Дело № 2-331/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 года пгт. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Понкратова И.В., при секретаре Кашаевой А.С.,
с участием: истца - прокурора Пограничного района Приморского края Вторушина С.Ю., представителя ответчика администрации Пограничного муниципального округа Приморского края Ташлыковой Т.П., представителя ответчика МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» Гаврилова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального округа Приморского края, МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пограничного муниципального округа Приморского края с исковым требованием о возложении обязанности осуществить в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, а также с исковым требованием к МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» о возложении обязанности в течение 3 месяцев после осуществления финансирования администрацией Пограничного муниципального округа расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», обеспечить здание школы охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснастить здание школы ручным или стационарным металлоискателем.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Пограничного района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории Пограничного муниципального округа, в ходе которой установлено, что в МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», расположенном по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, не обеспечено соблюдение требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренное пп. «б, д» п.25 указанных Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006: не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объект (территория) не оснащена стационарными или ручными металоискателями. Так пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за их выполнением осуществляется в том числе, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий). МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» по организационно-правовой форме относится к бюджетным учреждениям, по типу деятельности к образовательным учреждениям, а учредителем и собственником его имущества является администрация Пограничного муниципального округа, которая в силу ст.210 ГК РФ несет бремя содержания имущества образовательного учреждения. В связи с выявленными нарушениями антитеррористической защищенности образовательного учреждения 27.05.2021 прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» и главы администрации Пограничного муниципального округа внесены представления об устранении выявленных нарушений антитеррористической защищенности объектов, которые влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних на обеспечение безопасности во время пребывания в образовательном учреждении, а также прав на охрану жизни и здоровья, которые до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании истец прокурор Пограничного района Вторушин С.Ю. поддержал требования по доводам и обстоятельствам, указанным в иске. При этом уточнил требования, отказавшись от требования в части возложения на МБОУ «Барано-Оренбургская СОШ Пограничного муниципального округа» обязанности обеспечить здание школы ручным или стационарным металлоискателем, поскольку в настоящее время школой уже приобретены и поставлены на баланс два металлоискателя.
Представитель ответчика - администрации Пограничного муниципального округа по доверенности Ташлыкова Т.П. требования признала частично, суду пояснила, что МБОУ «Барано-Оренбургская СОШ Пограничного муниципального округа» приобрела 2 металлоискателя. Также пояснила, что сумма необходимых расходов на антитеррористическую защищенность - охрану объектов (территорий) образовательных учреждений муниципального округа определена в размере около 6000000 руб., однако в настоящее время бюджет муниципального округа сформирован до 2023 года. Вопрос о выделении денежных средств на охрану образовательных учреждений будет решаться в феврале 2022 года. В настоящее время ведется поиск охранных организаций. Просила увеличить срок исполнения решения суда в части осуществления финансирования расходов на устранение нарушений требований к антитеррористической защищенности МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» с 6 до 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, т.к. в настоящее время бюджет муниципального округа сформирован до 2023 года, требуется время для внесения изменений в бюджет и выделения необходимого объема денежных средств, а также время для поиска охранных организаций и заключения с ними муниципальных контрактов.
Представитель ответчика МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» Гаврилов В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснив, что после проведения финансирования нарушения требований к антитеррористической защищенности школы будут устранены. В настоящее время школой приобретены и поставлены на баланс 2 досмотровых металлоискателя марки «SPHINX».
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных прокурором в судебном заседании исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Так, согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п.4 ч.2 и ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с п.17 указанных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п.п. «б» п. 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Пунктом 32 вышеназванных Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует из п.5 ч.1 ст.9 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 данного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения установлено, что в МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа»», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечены требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренное пп. «б,д» п.25 Требований: не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; объект (территория) не оснащена стационарными или ручными металлоискателями.
27.05.2021 прокуратурой района в адрес директора указанной школы и главы администрации Пограничного муниципального округа внесены представления об устранении требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые до настоящего времени в части обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками охранных организаций, не устранены.
В силу п. 7.1 ч.1 ст.16 и п.3 ч. 1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.37 вышеназванного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» по организационно-правовой форме относится к бюджетным учреждениям, по типу - к общеобразовательным учреждениям. Учредителем образовательной организации и собственником её имущества является администрация Пограничного муниципального округа.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Принимая во внимание, что осуществление деятельности образовательного учреждения, при установленных фактах допущенных нарушений, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, руководствуясь приведенными выше нормами суд полагает требования прокурора законными и обоснованными.
В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд находит приведенный довод ответчика об увеличении срока исполнения решения с 6 до 9 месяцев заслуживающим внимания, на случай необоснованного неисполнения судебного акта, на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения ответчика, тем более что истец не возражал против увеличения срока для исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Пограничного района Приморского края удовлетворить.
Обязать администрацию Пограничного муниципального округа Приморского края в течение 9 (девяти) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», расположенного по адресу: <адрес>
Обязать МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа» обеспечить здание МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», расположенное по адресу: <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Пограничного муниципального округа, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности зданий МБОУ «Барано-Оренбургская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального округа», охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.09.2021.
Судья: И.В. Понкратов