Дело №2-2/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2020 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при помощнике судьи Сивак А.В.,
с участием представителя истца Ковалева Е.Д.,
представителя третьего лица Писаренко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению и.о. прокурора Олюторского района Ковалева Е.Д. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Олюторский» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к к муниципальному унитарному предприятию «Олюторский» о возложении обязанности в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение специальной оценки условий труда имеющихся рабочих мест.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка исполнения работодателями – юридическими лицами законодательства Российской Федерации об охране труда, в ходе которой установлено, что в МУП «Олюторский» утвержден штат в количестве 23,5 единицы. В нарушение норм действующего законодательства, работодатель - юридическое лицо МУП «Олюторский» не соблюдает трудовое законодательство по обеспечению безопасности условий труда, а именно специальная оценка условий труда до настоящего времени не проведена. Непроведение специальной оценки условий труда приводит к нарушению интересов граждан в области соблюдения конституционных прав на труд.
В судебном заседании представитель истца – и.о. заместителя прокурора Ковалев Е.Д. на исковых требованиях настаивал на основании доводов, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, законный представитель извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется соответствующая расписка.Ранее в судебном заседании законный представитель ответчика – Тихонов И.К. возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения на иск, из которых следует, что в настоящее время в МУП «Олюторский» отсутствуют работающие штатные работники, бухгалтерские услуги оказываются по договору оказания услуг, транспортные услуги также оказываются водителями по договорам оказания услуг, постоянно приняты только два работника: руководитель, чье рабочее место находится в администрации Олюторского муниципального района, и заместитель руководителя, работающий дистанционно. При таких обстоятельствах считает, что отсутствует необходимость в специальной оценке условий труда.
Представитель третьего лица – Администрации Олюторского муниципального района – Писаренко О.Ю.в судебном заседании поддержала исковое заявление, пояснила, что МУП «Олюторский» является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свою деятельность, в которую Администрация Олюторского муниципального района не вмешивается. Администрацией только издается приказ о принятии на работу, увольнении руководителя МУП «Олюторский». При создании МУП «Олюторский», ему было выделено муниципальное помещение для ведения хозяйственной деятельности, которое МУП «Олюторский» должен был отремонтировать и там осуществлять свою деятельность. Никаких письменных договоров по поводу ремонта не заключалось. Фактически помещение никто ремонтировать не стал по непонятным причинам. Также по неизвестным причинам не принимались на работу в МУП «Олюторский» работники, однако это не является полномочиями администрации. По просьбе руководителя МУП «Олюторский» для удобства решения рабочих вопросов с УЖКХ Олюторского муниципального района, в здании администрации в кабинете УЖКХ предоставили возможность работать с документами за свободным рабочим столом, однако никаких договоров по этому поводу не заключалось, этот рабочий стол не является рабочим местом руководителя МУП «Олюторский».
С учетом мнения представителя прокуратуры Олюторского района, представителя третьего лица, в силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации №2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с п.1ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в результате текучести кадров на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. При этом специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасности условий труда в целом, призвана способствовать безопасности условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
При таких обстоятельствах суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст.45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
Статьей 37 Конституции РФ закреплено гарантируемое государством право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Часть 2 статьи 212 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с требованиями ст.211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися.в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ч.1ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии ч.2ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В силу ст.7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться втом числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условияхтруда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состояниемусловий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (припоступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочемместе.
В соответствии с ч.ч. 1,2,3,4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальнаяоценкаусловийтрудапроводитсявсоответствиисметодикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетоммнения Российской трехстороннейкомиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Из материалов дела следует, что МУП «Олюторский» 04.07.2018 года зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Камчатскому краю, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно сообщению МУП «Олюторский» от 15.11.2019, направленному в адрес прокурора, в МУП «Олюторский на постоянной основе работают руководитель и заместитель руководителя.
Согласно штатному расписанию МУП «Олюторский», утвержденному приказом №3 от 01.02.2019, с 01.02.2019 в МУП «Олюторский утвержден штат в количестве 23,5 штатных единиц с общим месячным фондом заработной платы в размере 736 153, 61 руб.
Приказом №4/П от 01.03.2019 МУП «Олюторский» назначено лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, в обязанности которого входит том числе и участие в организации и проведении специальной оценки условий труда.
Проверяя довод ответчика о непроведении оценки условий труда в связи с бездействием учредителя – администрации Олюторского муниципального района суд приходит к следующему.
Из устава следует, что МУП «Олюторский» является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными актами, является коммерческой организацией, самостоятельно несет установленную законом ответственность. Главой 4 Устава предусмотрены права собственника предприятия (Олюторского муниципального района), в числе которого полномочий, связанных с проведением специальной оценки условий труда работников предприятия не имеется. Обязанности руководителя предприятия, в том числе относительно реализации трудовых прав работников, предусмотрены главой 6 Устава.
Таким образом, суд приходит к выводу, что полномочия по организации и проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в МУП «Олюторский» относится к исключительной компетенции самого юридического лица, а не его учредителя, в связи с чем довод законного представителя МУП «Олюторский» о непроведении оценки условий труда в связи с бездействием учредителя администрации Олюторского муниципального района суд находит необоснованным.
Довод ответчика об отсутствии рабочих мест также не нашел своего подтверждения в судебном заседании и опровергается материалами дела.
Так, рабочие места предусмотрены наличием штатных единиц в штатном расписании МУП «Олюторский».
Отсутствие здания, в котором возможно расположить рабочие места, нахождение рабочего места руководителя в здании администрации Олюторского муниципального района в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения. Распоряжением администрации Олюторского муниципального района №147 от 18.06.2018 в оперативное управление МУП «Олюторский» передано муниципальное имущество –нежилое помещение по ул.Школьная, 6 в с.Тиличики Олюторского района. По поводу технического состояния передаваемого здания споров между МУП «Олюторский» и администрацией Олюторского муниципального района не возникало. Доказательств обратного не представлено.
Трудовым договором с руководителем муниципального предприятия от 22.01.2019 года определено рабочее место руководителя по юридическому и фактическому адресу ответчика: с.Тиличики, ул.Школьная, 6.
Довод ответчика о наличии материальных слоджностей у предприятия, в связи с которым невозможно организовать проведение специальной оценки условий труда не является объективным, поскольку наличие материальных сложностей юридического лица не может являться поводом для нарушения трудовых прав непределенного круга лиц.
При таких установленных выше фактических обстоятельствах, судом установлено нарушение МУП «Олюторский» трудовых трав неопределенного круга лиц, связанных с непроведением специальной оценки условий труда имеющихся рабочих мест.
Доказательств обратного, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, ответчиком представлено не было, не установлены такие и в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Олюторского района законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Статьёй 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп.9ч.1ст.333.36 НК РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1ст.98 ГПК РФ, подп.3п.1ст.333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Олюторского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░»░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░