Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3960/2019 ~ М-3821/2019 от 28.10.2019

Дело № 2-3960/2019

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

03 декабря 2019                             город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи      Захаровой О.С.,

при секретаре              Матвеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой О.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, в льготном исчислении, и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Климова О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное), в обоснование которого указано, что 21.06.2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 31.07.2018 № 04-27/576 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Климовой О.А. было отказано в связи с отсутствием специального стажа – 30 лет, дающего право на пенсию.

При этом ответчиком в льготный стаж Климовой О.А. был включен период ее отпуска по уходу за ребенком в должности фельдшера <данные изъяты> с 22.02.1991 по 04.01.1994 в календарном исчислении.

Истец полагала, что, поскольку сам период ее работы в должности фельдшера <данные изъяты> включен в специальный стаж в льготном исчисление как 1 год работы за 1 год и три месяца за работу в сельской местности, то и отпуск по уходу за ребенком в указанной должности подлежит включению в специальный стаж тоже в льготном исчислении.

Кроме того, в специальный стаж истца ответчиком не включен период с 17.09.1995 по 31.12.1997 отпуска по уходу за ребенком в период работы в должности фельдшера-лаборанта <данные изъяты>.

Не соглашаясь с отказом ответчика, Климова О.А. просила обязать ответчика включить период с 22.02.1991 по 04.01.1994 отпуска по уходу за ребенком в должности фельдшера <данные изъяты> в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности, включить период с 17.09.1995 по 31.12.1997 отпуска по уходу за ребенком в период работы в должности фельдшера-лаборанта <данные изъяты> в специальный стаж календарно, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с момента обращения – 21.06.2018, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Истец в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Стегний А.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Сиваева Е.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы, изложенные в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Полагала, что период отпуска по уходу за ребенком в должности фельдшера <данные изъяты> с 22.02.1991 по 04.01.1994 нельзя включить в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в указанный период истец фактически не работала. Период 17.09.1995 по 31.12.1997 отпуска по уходу за ребенком в период работы в должности фельдшера-лаборанта <данные изъяты> не может быть включен в льготный стаж, поскольку в силу действующего правового регулирования отпуска по уходу за ребенком, начавшиеся после 06.10.1992, в льготный стаж не включаются.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из ч. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно п.п. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Согласно разделу "Наименование должностей" Списка № 781 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – акушеру (фельдшеру, медицинской сестре), работающему в учреждениях, перечисленных в этом же списке в разделе "Наименование учреждений", включая больницы всех наименований.

На основании п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"? утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подп. "а" п. 5 Правил).

Аналогичный льготный порядок исчисления стажа для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, предусмотрен Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (п. 2).

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ является трудовая книжка установленного образца.

Особый характер и условия работы должны подтверждаться справками предприятий, организаций, содержащими сведения о характере и условиях льготной работы.

Как установлено по делу, 21.06.2018 Климова О.А., <данные изъяты> г.р., обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с медицинской деятельностью.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) № 04-27/576 от 31.07.2018 Климовой О.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого стажа – 30 лет. Специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, на 21.06.2018 года составил 27 лет 07 месяцев 13 дней /л.д. 8-9/.

Как следует из трудовой книжки истца, Климова О.А. 01.07.1990 была принята на должность фельдшера <данные изъяты>, входящей в структуру <данные изъяты>; 01.02.1994 переведена фельдшером-лаборантом клинико-диагностической лаборатории <данные изъяты>; 01.01.1999 уволена по собственному желанию /л.д. 11/.

Справкой работодателя, уточняющей периоды работы, № 602 подтверждается, что Климова О.А. работала полный рабочий день на 1 ставку без совмещений, по периоду работы в <данные изъяты> имеет право на льготное исчисление стажа как один год работы за один год и три месяца за работу в сельской местности; в период с 22.02.1991 по 04.01.1994 и с 17.09.1995 по 31.12.1997 находилась в отпусках по уходу за ребенком до полутора и трех лет /л.д. 17/.

Из решения ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии следует, что период работы Климовой О.А. с 01.07.1990 по 21.02.1991 и с 05.01.1994 по 31.01.1994 в должности фельдшера <данные изъяты> включен в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца за работу в сельской местности. Период отпуска по уходу за ребенком с 22.02.1991 по 04.01.1994 включен в специальный стаж календарно.

Период работы Климовой О.А. с 01.02.1994 по 16.09.1995 и с 01.01.1998 по 01.01.1999 (за исключением отпуска по уходу за ребенком) в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории <данные изъяты> включен ответчиком в специальный стаж календарно.

С включением отпуска по уходу за ребенком с 22.02.1991 по 04.01.1994 в специальный стаж Климовой О.А. календарно суд не соглашается.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.

В соответствии с пунктом 7 разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 г., время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

При таких обстоятельствах период нахождения Климовой О.А. с 22.02.1991 по 04.01.1994 в отпуске по уходу за ребенком в период ее работы в должности фельдшера <данные изъяты>, который, как указано выше, зачтен ответчиком в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, подлежит включению в специальный стаж также в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

Поскольку второй отпуск Климовой О.А. по уходу за ребенком начался после 06.10.1992, он обоснованно не включен ответчиком в специальный стаж истца. В указанной части исковые требования Климовой О.А. не подлежат удовлеторению.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

Из материалов дела следует, что 21.06.2018 Климова О.А. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное).

Учитывая зачтенные ответчиком в бесспорном порядке периоды работы Климовой О.А. (27 лет 07 месяцев 13 дней) и период отпуска по уходу за ребенком, зачтенные судом в льготном исчислении, общий льготный стаж истца составляет менее необходимого специального стажа - 30 лет на дату обращения – 21.06.2018, что подтверждается предварительным подсчетом льготного стажа.

С учетом изложенного, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Климовой О.А. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить Климовой О.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью период отпуска по уходу за ребенком в должности фельдшера <данные изъяты> с 22.02.1991 по 04.01.1994 в льготном исчислении как один год за один год и три месяца.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу Климовой О.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.С. Захарова

2-3960/2019 ~ М-3821/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Климова Ольга Анатольевна
Ответчики
УПФ РФ (ГУ) в г.Пскове и Псковском районе ПО (межрайонное)
Другие
Стегний Андрей Борисович
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Захарова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
28.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2019Передача материалов судье
01.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.11.2019Предварительное судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
09.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Дело оформлено
14.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее