Дело № 2-2123/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 года г. Волгоград
Советский районный суд города Волгограда в составе
председательствующего судьи Шамариной И.С.,
при секретаре судебного заседания Пехтелевой Г.В.,
с участием:
истца Амелина П.Б.,
представителя ответчика Домнешева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амелина Павла Борисовича к ООО «ВолжскИнвест» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л:
Амелин П.Б. обратился в суд с иском к ООО «ВолжскИнвест» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор участия долевого строительства №, в соответствии с пунктом 1.1. которого ООО «ВолжскИнвест» (застройщик) обязалось построить многоквартирный жилой дом (на земельном участке по адресу: <адрес>) и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать истцу объект долевого строительства - двухкомнатную <адрес> вышеуказанном жилом доме общей площадью 49,99 кв.м. Договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 3.1. Договора стоимость объекта долевого строительства составляет 3 016 500 рублей. Данная сумма была уплачена истцом застройщику в полностью объеме. Согласно пункту 2.1. Договора ответчик обязался передать квартиру Дольщику в 4-м квартале 2016 года. При этом до настоящего времени, квартира указанная в пункте 1.1. истцу передана не была. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием уплатить неустойку и возместить убытки, причиненные неисполнением ответчиком своих обязательств по Договору. Данная претензия осталась без ответа. На основании вышеизложенного истец просит взыскать с ответчика в его пользу 252 031 рубля 60 копеек из которых 152 031 рубля 60 копеек – неустойка за нарушение установленного срока передачи объекта долевого строительства; 100 000 рублей – компенсация морального вреда вследствие нарушения условий договора долевого строительства; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Истец Амелин П.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Домнышев И.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований поскольку, договором участия в долевом строительстве, заключенным между Амелиным П.Б. и ООО "ВолжскИнвест", определен срок передачи квартиры Дольщику, который определяется IV кварталом 2016 года. Однако с момента заключения указанного Договора и до названного периода изменился ряд обстоятельств. В 2015 году (проектная декларация в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) на 2 этажа увеличилась этажность строящегося жилого дома, что существенно увеличило объемы строительства. В связи с данным изменением было получено новое разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. В проектную декларацию указанного дома внесены изменения № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым срок ввода в эксплуатацию здания изменен на 2 квартал 2017г., в соответствии с п.2.1. Изменения в проектную декларацию и декларация в новой редакции зарегистрированы в установленном порядке. Перенос сроков является исключительно вынужденной мерой связанной с рядом факторов: получении нового разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с увеличением количества этажей в строящемся жилом доме, что в свою очередь увеличило объемы строительства. Соответствующие изменения в проектную декларацию внесены ДД.ММ.ГГГГ. под №. В действиях ООО «ВолжскИнвест» отсутствуют признаки недобросовестного исполнения своих обязательств по строительству многоквартирного дома. ООО «ВолжскИнвест» направило всем участникам долевого строительства сообщение с информацией о невозможности завершения строительства здания в срок и о переносе срока ввода в эксплуатацию, а также предложением об изменении договора и заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора, однако истец в ответ отправил претензию с отказом от заключения дополнительного соглашения. Большая часть участников долевого строительства в добровольном порядке подписали дополнительные соглашения о продлении срока передачи объекта долевого строительства. Считают, что Амелин П.Б. злоупотребляет своим правом с целью получения дополнительного дохода. Доказательств, перенесенных истцом моральных и нравственных страданий суду не представлено. В случае удовлетворения исковых требований просил снизить размер неустойки и штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Статьей 6 этого же закона предусмотрено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.
В случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости не может быть завершено в предусмотренный договором срок, застройщик не позднее чем за два месяца до истечения указанного срока обязан направить участнику долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора. Изменение предусмотренного договором срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 10 ФЗ № 214 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Амелиным П.Б. и ООО «ВолжскИнвест» был заключен договор участия в долевом строительстве №.
По условиям п. 1.1 договора участия долевого строительства № «Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) Жилой дом, согласно разрешению на строительство ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных в него изменений и дополнений), на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером: № и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию при условии надлежащего выполнения участником долевого строительства всех своих обязательств по настоящему договору передать участнику объект долевого строительства.
Срок передачи застройщиком квартиры – четвертый квартал 2016 года (пункт 2.1 договора).
Размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства по договору, составляет 3 016 500 рублей (пункт 3.1. договора)
Объект долевого строительства не передан истцу.
В судебном заседании установлено, что обязательства истца по оплате стоимости квартиры в указанном выше размере исполнены, что подтверждается копиями чек-ордеров (л.д.20-25).
Однако застройщик свои обязательства по передаче истцу квартиры в установленный договором срок не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ Амелин П.Б. обратился в ООО «ВолжскИнвест» с претензией с требованием выплатить неустойку (л.д.26-27).Согласно расчету, представленному истцом, размер неустойки подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ : 3 016 500 рублей х 84 (дня) х 9% / 100 / 150 = 152 031 рубля 60 копеек.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
При этом пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляя право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи, суд при определении размера подлежащей взысканию неустойки вправе применить пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить ее размер в случае установления явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения ответчиком обязательств.
Таким образом, суд приходит к выводу, о несоразмерности последствиям нарушенных обязательств ответчиком перед истцом, и считает необходимым взыскать неустойку за нарушение сроков передачи квартиры в размере 70 000 рублей.
Суд полагает необходимым отметить, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение и одновременно предоставляет суду право снижения ее размера в целях устранения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, что соответствует основывающемуся на общих принципах права, вытекающих из Конституции Российской Федерации, требованию о соразмерности ответственности.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости" к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами. Целью договора долевого участия в строительстве, заключенного между истцом и ответчиком, являлось приобретение в строящемся доме конкретной квартиры для личных нужд, то есть для проживания.
Таким образом, истец, приобретая квартиру для личных нужд и инвестируя денежные средства на приобретение жилого помещения (квартиры), являлся потребителем оказываемых ООО «ВолжскИнвест» услуг.
Таким образом, законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность, распространил действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на отношения по участию граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и тем самым предоставил им право требовать возмещения штрафа и морального вреда за нарушение соответствующих обязательств.
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ - если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Необходимо также учитывать требования ст. 1101 ГК РФ, предусматривающей, что компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера денежной компенсации морального вреда должны учитываться обстоятельства дела, материальное положение сторон, а так же требования разумности и справедливости.
К условиям, влекущим применение компенсации морального вреда, относятся противоправные действия, наличие самого морального вреда, причинная связь между противоправным поведением и моральным вредом, вина нарушителя.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причинённых истцам нравственных страданий.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд оснований для взыскания компенсации морального вреда не усматривает, так как Решением Дзержинского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение прав потребителя Амелина П.Б. с ответчика ООО «ВолжскИнвест» взыскана компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей, следовательно, в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей истцу надлежит отказать.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителей, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
С учетом требований закона и ст. 333 ГК РФ, суд полагает возможным взыскать штраф в размере 30000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Амелина Павла Борисовича к ООО «ВолжскИнвест» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа – удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «ВолжскИнвест» в пользу Амелина Павла Борисовича неустойку за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства в размере 70 000 рублей, штраф в размере 30 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Амелина Павла Борисовича к ООО «ВолжскИнвест» о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья: И.С. Шамарина