Дело №2-63/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«14» мая 2019 года с. Ремонтное
Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Червякова И.Н.,
при секретаре Юхновой Г.М.,
с участием: Заикина В.Н., Заикиной И.А., их представителя - Сенченко В.Н., Магомедова О., кадастрового инженера Радачинского А.С., Семенякова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заикина В.Н., Заикиной И.А. к Магомедову Омаргаджи о признании границ земельного участка с кадастровым номером № не установленными, площадь не учтенной, признании кадастровой ошибкой сведений о нем в ЕГРН, установлении границы земельного участка с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
Заикин В.Н. и Заикина И.А. обратились в суд с иском к Магомедову О., кадастровому инженеру Радачинскому А.С., ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, третьим лицам Администрации Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области и Семенякову С.А. об установлении реестровой ошибки, признании незаконными действий по образованию земельного участка с кадастровым номером №.
Свои требования мотивируют тем, что они являются с 27.12.2005 года собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка, категории земли сельскохозяйственного назначения площадью 24га., с к/н №. 08.10.2018 года они заключили с новым арендатором Семеняковым С.А. договор аренды их земельного участка, но в очередной приезд для проведения с/х работ на место, где располагается их участок, прибыл Магомедов О. и заявил, что это его территория, так как он купил данный земельный участок у кадастрового инженера Радачинского А.С.. Обратившись к Радачинскому А.С. им стало известно с его слов, что на карте якобы нет их з/у к/н №, в том месте, где он был с 2005г. до 2018г., где арендаторы ежегодно обрабатывали пашню. Якобы их участок снят с учета, вынесен в другое место, то есть не имеет местоположения. Право собственности ими было зарегистрировано, а ЕГРН органом юстиции в Ремонтненском районе, регистратором Сидоренко С.И., выданы свидетельства о праве собственности № и №. До регистрации права, ими проведено межевание указанного земельного участка, межевое дело подготовлено 22.12.2004г., и утверждено руководителем комитета по земельным ресурсам Ремонтненского района Панченко Н.С.. В соответствии с межевым делом 12.05.2005г. выполнен и утвержден кадастровый план земельного участка к/н 61:32:600005:5391, с приложениями план-схема земельного участка, описание границ земельного участка к/н № с утверждением координат местоположения на местности. В соответствии с действовавшим Законодательством РФ ими была подана заявка о постановке на государственный кадастровый учет от 12.05.2005 №, с приложением документов. Отказа в постановке участка на кадастровый учет по причинам недостатка документов, несоответствия местоположению, наложению границ участка, либо по иным основаниям не было, и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2005г. сделаны записи №, №. Они обратились в правоохранительные органы, так как кадастровый инженер Радачинский А.С. явно использовал свое положение, ущемляя их имущественные права. 23.10.2018г. они также за разъяснениями обратились в ФБГУ «Федеральная кадастровая палата» по PO. Им выдали сведения, что их участок переведен в статус ранее учтенного, как не имеющего межевания и координат местоположения на местности. Это ложное утверждение. В ответе ФБГУ «Федеральная кадастровая палата» по РО от 21.11.2018 года № - исх. /08177 изложено, что заявка подавалась в соответствии с законом, но далее якобы отсутствовало «Описание». В соответствии с основными понятиями, принятыми в обороте при рассмотрении вопросов о регистрации прав на земельные участки «Описанием» является факт «межевания» границ земельного участка, которое ими было проведено. ФГБУ Кадастровая палата подтверждает наличие в архивной базе межевого дела на их участок. Тупиковая ситуация создана регистрирующим органом, так как, указывая на наличие межевого дела ссылается на отсутствие межевания, как описания земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет как учтенный, актуальный с уточненными границами. Нонсенс в том, что отмежеванный участок, на который есть межевое дело, выставлен как не межеванный и статус его изменен на «актуальный ранее учтенный», без уведомления их как собственников о том, что их имущество подвергнуто опасному переименованию. Никогда им не направлялось никаких уведомлений из кадастра, Росреестра, либо от регистратора Сидоренко С.И., по внесению изменений в статус учета недвижимости, что прямо ущемляет их права собственников. Их незаконно лишили участка земли и более нигде они не смогут его образовать, так как свободных территорий в данном кадастровом квартале просто нет. Ранее учтенные участки прошли процедуру постановки на учет до того времени, как в законную силу вступил новый правовой акт, регулирующий вопросы, связанные с недвижимостью, либо права, на которые были приобретены до 1 марта 2008 года, но объекты не были подвержены кадастровому учету. Если землевладение не межевалось и в отношении него не проводились кадастровые работы, то оно фиксируется в кадастре без обозначенных границ. В ответе на запрос от 24.10.2018 № из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области сведения направлены только в МО МВД России «Ремонтненский»: «В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка. Ориентир - 6 рабочий участок 4 поля 2 полевого севооборота. Участок находится примерно в 5км. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, район Ремонтненский, Привольненское сельское поселение, пашня. Площадь земельного участка 240000кв.м. границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о местоположении границ отсутствуют в ЕГРН. Категория земель – «Земли сельскохозяйственного значения», вид разрешенного использования - «Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». На земельный участок зарегистрированы право обшей долевой собственности Заикина В.Н. (доля ?), Заикиной И.А. (доля ?) и аренда Семенякова С.А.. Сведения о земельном участке с кадастровым номером № с уточненной площадью и сведениями о местоположении границ внесены в ЕГРН (ранее - государственный земельный кадастр, государственный кадастр недвижимости). 12.05.2005 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.05.2005 №. Все сведения предоставлены, и их участок был изначально «Учтенным», а потом действиями неустановленного лица в регистрирующем органе переведен с изменением с «Уточненной площади» на «Декларированную». Исходя из изложенного, действия сотрудников органа учета следует считать не обоснованными и ошибочными так как действиями неустановленного лица в регистрирующем органе статус их земельного участка переведен с изменением с «Уточненной площади» на «Декларированную». Никаких сведении кем это сделано, кто именно выносил заключение и вносил изменения в ГГРН не предоставлено. Кадастровый инженер Радачинский А.С. так же имел полные сведения и документы, о том, что в том месте, где он для себя проводил межевание, их участок располагался законно, и если произошел сбой в какой-то программе, о чем им не было и не могло быть известно, он обязан был востребовать в Кадастровой палате, архивные материалы по межеванию участка №, оповестить их как законных владельцев, провести проверку на местности, так как на этом месте уже находились посевы и участок был обременен с 2005 года (следовательно, и само место его положения), а для устранения кадастровой ошибки если она действительно была, и не инспирирована Радачинским Л.С.) от них нужно было просто получить заявление в Росреестр, но об этом они узнали уже после действий совершенных Радачинским А.С.. Им стало известно, что он обратился к кадастровому инженеру Свидетель №2 за информацией, узнал, что их участок законно был поставлен на кадастровый учет как отмежеванный, но преследуя свой личный интерес, направил свои действия в ущерб им, хотя и размеры и конфигурация них участка даже на сегодняшний день соответствуют тому месту, где Радачинскнй А.С. отобразил участок №, в меньших параметрах, хотя от площади, ранее установленной межеванием участка №. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ - в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Не согласившись с требованиями, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, представил в суд свои возражения, в которых указал, что В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости, представляющем собой земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ростовская область, район Ремонтненский, Привольненское сельское поселение, пашня; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; с декларированной площадью 240000 кв.м (то есть границы данного земельного участка не установлены, сведения о координатах характерных точек границ в ЕГРН отсутствуют); правообладателями данного земельного участка на праве общей долевой собственности согласно сведениям ЕГРН являются Заикин В.Н. - доля в праве ?, Заикина И.А. - доля в праве ?. Сведения о координатах характерных точек, местоположении границ и уточненной площади земельного участка с кадастровым номером № были исключены из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) 18.10.2011 на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области от 18.10.2011 №. При этом, обращают внимание суда, что в 2011 году в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества на территории Ростовской области исполнял филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области. Кроме того, привлечение Управления к участию в деле в качестве ответчика является незаконным и необоснованным по следующим обстоятельствам. Сообщают, что согласно пунктам 52, 53 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 (далее - Постановление №), в делах искового производства Управление не может быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика, поскольку не обладает и не может обладать материально-правовыми требованиями на имущество, относительно которого рассматривается спор, не владеет, не пользуется, не распоряжается спорным имуществом, и рассматриваемый спор о праве не затрагивает права и обязанности Управления. Данная правовая позиция подтверждается информационным письмом Ростовского областного суда от 24.01.2008 № «О результатах обобщении практики рассмотрения судами гражданских дел, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество». Кроме того, в соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с пунктом 2 статьи 131 ПЖ РФ, в исковом заявлении в обязательном порядке указывается, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца ответчиком с указанием ссылок на нормы права. Указанное требование процессуального законодательства истцом не выполнено, в исковом заявлении отсутствует указание на то, каким образом нарушены права и законные интересы истца, и в связи с чем истцами предъявлены в судебном порядке требования к Управлению. Следовательно, требования истцов не основаны ни на одной материально-правовой норме, позволяющей идентифицировать действия Управления как незаконные, в связи с чем исковые требования являются немотивированными и безосновательными. Действия Управления могут быть оспорены исключительно в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекс РФ и главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), при наличии условий, предусмотренных статьей 218 КАС РФ. Однако, такие действия в рассматриваемом деле