Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1041/2022 (2-9940/2021;) ~ М-9353/2021 от 03.12.2021

Производство№ 2-1041/2022 (2-9940/2021;)

УИД 28RS0004-01-2021-014014-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 февраля 2022 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

При секретаре Свиргун Л.А.

С участием представителей ответчика МА, НЕ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ВА к Хабаровской таможне о взыскании заработной платы за работу сверх установленной нормы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг экономиста, расходов по оплате государственной пошлины,

установил:

ВА обратился в суд иском, в котором, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просит взыскать с Хабаровской таможни задолженность по заработной плате за сверхурочную работу за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в размере 455621 рубля 25 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за сверхурочную работу за период с 2 июля 2014 года по 1 декабря 2021 года в размере 304804 рублей 93 копеек, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, расходы по оплате услуг экономиста в размере 11500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 10776 рублей.

В обоснование иска истцом указано, что являлся служащим Благовещенской таможни, с августа 2014 года принят на государственную гражданскую службу на должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальный таможенных процедур № 1 Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни. Служебным контрактом ему была установлена нормальная продолжительность служебного времени, 40-часовая рабочая неделя. Приказом ФТС России от 27 марта 2020 года № 328 «О реорганизации Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен» 1 октября 2020 года произведена реорганизация Благовещенской таможни в форме присоединения в Хабаровской таможне. С 1 октября 2020 года уволен по сокращению штата. Работодателем нарушены его права. 23 июня 2014 года заключением МСЭ ему присвоена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания, что подтверждается справкой серии МСЭ-2012 № 3503141. Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» от 31 июля 2017 года ему установлена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания бессрочно. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ, ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам 1 и 2 группы продолжительность рабочего времени устанавливается не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. При получении окончательного расчета им было установлено, что выплата заработной платы произведена без учета сверхурочной работы, при этом он работал полный рабочий день/смену. Таким образом он работал с 2014 года сверхурочно и не получал соответствующие выплаты, о чем стало известно лишь при увольнении и окончательном расчете. 14 ноября 2020 года обратился в Государственную инспекцию труда в Амурской области, в связи с реорганизацией ответчика, его обращение перенаправлено в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае. По результатам проверки получил ответ на обращение от 11 февраля 2021 года, был составлен акт проверки, ответчику выдано предписание. Не согласившись с предписанием Хабаровская таможня обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания. Решением Центрального районного суда г. Хабаровска по делу № 2а-3218/2021 от 23 августа 2021 года, в удовлетворении административного иска Хабаровской таможне отказано. После вступления решения суда в законную силу ответчиком произведена выплата заработной платы за сверхурочную работу за период с июня 2016 года по сентябрь 2019 года в размере 86070 рублей 51 копейки. С расчетом задолженности, произведенным ответчиком не согласен, выплата за сверхурочную работу рассчитана за период с июня 2016 года по сентябрь 2019 года только исходя из размера должностного оклада, за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года из размера должностного оклада и оклада за классный чин без учета компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, в результате чего размер выплаты существенно занижен. Специалистом, имеющим высшее экономическое образование и большой стаж работы в финансовой сфере, произведен расчет недополученной суммы заработной плате за сверхурочную работу за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года. Согласно расчету, сумма подлежащая выплате к дополнительно произведенным Хабаровской таможней выплатам за сверхурочную работу составила 455621 рубль 25 копеек. Размер компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, исчисленной за период с 23 июня 2014 года по 1 декабря 2021 года, дополнительно к выплаченной ответчиком сумме, составляет 271973 рубля 90 копеек. При подготовке иска в суд понесены расходы на привлечение специалиста для расчета сверхурочной работы и компенсации ее выплаты. Незаконными действиями работодателя причинен моральный вред, который выразился в душевных и моральных переживаниях, стрессе, депрессии, бессоннице. Компенсацию морального вреда оценивает в 30000 рублей.

В судебном заседании представители ответчика не согласившись с иском указали, что истец был уволен 30 сентября 2020 года, с настоящим иском в суд обратился 16 декабря 2021 года. Выплата заработной платы в Благовещенской таможне производилась не реже чем каждые пол месяца, не позднее 15 числа – за первую половину месяца, оставшаяся часть – не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным. О своем нарушенном праве на получение причитающихся сумм истец узнавал ежемесячно в дни, когда работодатель обязан выплатить заработную плату, но как полагает истец, не выплатил ее в полном объеме. Установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ годичный срок по требованиям о взыскании заработной платы с 23 июня 2014 года до момента увольнения 30 сентября 2020 года истекал ежемесячно, соответственно обратившись в суд 16 декабря 2021 года истец пропустил срок на обращение в суд по требованиям за период с 23 июня 2014 года по 16 декабря 2020 года включительно. В связи с пропуском истцом срока на обращение в суд, требования истца удовлетворению не подлежат. Хабаровская таможня добровольно исполнила предписание Государственной инспекции труда в Хабаровском крае и решение Центрального районного суда города Хабаровска по делу № 2а-3218/2021, оплатив ВА сверхурочную работу за период с 3 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в двойном размере должностного оклада и выплатила денежную компенсацию за несвоевременную выплату. 5 июля 2021 года осуществлены выплаты за год, предшествующий увольнению (за период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года) в том числе заработная плата за сверхурочную работу в сумме 12136 рублей 57 копеек, компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 1969 рублей 63 копеек. После вступления решения Центрального районного суда г. Хабаровская в законную силу, в целях его исполнения осуществлены выплаты истцу за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2019 года заработной платы за работу сверх установленной нормы в сумме 40906 рублей 93 копеек, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 31054 рублей 86 копеек. Коллективным договором Благовещенской таможни не предусмотрены компенсационные и стимулирующие выплаты при расчете заработной платы за сверхурочную работу. Локальные нормативные акты Благовещенской таможни о включении компенсационных и стимулирующих выплат при расчете заработной платы за сверхурочную работу отсутствуют. Служебным контрактом с ВА не предусмотрены указанные выплаты. Хабаровская таможня правильно рассчитала ВА заработную плату за сверхурочную работу исходя из положений ст. 152 ТК РФ – двойной размер рассчитанный из должностного оклада. Оплата сверхурочной работы должна производится из оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Произведенный таможней расчет является верным. Размер компенсации морального вреда не соответствует конкретным обстоятельствам, не доказан истцом, не соответствует объему и характеру причиненных страданий. Требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг экономиста в сумме 11500 рублей документально не обоснованы. Не представлено документа, подтверждающего заключение договора и перечисление сумм за оказанные услуги.

В судебное заседание 1 февраля 2022 года истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца согласно телефонограмме в материалах дела ходатайствовал об отложении рассмотрения дела в связи с плохим самочувствием, вместе с тем, документов об этом, в том числе справки медицинской организации, документов об обращении за медицинской помощью, не представил.

Истец о причинах не явки не сообщил, заявлений об отложении рассмотрения дела не заявлял. Учитывая, что в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, учитывая положения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, а также положения ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей сроки рассмотрения дела в суде, на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Ранее в судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что о нарушенном праве истец узнал при увольнении при запросе полного пакет документов, связанных его работой. После получения окончательного расчета истец обратился в Государственную инспекцию труда для проверки правильности произведенного расчета. 11 февраля 2021 года истцу был дан ответ том, что в результате проведения внеплановой проверки инспекцией выявлены нарушения. По результатам проверки были составлены акт проверки, выдано предписание. 11 марта 2021 года Хабаровская таможня, не согласившись с предписанием, обратилась в Центральный районный суд г. Хабаровска. Доводы о пропуске истцом срока на обращение в суд рассматривались при рассмотрении дела в Центральной районном суде г. Хабаровска при оспаривании предписания Государственной инспекции труда. Решение суда постановлено 23 августа 2021 года. Полагают, что нарушения является длящимся, оно возникло с 2014 года, заработная плата за сверхурочную работу не выплачивалась на протяжении всего периода. Обратившись в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае, истцу стало известно, что нарушение имеет место быть с 2014 года. Добровольно ответчиком выплаты истцу не производились. После произведенных Хабаровской таможней выплат по заявлению истца об исполнении предписания, и предоставления ему ответчиком документов о произведенных выплатах, у истца появилась возможность проверить расчет ответчика. Заработную плату истец получал переводом на карту банка. Расчетных листков по начислению заработной платы он не видел, о составляющих заработной платы не знал. Просят восстановить срок на обращение в суд.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, трудовой книжкой AT-VII № *** (дата заполнения 12 августа 1986 года), вкладышем в трудовую книжку ВТ № *** (дата заполнения 13 августа 2010 года), что с 26 января 1993 года ВА являлся служащим Благовещенской таможни.

