РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Брожко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-852/2017 по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований иска указал, что в отношении ФИО2 учреждением Бюро № - филиала ФКУ ГБМЭС по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ разработана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой ФИО2 полагаются технические средства реабилитации, а именно: кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами), подгузники для взрослых размер «М» 1095 штук, кресло-коляска с ручным приводом для лиц с большим весом прогулочная, в том числе для детей инвалидов, входящие в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005г. №-р в федеральный перечень.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что уполномоченным органом по обеспечению инвалидов данными средствами является территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, поэтому обязанность по приобретению инвалиду указанных средств возникает у Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО при поступлении от инвалида соответствующего заявления.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прокурор просит обязать ответчика обеспечить ФИО2 техническим средствам реабилитации, а именно: креслом-стулом с санитарным оснащением с ручным приводом для лиц с большим весом прогулочная, в том числе для детей инвалидов, креслом-стулом с санитарным оснащением (с колесами), подгузниками для взрослых размер «М» 1095 штук.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5, действующая на основании поручения, на удовлетворении требований настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО2 будучи извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала, в суд направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что затраты государства, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Для осуществления целей обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Фонду ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый календарный год. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом на основании государственных контрактов с предприятиями, отобранными на конкурсной основе и исключительно в пределах, выделенных из федерального бюджета средств. Необеспечение ФИО2 креслом-стулом с санитарным оснащением с ручным приводом для лиц с большим весом прогулочная, в том числе для детей инвалидов, а также креслом-стулом с санитарным оснащением (с колесами) связано с тем, что торги не состоялись, государственные контракты на поставку технических средств реабилитации не заключены. Единовременное обеспечение подгузниками в размере 1095 штук не удобно как для самого инвалида, поскольку занимает достаточно большую площадь для хранения, так и для Фонда, поскольку единовременное обеспечение одного инвалида, ущемит права другого и не позволит ему предоставить необходимое количество подгузников. Сложившаяся практика, а именно поквартальное обеспечение инвалида необходимым количеством подгузников, наиболее оптимальна для обеих сторон. В законе сказано, что обеспечение должно проходить в течение года, что Фондом и делается. Фондом выполнены все предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" действия по постановке инвалида на учет и принятию мер к обеспечению его необходимыми средствами реабилитации. Также указал, что инвалиды вправе самостоятельно приобретать те или иные средства реабилитации с последующей компенсацией, на что указывает федеральный законодатель и многочисленная судебная практика.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные доказательства, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации - определены Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Положениями ст. 2 названного Закона установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положений ст. 9 названного Закона, реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Положениями ст. 10 названного Закона определено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008г. № 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления. Вместе с тем, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. На указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета, что подтверждается п.16 указанных Правил обеспечения.
Однако в силу п.4 Правил обеспечения заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида(ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994г. № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
В силу указанного, суд приходит к выводу, что ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, как самостоятельное юридическое лицо.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, группа инвалидности установлена бессрочно, проживает в <адрес> ЯНАО.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендовано для реабилитационных мероприятий такие технические средства реабилитации как: кресло-стул с санитарным оснащением (с колесами), подгузники для взрослых размер «М» 1095 штук, кресло-коляска с ручным приводом для лиц с большим весом прогулочная, в том числе для детей инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО по вопросу обеспечения ее необходимыми средствами реабилитации.
Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО ФИО2 поставлена на учет с целью получения необходимых ей средств реабилитации.
Согласно направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации №, 18, 19 от ДД.ММ.ГГГГ ГУ РО ФСС РФ по ЯНАО инвалид ФИО2 направлена в ООО «Владимир», расположенное в <адрес>, для получения кресло-стула с санитарным оснащением (с колесами), направлена в ООО «Круг», расположенное в <адрес>, для получения подгузников, направлена в ООО «Реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина Югры», для получения кресла-коляски прогулочной.
Однако, несмотря на постановку на учет и выданные направления, суд приходит к выводу, что ответчик свою обязанность по обеспечению инвалида ФИО2 необходимыми техническими средствами реабилитации своевременно не исполнил.
Правила допускают выплату инвалиду компенсации, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство за собственный счет. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011г. №н. Заявлений о возмещении расходов по самостоятельному приобретению подгузников для ФИО2 в 2017 году в отделение Фонда не поступало.
Суд полагает, что самостоятельное приобретение технических средств инвалидами с последующей компенсацией является их правом, но не обязанностью, и может быть реализовано при наличии желания и возможности. В силу действующего законодательства выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Согласно ч. 2 и ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, ФИО1 приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской ФИО1 соответствующих полномочий.
Таким образом, инвалиду не может быть отказано в регулярном предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций.
Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов возможно только по мере поступления финансирования и после заключения государственных контрактов на их поставку являются несостоятельными, поскольку реализация конституционных гарантий социального обеспечения инвалидов не может быть поставлена в зависимость от порядка приобретения Фондом такого средства реабилитации.
До настоящего времени (с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ) инвалид ФИО2 не обеспечена техническими средствами реабилитации.
Принимая во внимание, что ФИО2 своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в обеспечении техническими средствами реабилитации, ей не может быть отказано в обеспечении техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, ФИО1 приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Не смотря на принятые меры, суд полагает, что ответчик нарушил гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в установленный законом срок.
Принимая во внимание, что длительное не обеспечение инвалида ФИО7 техническими средствами реабилитации осложняет уход за ней, а также лишает ее возможности находится в более комфортных условиях, суд считает требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку лишь решение суда, которое в силу закона подлежит обязательному исполнению, может служить гарантией для непрерывного бесплатного обеспечения инвалида техническими средствами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░); ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░» 1095 ░░░░; ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░