отсутствуют, а следовательно, в нарушение нормы статьи 3 ГПК РФ не указано в чем состоит нарушение прав истцов со стороны Управления. Следовательно, требования истцов к Управлению предъявлены с нарушением норм действующего гражданского процессуального законодательства, являются безосновательными, не соответствующими нормам материального и процессуального права. Таким образом, пункт 2 просительной части искового заявления не подлежит удовлетворению. По данным ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600005:5391 внесены на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.05.2005 № и представленных документов, а именно: плана границ земельного участка. Согласно требованиям к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от, 02.10.20002 № П/327 (далее - Приказ), документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках и (или) сведений о сформированных частях земельных участков, оформляются в виде Описаний земельных участков (далее - Описание). Форма и содержание Описания утверждены настоящим Приказом. В материалах реестрового дела Описание земельных участков, требования к содержанию и оформлению которого утверждены Приказом, отсутствует. Межевое дело от 22.12.2004 № б/н не содержит отметки о принятии данных документов в государственный фонд данных. На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Согласно пункту 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 (далее - Положение), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления. Согласно абзацу 9 пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Пунктом 4 Положения предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной. Поскольку документы, подтверждающие определение сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 (действовавший на момент внесения сведений о данном земельном участке), не представлялись, то граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Внесение в ЕГРН изменений в части основных характеристик объекта недвижимости возможно на основании заявления о кадастровом учете в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), согласно которому государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника такого объекта. Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № в связи с уточнением сведений о местоположении границ и площади возможно при обращении собственника вышеуказанного объекта недвижимости в многофункциональный центр оказания государственных услуг с соответствующим заявлением и необходимыми для такого учета документами в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 21 Закона о регистрации. Относительно требований пункта 4 просительной части искового заявления сообщают, что согласно части 1 статьи 22 Закона о регистрации ; межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участка. На основании подпункта 8 пункта 22 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются вступившие в законную силу судебные акты. Относительно требований пункта 1 просительной части искового заявления сообщают, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости, представляющем собой земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Ростовская область, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2км от п. Новопривольный, 4 поле второго полевого севооборота; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства; с уточненной площадью 200000кв.м; правообладателем данного земельного участка на праве собственности согласно сведениям ЕГРН является Магомедов О.. При этом, частью 3 статьи 61 Закона о регистрации предусмотрено, что воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. На основании части 4 статьи 61 Закона о регистрации в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. Просят в удовлетворении исковых требований к Управлению как к ненадлежащему ответчику отказать в полном объеме.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области предоставил в суд отзыв на исковое заявление Заикина В.Н. и Заикиной И.А., в котором указали, что исковые требования, предъявляемые к Филиалу являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего. В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», а также исходя из положений частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Филиал не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета с 01.01.2017. Также обращают внимание суда, что с 01.01.2017 полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества исполняет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В связи с чем, необходимые пояснения по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (объединивший в себе системы государственной регистрации права и государственного кадастрового учета) изменений сведений необходимо истребовать в Управлении Росреестра по Ростовской области. Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Следовательно, действия Филиала могут быть оспорены исключительно в порядке Главы 22 КАС РФ, при наличии условий, предусмотренных статьей 220 КАС РФ. Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Исходя из положений КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Таким образом, закон четко устанавливает необходимость обязания совершить определенные действия для лица, чьи действия (бездействия) признаются незаконными. Однако, в исковом заявлении Заикин В.Н. не приводит доказательства незаконности действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по изменению значения площади земельного участка с кадастровым номером № с «уточненной» на «декларированную». Следовательно, между истцом и Филиалом отсутствуют спорные правоотношения. Из содержания вышеуказанного следует, что в исковом производстве Филиал не может выступать по делу в качестве ответчика. По своей сути исковые требования Заикина В.Н., Заикиной И.А. сводятся к истребованию своего земельного участка из незаконного владения Магомедова О. Таким образом, Филиал не может обладать материально-правовыми требованиями на имущество, следовательно не может выступать в качестве ответчика по данному делу. Полагают, что Филиал с учетом сложившейся судебной практики, должен быть привлечен к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета. Во исполнение приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Ростовской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». 25.01.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Ростовской области в форме присоединения. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Поскольку обособленные подразделения, филиалы (как указывает истец, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, 91) не являются юридическими лицами, они не могут быть сторонами в процессе. Таким образом, лицом участвующим в деле, является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенное наименование - ФГБУ «ФКП Росреестра»). При этом от имени федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») осуществляет его функции, в том числе в судах, и защищает его интересы филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, расположенный по адресу: 344029, <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером (далее - КН) №, расположенном по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка. Ориентир - 6 рабочий участок 4 поля 2 полевого севооборота. Участок находится примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, р-н Ремонтненский, Привольненское сельское поселение, пашня; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; с декларированной площадью 240000 кв.м.. Земельный участок с кадастровым номером № имеет декларированную площадь, то есть границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Правообладателями данного земельного участка, согласно сведениям ЕГРН на праве долевой собственности являются Заикин В.Н. (доля 1/2), Заикина И.А. (доля 1/2). Кроме того, на данный земельный участок также зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу Семенякова С.Ю. (номер регистрационной записи № от 24.10.2018г.). Деятельность по государственному кадастровому учету земельных участков до 01.03.2008г. регулировалась Федеральным законом № 28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре», в соответствии с которым для проведения государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченный правообладателями земельных участков лица подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра заявки, правоустанавливающие документы, а также документы о межевании земельных участков. Согласно ст. 14 Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре» и Приказу Росземкадастра № П/327 от 02.10.2002г. «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» и, документы о межевании, представляемые для постановки земельного участка на ГКУ, а также внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенном земельном участке оформляются в виде Описания земельных участков, содержит сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Так, сведения о земельном участке с КН № внесены в ЕГРН (ранее - государственный земельный кадастр) 12.05.2005 на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 12.05.2005 №. В кадастровом деле на земельный участок содержатся следующие документы: заявка о постановке на государственный кадастровый учет от 12.05.2005 №; план границ земельного участка от 22.12.2004; газета «Рассвет» от 26.03.2004 №. Поскольку документы, подтверждающие определение сведений о местоположении границ земельного участка с КН № в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 (действовавший на момент внесения сведений о данном земельном участке), не представлялись, то граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Учитывая, что сведения о местоположении границ и уточненной площади земельного участка внесены в ЕГРН на основании документов, не соответствующих требованиям законодательства, действующим на момент внесения сведений о земельном участке, 18.10.2011 сведения о площади земельного участка с кадастровым номером № изменены с «уточненной» на «декларированную», сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № исключены из государственного кадастра недвижимости ввиду отсутствия в кадастровом деле, а также в государственном фонде данных документов, подтверждающих установление границ земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент внесения. Вместе с тем, определение местоположения границ земельных участков осуществляется при проведении кадастровых работ, результатом которых является межевой план, требования к подготовке которого утверждены приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 №. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке и предоставления заявителем необходимых в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости для осуществления такого учета документов. Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Так, ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации содержит в себе перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, одним из которых является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации). Описание местоположения границ земельного участка, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации, относится к основным сведениям об объекте недвижимости, вносимым в единый государственный реестр недвижимости. Положения части 8 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости предусматривают, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка с КН № в связи с уточнением сведений о местоположении границ и площади возможно при обращении собственника вышеуказанного объекта недвижимости в многофункциональный центр оказания государственных услуг с соответствующим заявлением и необходимыми для такого учета документами в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 21 Закона о регистрации права. Также, в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с КН №, расположенном по адресу (местоположение): Российская Федерация, <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного производства; с уточненной площадью 200000 кв.м. Правообладателем данного земельного участка, согласно сведениям ЕГРН является Магомедов О.. Земельный участок с КН № поставлен на государственный кадастровый учет 31.10.2017 на основании заявления о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 26.10.2017 № и представленных с ним документов, в том числе: межевого плана от 23.10.2017, выполненного кадастровым инженером Радачинским А.С. (№ квалификационного аттестата 08-16-145) в связи с образованием 2 земельных участков путём выдела в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с № и проекта межевания земельных участков от 23.10.2017, выполненного кадастровым инженером Радачинским А.С.. По результатам проверки прилагаемых к вышеуказанному заявлению документов, оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав, предусмотренных ст. 26 Закона № 218-ФЗ, в том числе пересечение границ образуемых земельных участков с границами иных земельных участков, не выявлено, в связи с чем органом регистрации прав осуществлен государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией прав. Вместе с тем, статьей 61 Закона о регистрации недвижимости предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН. Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В соответствии с ч. 4 ст. 61 Закона о регистрации недвижимости установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
11.04.2019 года истцы уточнили исковые требовании в порядке ст.39 ГПК РФ и просили признать границы земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5800, площадью 20 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км. от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота - не установленными, площадь – не уточненной. Признать сведения о земельном участке внесенные в ЕГРН – реестровой ошибкой. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5800, площадью 20 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км. от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота. Установить размеры и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5391, площадью 221135 кв.м., в соответствии с заключением экспертов № от 25.03.2019 года НЭО «Центр независимых экспертиз».
Также определением суда от 11.04.2019 года кадастровый инженер Радачинский А.С., ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области были исключены из соответчиков и привлечены по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не прибыли представители Ремонтненский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просили судебное разбирательство провести в их отсутствие и представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ростовской области и Администрации Привольненского сельского поселения, сведений о причине своей неявки суду не представили.
В отношении последних дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании Заикин В.Н. и Заикина И.П., а также их представитель Сенченко В.Н. доводы, изложенные в иске, поддержала и заявленные требования с учетом их уточнения просили удовлетворить.
Магомедов О., Семеняков С.А., а также кадастровый инженер Радачинский А.С. просили принять решение на усмотрение суда.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора,. недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Суд отмечает, что ст. 9 ГК РФ определяет право граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им права.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 2 ст. 10 ГК РФ, в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как следует из п. 3 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лигами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федераций.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических яиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пунктов 6, 7 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу п. 1 ст. 43 ЗК РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с п.п. 4 и 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Как следует из п. 1 ст. 260 ГК РФ, лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Процедура выделения земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельхозназначения, установлена Федеральным законом от 24.072002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 данного Федерального закона, названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения; применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре», действовавшего до 02.01.2000 г., в соответствии с которым для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченный правообладателями земельных участков лица подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра заявки, правоустанавливающие документы, а также документы о межевании земельных участков. Согласно ст. 14 Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре» и Приказу Росземкадастра № П/327 от 02.10.2002г. «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет» и, документы о межевании, представляемые для постановки земельного участка на ГКУ, а также внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенном земельном участке оформляются в виде Описания земельных участков, содержит сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей.
Согласно п.3, 4. ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (п. 5).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть, согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 ФЗ от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 6).
Согласно пункту 15 статьи 13.1 ФЗ от 24 июля 2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет, земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
В судебном заседании нашло подтверждение, что 12.05.2005 года на основании заявки о постановке на кадастровый учет внесены сведения в ЕГРН (на тот момент государственный земельный кадастр) о земельном участке с кадастровым номером 61:32:0600005:5391 с планом границ земельного участка, расположенный по адресу: в 5 км. по направлению на юго-восток от <адрес> от ориентира 6 рабочий участок 4 поля 2 полевого севооборота, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> Приволенская сельская администрация (т.1 л.д.8-9, 97-100) в соответствии с межевым делом, утвержденным 22.12.2004 года, заказчиком которого являлся Заикин В.Н. (т.1 л.д.163-190).
Правообладателями указанного земельного участка являются Заикин В.Н. и Заикина И.А. по ? доли, (т.1 л.д. 97-100).
Процедура выделения истцами была соблюдена. Объявление о согласовании проекта межевания было опубликовано в газете и поскольку в установленные законом сроки возражения на проект не поступили, межевой план земельного участка был утвержден в соответствии с действующим на тот момент законодательством. На основании договора аренды от 08.10.2018 года данным земельным участком в настоящее время пользуется Семеняков С.А. (т.1 л.д.43-45)
Также из материалов дела следует, что 31.10.2017 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 200 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км. от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота (т.1 л.д.94-96).
Правообладателем данного земельного участка на момен постановки его на кадастровый учет являлся Радачинский А.С., в настоящее время собственником земельного участка является Магомедов О..
Как следует из заключения экспертов № от 25.03.2019, подготовленного ООО «Центр независимых экспертиз», после уточнения границ земельного участка с кадастровым номером №, его площадь составила 22,1135 га., также из этого заключения усматривается наложение границ, а именно вся земельная площадь земельного участка с кадастровым номером № сформирована из земельной площади земельного участка с кадастровым номером №. В сведениях ЕГРН о местоположении и границах земельного участка с кадастровым номером № имеется реестровая ошибка. Причиной возникновения реестровой ошибки послужило отсутствие, на момент формирования земельного участка с кадастровым номером № координат поворотных точек на земельный участок с кадастровым номером № на кадастровой основе (т.1 л.д.205-226).
С учетом исследованных материалов, а также заключением экспертов № от 25.03.2019, подготовленного ООО «Центр независимых экспертиз», суд приходит к выводу о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении и границах земельного участка с кадастровым номером №, устранение которой возможно путем признания границ земельного участка № неустановленными, а площадь неутонченной, с установлением границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с заключением экспертов № от 25.03.2019, подготовленного ООО «Центр независимых экспертиз».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Заикина В.Н. и Заикиной И.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заикина В.Н., Заикиной И.А. к Магомедову Омаргаджи о признании границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5800 не установленными, площадь не учтенной, признании кадастровой ошибкой сведений о нем в ЕГРН, установлении границы земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5391, - удовлетворить.
Признать границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 20 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км. от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота - не установленными, площадь – не уточненной.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5800, площадью 20 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ремонтненское сельское поселение, по направлению на юго-восток примерно 5,2 км. от <адрес>, 4 поле второго полевого севооборота.
Установить размеры и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 61:32:0600006:5391, площадью 221135 кв.м., в соответствии с заключением экспертов № от 25.03.2019 года НЭО «Центр независимых экспертиз», с координатами характерных точек границ:
Номер точки |
Х (м) |
Y (м) |
Длинна отрезка границы (м) |
ф3 |
348408,19 |
3268995,28 |
455,80 |
о2 |
348862,57 |
3269031,24 |
|
481,64 | |||
о3 |
348868,64 |
3268549,64 |
|
471,60 | |||
ф4 |
348397,95 |
3268520,40 |
|
474,99 | |||
ф3 |
348408,19 |
3268995,28 |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ремонтненский районный суд Ростовской области в месячный срок со дня изготовления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.05.2018 года.
Судья: И.Н. Червяков