Приказом № 43 от 1 августа 2014 года истец назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур № 1 Благовещенского таможенного поста Благовещенской таможни, с ним заключен служебный контракт № 10704050/0054ск/14 от 1 августа 2014 года о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

27 марта 2020 года Федеральной таможенной службой издан приказ № 328 «О реорганизации Биробиджанской, Благовещенской и Хабаровской таможен». Согласно приказу с 1 октября 2020 года реорганизованы Биробиджанская, Благовещенская и Хабаровская таможни в форме присоединения Биробиджанской, Благовещенской таможен к Хабаровской таможне.

Приказом Благовещенской таможни ВА уволен с государственной гражданской службы 30 сентября 2020 года.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается, что работодателем в лице Благовещенской таможни ему необоснованно была установлена нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю, тогда как он является инвалидом 2 группы, в связи с чем продолжительность его рабочего времени не должна была превышать 35 часов в неделю. Проработав в условиях полного рабочего дня, работодателем ему не произведена выплата заработной платы за сверхурочную работу. Период задолженности по оплате за сверхурочную работу составляет с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года. Исполняя предписание Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, решение Центрального районного суда г. Хабаровска по делу об оспаривании предписания, ответчиком ему произведена выплата заработной платы за сверхурочную работу только исходя из оклада (должностного оклада и оклада за классный чин), без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что служебным контрактом № 10704050/0054ск/14 от 1 августа 2014 года ВА установлена 40 часовая рабочая неделя (пункт 12). Вместе с тем, работник ВА уведомил работодателя о присвоении ему 2 группы инвалидности, представив справку медико-социальной экспертизы серии МСЭ-2012 № 3503141.

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд пришел к следующим выводам.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признается право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными идоступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на защиту прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб (пункт 1, подпункт «b» статьи 27 названной Конвенции).

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1).

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы первый, второй, четвертый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (части 1 и 2 статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 224 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

В силу части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

В статье 92 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Так, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не более 35 часов в неделю (абзац четвертый части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного Закона).

Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Из приведенных положений Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации следует, что государство гарантирует работникам право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, включая ограничение рабочего времени. Инвалидам в области трудовых отношений установлены повышенные гарантии, обеспечивающие реализацию ими права на труд наравне с другими работниками. Одной из таких гарантий является сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, предусмотренная для инвалидов I или II группы. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соответственно, установление работнику, являющемуся инвалидом I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 35 часов в неделю - входит в обязанности работодателя.

Исходя из приведенных норм материального права, регулирующих отношения по обеспечению инвалидам равных с другими возможностей в реализации трудовых прав, с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации об обязанности работодателя соблюдать трудовое законодательство, установив, что работодатель, зная с 23 июня 2014 года о наличии у ВА II группы инвалидности и располагая документами, подтверждающими данное обстоятельство, в нарушение требований абзаца четвертого части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ не установил ВА сокращенную продолжительность рабочего времени, что является нарушением прав работника. С учетом продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю, установленного служебным контрактом, истец еженедельно перерабатывал по 5 часов, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на работодателя обязанности произвести ВА как инвалиду II группы оплату за переработку сверх установленной продолжительности рабочего времени за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года.

Из материалов дела следует, что по вопросу нарушения трудовых прав в части не начисления заработной платы за сверхурочную работу (работу сверх установленного времени 35 часов в неделю для инвалидов 2 группы) ВА обращался в государственную инспекцию труда.

Согласно акту проверки Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 11 февраля 2021 года № 27/7-5628-20-ОБ/12-2839-И/76-44 установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ВА согласно служебному контракту установлена 40 часовая рабочая неделя. В нарушение т. 92 Трудового кодекса РФ работнику ВА не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В нарушение ст. 140 Трудового кодекса РФ работнику ВА выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в день увольнения произведена не в полном объеме, не выплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы.

Согласно предписанию Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 11 февраля 2021 года № 27/7-5628-20-ОБ/12-2844-И Хабаровской таможне в срок до 11 марта 2021 года необходимо выплатить уволенному работнику ВА все суммы, причитающиеся ему в день увольнения.

Хабаровской таможней осуществлены выплаты ВА за год, предшествующий увольнению (за период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года) в том числе заработная плата за работу сверх установленной нормы в сумме 12136 рублей 57 копеек (ведомость № 199 от 2 июля 2021 года, платежное поручение № 385248 от 5 июля 2021 года), компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 1969 рублей 63 копеек (ведомость № 200 от 2 июля 2021 года, платежное поручение № 385247 от 5 июля 2021 года).

Не согласившись с предписанием Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 11 февраля 2021 года № 27/7-5628-20-ОБ/12-2844-И Хабаровской таможней подано административное исковое заявление об оспаривании предписания в Центральный районный суд г. Хабаровска, указав в обоснование, что Государственная инспекция труда в Хабаровском крае должна была применить часть 2 статьи 392 ТК РФ при вынесении обжалуемого предписания и обязать Хабаровскую таможню выплатить задолженность по заработной плате за сверхурочную работу в переделах одного года, предшествующего увольнении ВА

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 августа 2021 года по административному делу № 2а-3218/2021 в удовлетворении административного иска Хабаровской таможни отказано. Данным решением суда установлено, что при проведении Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае проверки по заявлению уволенного работника были выявлены очевидные нарушения работодателем трудового законодательства, в связи с чем, государственная инспекция труда в рамках представленных Трудовым кодексом РФ полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание.

Хабаровской таможней произведены выплаты ВА за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2019 года заработной платы за работу сверхустановленной нормы в сумме 40906 рублей 93 копеек (ведомость № 301 от 18 октября 2021 года, платежное поручение № 462764 от 20 октября 2021 года), компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 31054 рублей 86 копеек (ведомость № 314 от 27 октября 2021 года, платежное поручение № 632358 от 29 октября 2021 года).

Не оспаривания наличие правовых оснований для выплаты заработной платы за работу сверх установленной нормы рабочего времени, при рассмотрении настоящего спора у сторон имелись разногласия относительно расчета оплаты за сверхурочную работу.

Истец указал, что при расчете должны быть учтены все компенсационные и стимулирующие выплаты, тогда как ответчик полагал, что расчет должен быть произведен исходя из должностного оклада истца (с учетом оклада за классный чин за период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года).

Спора относительно количества часов сверхурочной работы у сторон не имеется.

При проверке расчета оплаты за сверхурочную работу, суд пришел к следующим выводам.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Постановлениями Правительства Российской Федерации предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов. Приказами Федеральной таможенной службы России утверждалось распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности. Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 года № 1058.

Судом установлено, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Проанализировав расчет оплаты за сверхурочную работу истца, представленный стороной ответчика, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что расчет оплаты времени, отработанного истцом сверхурочно, должен производиться исходя из установленного оклада, с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной системой оплаты труда в месяц согласно расчетных листков, представленных ответчиком.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что расчет сумм заработной платы за работу сверх установленной нормы, причитающихся работнику ВА произведен Хабаровской таможней неверно (только исходя из должного оклада, без учета выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование)), которая подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Истцом произведен расчет задолженности по заработной плате за работу сверх установленной нормы с учетом всех начисленных сумм, отраженных в расчетных листках по начислению заработной платы. В обоснование представлен расчет, составленный специалистом ТВ, имеющей высшее экономическое образование, что подтверждается дипломом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца ТВ допрошена в качестве свидетеля. В своих пояснениях свидетель указала, что в произведенном ею расчете учитывались суммы задолженности и произведенные ответчиком выплаты. Ею рассчитывалась стоимость одного часа работы истца путем деления заработной платы за месяц на месячную норму рабочего времени при 35 часовой рабочей неделе. В расчете Хабаровской таможни должностной оклад поделен на норму рабочего времени при 40 часовой рабочей неделе, что является неверным, поскольку для инвалидов установлена 35 часовая рабочая неделя. В силу ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Ею рассчитана заработная плата истца за месяц, указанная сумма разделена на количество часов рабочего времени (исходя из 35 часовой рабочей неделе – для инвалидов), в результате чего получена стоимость одного часа работы истца (при 7 часовом рабочем дне). Оплата стоимости одного часа при 7 часовом рабочем дне х на количество часов отработанных сверх нормы в месяц х 1,5 (полуторный размер оплаты согласно ст. 152 ТК РФ).

Вместе с тем, проанализировав расчет задолженности, представленный истцом, суд находит его выполненным неверно, и не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем не принимает расчет истца.

