, были ею выполнены к 12.09.2018 года.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что якобы имевшее место несоблюдение исполнительской дисциплины со стороны истицы, повлекло для ответчика какие-либо неблагоприятные последствия.
При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истицы о признании незаконным распоряжения администрации г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации городского округа Тольятти по итогам работы за сентябрь 2018 года», в части установления истице ежемесячной премии в сниженном размере (20% от оклада), взыскании недополученной премии.
Однако, суд полагает, что размер недоплаченной суммы премии определен истицей неверно. Так согласно п. 2.11 Положения премия начисляется в процентном отношении к должностному окладу за фактически отработанное время. Из имеющегося в материалах дела расчетного листка Безруковой И.В. явствует, что премия по итогам работы за сентябрь 2018 года исчислялась ей за фактически отработанное время и составила 2 443,93 руб., что составило 20% от начисленной суммы оклада за фактически отработанное время. Начисление премии в указанном размере истицей не оспаривалось. При таких обстоятельствах, сумма недоплаченной премии составит 2 443,93 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истица.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Безруковой И.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации городского округа Тольятти за сентябрь 2018 года» в части установления размера премии Безруковой И.В. в размере 20% от должностного оклада.
Взыскать с администрации г.о. Тольятти в пользу Безруковой И.В. недополученную часть премии за сентябрь 2018 г. в размере 2 443 рублей 93 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд гор. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 24 декабря 2018 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна. Судья: