дело № 2а-157/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 года село Богатое
Судья Богатовского районного суда Самарской области Бугаева В.Н., при секретаре Купаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Повышева И.И. об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению возникновения пожара,
УСТАНОВИЛ:
Повышев И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы муниципального района Богатовский и Борский об оспаривании предписания № 1/1/1 от 28.03.2018 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению возникновения пожара. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 28.03.2018 была проведена проверка государственным инспектором по пожарному надзору о соблюдении требований пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт проверки №1 и оспариваемое предписание, которым на него возложена обязанность устранить нарушения до 28.10.2018, противопожарное расстояние между хозяйственным некапитальным строением IV степени огнестойкости на одном земельном участке до жилого дома V степени огнестойкости на другом соседнем участке составляет менее 12 метров (1,65 метра). Распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Приложение № 1 (противопожарные требования) СНиП 2.07.01-89*, содержащее сведения о противопожарных расстояниях, не носит обязательного характера. СП 4.13130.2013 не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), подлежащих применению на обязательной основе.
Просит признать незаконным и отменить предписание №1/1/1 от 28.03.2018 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению возникновения пожара.
В судебном заседании Повышев И.И. административное исковое заявление поддержал, по доводам изложенным в заявлении. Пояснил, что мировой судья прекратил производство по делу об административном правонарушении по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, по основаниям изложенным в его заявлении.
Судом в качестве административного ответчика при подготовке дела к судебному разбирательству привлечено Главное управление МЧС России по Самарской области.
Представитель Административного ответчика Аглиуллин Р.Р. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что по заявлению гражданки ФИО5, с целью проверки ранее выданного предписания была проведена проверка 28.03.2018 и составлен Акт №1, согласно которого выявлено нарушение: противопожарное расстояние между хозяйственным некапитальным строением IV степени огнестойкости на одном земельном участке до жилого дома V степени огнестойкости на другом соседнем участке составляет менее 12 метров (1,65 метра), что является нарушением ФЗ от 22.07.2008 г.№123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.13 СП 4.13130.2013 от 24.04.2013 №288 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты». По результатам проверки было выдано предписание от 28.03.2018 №1/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению возникновения пожара с новым сроком устранения нарушения до 28.10.2018 и составлен протокол об административном правонарушении от 28.03.2018 №13 по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ. Полагает доводы заявителя, что СП 4.13130.2013 подлежит применению на добровольной основе не состоятельными. Частью 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Технического регламента. Таким образом полагает, что требования СП 4.13130.2013 являются обязательными для исполнения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закон № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 34 Закона № 69-ФЗ установлена обязанность граждан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 27.02.2018 №3 государственным инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Богатовский и Борский проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории частного домовладения по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Повышеву И.И.
По результатам проверки 28.03.2018 составлены акт проверки №1, а также выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 28.10.2018 г.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, допущено нарушение: противопожарное расстояние между хозяйственным некапитальным строением IV степени огнестойкости на одном земельном участке до жилого дома V степени огнестойкости на другом соседнем участке составляет менее 12 метров (1,65 метра), что является нарушением ФЗ от 22.07.2008 г.№123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.13 СП 4.13130.2013 от 24.04.2013 №288 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты».
Из пояснений административного истца установлено, что хозяйственное некапитальное строение построено в период 2008-2010 год.
Согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Богатое муниципального района Богатовский Самарской области от 31.08.2012 №28 с внесенными изменениями на карте градостроительного зонирования территории сельского поселения Богатое муниципального района Богатовский Самарской области выделены зоны, в том числе: Зона Ж-1 (Зона индивидуальной жилой застройки) выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных жилых домов с минимально разрешённым набором услуг местного значения. Основные виды разрешённого использования земельных участков: отдельно стоящие одноквартирные жилые дома с участками; двухквартирные блокированные жилые дома с участками; для ведения личного подсобного хозяйства; хозяйственные постройки (сараи, гаражи, бани, надворные туалеты) и др. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков: сады, огороды; теплицы, оранжереи; хозяйственные постройки (сараи, гаражи, бани, надворные туалеты); резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, колодцы; объекты противопожарной службы (гидранты, резервуары, противопожарные водоёмы); аллеи, скверы; парковки перед объектами обслуживающих видов использования; площадки для сбора мусора. Условно разрешённые виды использования земельных участков: киоски, лоточная торговля, павильоны розничной торговли и обслуживания населения; предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, в отдельно стоящем здании, общей площадью не более 150 кв. м; магазины, общей площадью не более 150 кв. м., станции технического обслуживания автомобилей до 5 постов; мойки автомашин до двух постов; стоянки легковых автомашин и т.д.; Согласно статьи 48.1 «Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в жилых зонах, общественно-деловых зонах» (п.21) Минимальный отступ от границ земельных участков до строений и сооружений 1 метр.
Согласно п.п. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Конкретные противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на приусадебных земельных участках, названным законом с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 10 июля 2012 года № 117-ФЗ, не установлены.
Распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в который включен также СП 42.13330.2011 СНиП 2.07.01-89*, разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2 - 8.6, 8.8, 8.9, 8.12 - 8.20, 8.24 - 8.26), 9, 10 (пункты 10.1 - 10.5), 11 (пункты 11.1 - 11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14. В связи с чем, приложение № 1 (противопожарные требования) СНиП 2.07.01-89*, содержащее сведения о противопожарных расстояниях, уже не носит обязательного характера ( Раздел 7 «Параметры застройки жилых и общественно-деловых зон» и Раздел 15 «Противопожарные требования» СП 42.13330.2011).
Требования к противопожарным расстояниям между жилыми и общественными зданиями, между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями, между расположенными на соседних земельных участках хозяйственными постройками и жилыми домами определены также в утвержденном Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 299 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты». Согласно пунктам 4.13. и 5.3. Правил противопожарные расстояния от хозяйственных построек, расположенных на одном садовом, дачном или приусадебном земельном участке, до жилых домов соседних земельных участков, а также между жилыми домами соседних земельных участков следует принимать не менее 6 метров. В то же время СП 4.13130.2013 не включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), подлежащих применению на обязательной основе.
Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 в понятие «техническое регулирование» включает установление обязательных требований, и требований, предназначенных для добровольного применения (абз. 24 ст. 2).
Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования устанавливаются в технических регламентах, а правила и характеристики, предназначенные для добровольного применения - в стандартах, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
Принцип добровольного применения документов в области стандартизации указывает на право изыскателя при выполнении изыскательских работ добровольно возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в обязательных для сторон СНиПах.
В соответствии с пунктом 1.1 действующего Свода правил 4.13130.2013 он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого предписания Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не содержит указаний на конкретные расстояния между зданиями применительно к спорной ситуации, а требования Свода правил 4.13130.2013, не применяются к ранее построенным строениям (сооружениям). Административный орган не представил доказательств несоблюдения Повышевым И.И. обязательных требований пожарной безопасности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемом предписании требования являются незаконными, поскольку на административного истца возложена обязанность по совершению действий, которые не обязательны для него в силу действующих нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Повышева И.И. об оспаривании предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению возникновения пожара, удовлетворить.
Признать незаконным предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Богатовский и Борский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №1/1/1 от 28 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богатовский районный суд Самарской области, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате
28 мая 2018 года.
Председательствующий В.Н. Бугаева