Судом произведен расчет задолженности по заработной плате за работу сверх установленной нормы за период работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года, исходя из сведений, указанных в расчетных листках по начислению заработной платы: денежное содержание за фактически отработанное время (включая оплату по должностному окладу, оклад за классный чин, выплату за выслугу лет, сложность, премию за текущий месяц, ЕДП 1, ЕДП 2, районный коэффициент, дальневосточную надбавку) / количество часов отработано в месяц х 0,5 (оплата за сверхурочную работу в полуторном размере за первые 2 часа) – 13 % (НДФЛ) - выплаченные ответчиком суммы.С учетом того, что час переработки за каждый день работы был оплачен работодателем в одинарном размере. По вышеуказанной формуле судом произведен расчет задолженности (в полуторном размере как указывал истец за каждый част переработки в день), с учетом выплаченной суммы заработной платы ответчиком:

За 2014 год:

июнь 14702,48/48 х 6 х 0,5 = 918,91-13 % = 799,45-261,56 = 537,89 рублей;

июль 20941,41/80 х 10 х 0,5 = 1308,84 -13 % = 1138,69-357,74 = 780,95 рублей;

август 46914/168 х 21 х 0,5 = 2932,13 -13 % = 2550,95-822,80 = 1728,15 рублей;

сентябрь 29464,11/112 х 14 х 0,5=1841,51-13 %=1602,11-523,60=1078,51 рублей;

октябрь 37237,06/114 х 18 х 0,5 =2939,77-13 % =2557,60-643,93=1913,67 рублей;

ноябрь 33886,02/104 х 13 х 05, =2117,88-13%=1842,56-594,24=1248,32 рублей;

декабрь 32629,21/127х16х0,5=2055,38-13%=1788,18-575,5=1212,67 рублей;

За 2015 год:

январь 14837,99 / 40 х 5 х 0,5 = 927,37-13%=806,81-274,27=532,54 рубля;

февраль 44514/152 х 19 х 0,5 = 2782,13-13%=2420,45-822,80=1597,65 рублей;

март 44514/168 х 21 х 0,5=2782,13-13% =2420,45-822,80=1597,65 рублей;

апрель 51567/175 х 22х 0,5=3241,35-13%=2819,97-827,50=1992,47 рублей;

май 32062,53/103 х 13 х 0,5 = 2023,63-13%=1760,32-598,40=1161,92 рублей;

июнь 33852/127 16 х 0,5 = 2132,41-13%=1855,20-630,65=1224,55 рублей;

июль 48824,37/184 х 23 х 0,5 = 3051,52-13%=2654,82-822,80 = 1832,02 рублей;

август 44514/168 х 21 х 0,5 = 2782,13 – 13% = 2420,45-822,80 = 1597,65 рублей;

сентябрь 42490,66/168 х 21 х 0,5 = 2655,67-13%=2310,43-785,40=1525,03 рублей;

октябрь 37062,96/120 х 15 х 0,5 = 2316,44-13% = 2015,30-561=1454,30 рублей;

ноябрь 40034,63/143 х 18 х 05=2519,66-13% = 2192,10-745,18 = 1446,92 рублей;

декабрь 48998,86/183 х 23 х 0,5 = 3079,16-13%=2678,87-827,30=1851,57 рублей;

За 2016 год:

январь 27750,91/72 х 9 х 0,5=1734,43-13 % = 1508,95-493,68= 1015,27 рублей;

февраль 27634,53/95 х 12 х 0,5 = 1745,34 -13%=1518,45-496,7 =1021,66 рублей;

март 36415,73/168 х 21 х 0,5=2275,98-13 % = 1980,10 – 822,80 = 1157,30 рублей;

апрель 46251,53/168 х 21 х 0,5 = 2890,72-13%=2514,93-822,80 = 1692,13 рублей;

май 26777,18/ 88 х 11 х 0,5 = 1673,57-13%= 1456,01-476,36=979,65 рублей;

июнь 46251,53/168 х 21 х 0,5 = 2890,72-13%=2514,93-822,80=1692,13 рублей;

июль 41846,63/152 х 19 х 0,5=2615,41-13 %= 2275,41 – 744,44 = 1530,97 рублей;

август 36196,85/144 х 18 х 0,5=2262,30-13% = 1968,20-429,29 = 1538,91 рублей;

сентябрь 46251,53/176 х 22 х 0,5=2890,72-13%=2514,93-561 = 1953,93 рублей;

октябрь 18421,64/80 х 10 х 0,5 = 1151,35-13%=1001,67-274,27=727,40 рублей;

ноябрь 46251,53/167 х 21 х 0,5 = 2908,03-13%=2529,99-30,65= 1899,34 рублей;

декабрь 46251,53/176 х 22 х 0,5 = 2890,72-13%=2514,93-785,40=1729,53 рублей;

За 2017 год:

январь 21682,21/72 х 9 х 0,5 = 1355,14-13%=1178,97-435,60=743,37 рублей;

февраль 36372,93/127 х 16 х 0,5 = 2291,21 -13%=1993,35-736,49=1256,86 рублей;

март 20594,67/88 х 11 х 0,5 = 1287,17-13%=1119,84-413,75=706,09 рублей;

апрель 20477,65/80 х 10 х 0,5 = 1279,85-13% = 1113,47-411,40 = 702,07 рублей;

май 40955,33/160 х 20 х 0,5 = 2559,71 -13%=2226,95 – 822,80=1404,15 рублей;

июнь 40955,33/168 х 21 х 0,5 = 2559,71 -13%=2226,95 – 822,80=1404,15 рублей;

июль 19502,49/80 х 10 х 0,5=1218,91-13%=1060,45-391,81=668,64 рублей;

август 40955,33/184 х 23 х 0,5 = 2559,71 -13%=2226,95-822,80=1404,15 рублей;

сентябрь 39005,07/160 х 20 х 0,5=2437,82-13%=2120,920 – 783,62 = 1337,28 рублей;

октябрь – нет начислений;

ноябрь 37031,45/151 х 19 х 0,5 = 2329,79 -13%=2026,92-748,90=1278,02 рублей;

декабрь 21452,82/88 х 11 х 0,5=1340,80-13%=1166,50-430,99 = 735,51 рублей;

За 2018 год:

январь 45744,05/136 х 17 х 0,5 = 2859-13%=2487,33-855,75=1631,58 рублей;

февраль 23326,41/77 х 10 х 0,5 = 1514,70-13%=1317,79-453,38=864,41 рублей;

март 45744,05/159 х 20 х 0,5 = 2876,98-13%=2502,97-861,14 = 1641,83 рублей;

апрель 45744,05/167 х 21 х 0,5=2876,12-13%=2502,22-860,88=1641,34 рублей;

май 34236,12/199 х 15 х 0,5 = 2157,74-13%=1877,23-645,85=1231,38 рублей;

июнь 25317,50/88 х 11 х 0,5 = 1582,34-13%=1376,64-473,62=903,02 рублей;

июль 45744,05/176 х 22 х 0,5 = 2859-13%=2487,33-855,75=1631,58 рублей;

август 33810,83/136 х 17 х 0,5 = 2113,18-13%=1838,47 – 632,51 = 1205,96 рублей;

сентябрь 34308,03/120 х 15 х 0,5 = 2144,25 -13% =1865,50-641,82=1223,68 рублей;

октябрь 2734,71/11 х 1 х 0,5 = 124,31-13% = 108,15-37,21 = 70,94 рублей;

ноябрь 45744,05 / 168 х 21 х 0,5 = 2859-13%=2487,33-855,75=1631,58 рублей;

декабрь 39717,89/145 х 18 х 0,5 = 2465,25-13%=2144,77-737,90=1406,87 рублей;

За 2019 год:

январь 18187,77/56 х 7 х 0,5=1136,74-13%=988,96-352,37=636,59 рублей;

февраль 4417,25/159 х 20 х 0,5 = 2778-13%=2416,86-861,14=1555,72 рублей;

март 41947,86/151 х 19 х 0,5 = 2639,10-13 % 2296,02-818,08 = 1477,94 рублей;

апрель 24987,76/99 х 12 х 0,5=1514,41 -13%=1317,54-469,44=848,10 рублей;

май 44172,25/143 х 18 х 0,5 = 2779,95-13%=2418,56 – 861,74 = 1556,82 рублей;

июнь 44170,25/151 х 19 х 0,5 = 2778,92-13%= 2417,66-861,42=1556,24 рублей;

июль 28806,65/120 х 15х 0,5 = 1800,43-13%=1566,37-58,10 = 1008,27 рублей;

август 44170,25/176 х 22 х 0,5 = 2760,64 -13%=2401,76-855,75= 1546 рублей;

сентябрь 27343,44/104 х 13 х 0,5= 1708,97-13%=1486,80-855,75 = 631,05 рублей;

октябрь 22035,21/88 х 11 х 0,5 = 1377,20-13%=1198,16-569,26 = 628,90 рублей;

ноябрь 46073,69/160 х 20 х 0,5 = 2879,61-13%=2505,26-1190=1315,26 рублей;

декабрь 46073,69 / 175 х 22 х 0,5 = 2896,06-13%=2519,57-1196,82 = 1322,75 рублей;

За 2020 год:

январь 20661,42/56 х 7 х 0,5=1291,34-13%=1123,47-490,29=633,18 рублей;

февраль 50177,69/152 х 19 х 0,5=3136,11-13% = 2728,42-1190=1538,42 рублей;

март 50177,69/168 х 21 х 0,5=3136,11-13%=2728,42-1190=1538,42 рублей;

апрель 50177,69/175 х 22 х 0,5=3154,03-13%=2744-1196,83 = 1547,19 рублей;

май 50177,69/135 х 17 х 0,5 = 3159,34-13%=2748,63-1199,13=1549,50 рублей;

июнь 50177,69/167 х 21 х 0,5 = 3154,88-13%=2744,74 – 1197,19= 1547,55 рублей;

июль 34906,21/128 х 16 х 0,5=2181,64-13%=1898,03 – 827,65 = 1070,38 рублей;

август 45996,20/154 х 19 х 0,5 = 2837,42-13%=2468,55-1133,86 = 1334,69 рублей;

сентябрь 31931,24/112 х 14 х 0,5 = 1995,70-13%=1736,26-757,55=978,71 рублей.

Итого задолженность ответчика перед истцом по заработной плате за работу сверх установленной нормы за периоды работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года, за вычетом произведенных Хабаровской таможней в 2021 году выплат, составила 95798 рублей 79 копеек.

Рассматривая заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, суд пришел к следующим выводам.

Поскольку вышеуказанными Федеральными законами сроки обращения в суд за разрешением служебного спора не урегулированы, применяются установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В соответствии с редакцией статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 3 октября 2016 года, работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ с 3 октября 2016 года введена часть вторая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Установленный частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд (как в редакции до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ, так и в действующей редакции) по делу, не связанному с увольнением, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом день, в который гражданину стало известно о нарушении его прав, определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичного срока обращения в суд преследует цель повышения защиты интересов граждан, предоставляя им более продолжительный период для защиты нарушенных прав, что служит гарантией реализации права работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела, ссылаясь на то, что о нарушении своего права на получение заработной платы в полном объеме ему стало известно при получении окончательного расчета при увольнении, а также после обращения в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае, в ходе проверки которой был установлен факт нарушения его прав работодателем, истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд.

Судом установлено, что истец уволен 30 сентября 2020 года, при увольнении с ним был произведен окончательный расчет.

14 ноября 2020 года после ознакомления с материалами личного дела, истец обратился в Государственную инспекцию труда в Амурской области по факту нарушения его прав работодателем при начислении заработной платы за работу сверх установленной нормы.

Заявление истца было перенаправлено в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае, которой была проведена проверка, составлен акт проверки, ответчику выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства от 11 февраля 2021 года.

В июле 2021 года ответчиком истцу произведены выплаты заработной платы за сверхурочную работу за период с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года, а также выплачена компенсация за задержку выплаты заработной платы.

Не согласившись с предписанием Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, ответчик обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 августа 2021 года в удовлетворении административного иска Хабаровской таможни отказано.

После вступления решения суда в законную силу, истец обратился к ответчику с заявлением об исполнения предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, а также запросил расчет заработной платы за сверхурочную работу.

В октябре 2021 года ответчиком истцу произведены выплаты за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2019 года заработной платы за работу сверх установленной нормы, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.

Расчет задолженности по заработной плате за работу сверх установленной нормы, произведенный ответчиком, получен истцом 19 октября 2021 года.

Приведенные обстоятельства препятствовали обращению ВА в суд в установленный срок за разрешением индивидуального трудового спора.

С настоящим иском в суд ВА обратился 3 декабря 2021 года, что подтверждается входящим штампом на иске.

Таким образом, с учетом предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае, вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Хабаровска, ответчик начислил и выплатил заработную плату за работу сверх установленной нормы за период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года, в связи с чем, в 2021 году произвел истцу указанные выплаты, исходя из своих расчетов.

Заявленная истцом к взысканию сумма заработной платы за сверхурочную работу носит характер не начисленной и невыплаченной, тогда как срок на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ распространяется на отношения в случае начисления спорных сумм, в связи с их невыплатой.

В настоящем споре сторонами оспаривается размер начисленных ответчиком сумм, но не факт их начисления.

Кроме того, судом учитывается длящийся характер допущенного работодателем нарушения прав истца, сложившийся в результате не начисления и невыплаты истцу заработной платы за работу сверх установленной нормы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока на обращение в суд.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по заработной плате за работу сверх установленной нормы за период работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в сумме 95798 рублей 79 копеек.

Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Судом установлено, что заработная плата в период с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года выплачивалась истцу не в полном объеме, без учета работы сверх установленной нормы, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату заработной платы.

Из материалов дела следует, что выплата заработной платы в Благовещенской таможне производилась не реже чем каждые пол месяца, не позднее 15 числа – за первую половину месяца, оставшаяся часть – не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период с 2 июля 2014 года по 1 декабря 2021 года. Вместе с тем, представленный истцом расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы не принимается судом, поскольку как установлено судом выше, расчет задолженности по заработной плате выполнен истцом не верно, без учета ранее выплаченных ответчиком сумм как заработной платы, так и компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, соответственно начисление компенсации по ст. 236 ТК РФ также выполнено неверно.

С учетом размера задолженности за каждый период помесячно, периода просрочки (с учетом частичной оплаты ответчиком компенсации за несвоевременную выплату заработной платы), учитывая ключевую ставку Банка России в соответствующие периоды, судом произведен расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, сумма компенсации составила 97618 рублей 50 копеек.

Вместе с тем, поскольку ответчиком истцу произведена выплата компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 1969 рублей 63 копеек и 31054 рублей 86 копеек, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату заработной платы за период работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в сумме 64594 рублей 01 копейки, за период несвоевременной выплаты с 1 июля 2014 года по 1 декабря 2021 года.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Суд соглашается, что сам факт невыплаты истцу в полном объеме заработной платы за работу сверх установленной нормы причинил истцу нравственные переживания, кроме того, было нарушено конституционное право гражданина на оплату труда, что также повлекло за собой ущемление бытовых нужд истца, в связи, с чем требование о компенсации морального вреда является обоснованным.

Вместе с тем, определяя размер компенсации морального вреда, суд находит завышенной требуемую истцом ко взысканию сумму компенсации морального вреда, и, исходя из принципов разумности и справедливости, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, длительность нарушения прав истца ответчиком, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно абзацу второму статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг экономиста, составившего расчет задолженности по заработной плате, в сумме 11500 рублей, в обоснование представлен диплом специалиста, чек по операции Сбербанк.

Вместе с тем, учитывая, что принимая решение об удовлетворении исковых требований в части, расчеты истца не были приняты судом, суд приходит к выводу, что данные расходы нельзя отнести к расходам, связанным с рассмотрением дела, которые подлежат взысканию с ответчика.

Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг экономиста в размере 11500 рублей, не подлежат удовлетворению.

Чек-ордером от 2 декабря 2021 года подтверждается, что при подаче настоящего иска истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10776 рублей.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4407 рублей 86 копеек, исчисленной по правилам ст. 333.19 НК РФ, с учетом частичного удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,

решил:

Взыскать с Хабаровской таможни в пользу ВА задолженность по заработной плате за работу сверх установленной нормы за период работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в сумме 95798 рублей 79 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период работы с 23 июня 2014 года по 30 сентября 2020 года в сумме 64594 рублей01 копейки, за период несвоевременной выплаты с 1 июля 2014 года по 1 декабря 2021 года, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4407 рублей 86 копеек, восстановив срок для обращения в суд с заявленными требованиями, в остальной части иска отказать, отказав в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов по оплате услуг экономиста в сумме 11500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 7 февраля 2022 года.

Судья Н.Н. Матюханова

2-1041/2022 (2-9940/2021;) ~ М-9353/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Каплунов Виктор Александрович
Ответчики
Хабаровская таможня
Другие
Шаповаленко Алексей Анатольевич
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Матюханова Н.Н.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее