Дело ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Красавцевой О.Н.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Маловичко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Балышевой Татьяны Александровны, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Балышевой Т.А., обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Балышевой Т.А. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.
В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Маловичко Е.Е. суду были даны устные пояснения о том, что Балышева Т.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 была лишена родительских прав на основании решения суда от ***, а ее отец был записан в свидетельстве о рождении со слов матери. На этом основании, решением Ленинского районного Совета народных депутатов Балышева Т.А. была определена в ОГУЗ «Дом ребенка». В соответствии с постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Балышева Т.А. была поставлена на учет на внеочередное предоставление жилья, как не имеющая закрепленного жилого помещения. В 2011 году Балышева Т.А. окончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей ***». В собственности либо на условиях социального найма жилья у нее не имеется. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено, что является нарушением ее прав и действующего законодательства, а именно Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области».
Будучи уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились - представитель Администрации г. Благовещенска, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также Балышева Т.А., представители Министерства образования и науки Амурской области и Министерства финансов Амурской области, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представившие. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска на удовлетворении заявленного требования настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Позиция Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суду письменном отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. установленной органом местного самоуправления.
В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** N 638 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы». Администрацией города Благовещенска были выполнены условия указанной долгосрочной целевой программы. Однако, в собственность муниципального образования г. Благовещенска Министерством имущественных отношений Амурской области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы. в связи с чем, администрация г. Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан. Кроме того, объявленные в *** году аукционы по приобретению 26 жилых помещений были признаны не состоявшимися по причине отсутствия предложений и низким уровнем финансирования субъектом Администрации г. Благовещенска в размере *** рублей на приобретение одного жилого помещения.
Таким образом, администрация г. Благовещенска, является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку субъектом РФ органу местного самоуправления не переданы необходимые для предоставления жилые помещения и достаточные денежные средства на приобретение жилья.
Выслушав пояснения помощника прокурора и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** № 9-ФЗ, от *** № 68-ФЗ, от *** № 29-ФЗ, от *** № 113-ФЗ, от *** № 152-ФЗ, от *** № 179-ФЗ, от *** № 52-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Из материалов дела видно, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на основании решения Ленинского районного народного суда г. Благовещенска от *** мать Балышевой Татьяны Александровны была лишена родительских прав, а ее отец был указан свидетельстве о рождении со слов матери.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** начальнику отдела по учету и распределению жилья Администрации г. Благовещенска было предписано включить Балышеву Т.А. в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в детском государственном учреждении или обучения в учебном заведении.
В *** году Балышева Т.А. окончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей ***», что подтверждается копией соответствующего диплома, имеющегося в материалах дела.
Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ Балышева Т.А. имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.
Обстоятельства отсутствия у Балышевой Т.А. в собственности жилого помещения подтверждаются имеющимся в материалах дела уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок запрашиваемых сведений *** от ***.
Также из дела следует, что закрепленного жилого помещения у Балышевой Т.А. не имеется.
Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденным постановлением губернатора области от *** N 222
Пунктом 7 утвержденного Губернатором Амурской области Порядка предусмотрено, что орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Согласно приложению ***.1 к Закону Амурской области ***-ОЗ от ***, в бюджете Амурской области на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере ***.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Балышевой Т.А. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, постановлением которой отделу по учету и распределению жилья было предписано включить несовершеннолетнего Балышеву Т.А. в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании учебного заведения, не предоставлено.
При этом судом учитывается, что само по себе отсутствие в деле доказательств принятия Балышевой Т.А. на соответствующий учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения существенного правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку в данном случае постановка такого лица на указанных учет сама по себе не является основанием возникновения у лица права на получение жилья, а лишь фиксирует и подтверждает на соответствующем уровне наличие уже существующего у него права на внеочередное получение жилья, и обязанности соответствующего органа государственной власти по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик вплоть до настоящего времени - надлежащим образом не исполнил.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, заявленное в интересах Балышевой Т.А., о предоставлении ей жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и ее вины, как органа местного самоуправления, в том, что такие помещения не были приобретены или возведены в соответствии с долгосрочной целевой программой, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности.
По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. При этом доводы о недостаточности размера выделяемых средств на приобретение жилья указанной категории граждан, а также о наличии долгосрочной целевой программы, направленной на строительство жилья для указной категории граждан, судом не принимаются во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, а также наличия либо отсутствия принятых органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих программ, направленных на обеспечение такой категории граждан жильем. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, равно как и сроки, устанавливаемые различными долгосрочными целевыми программами, не могут являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Балышевой Т.А., следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Балышевой Т.А. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Балышевой Татьяны Александровны, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Балышевой Татьяне Александровне жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов