дело №2-153/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года <адрес>
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ломакиной А.А.,
при секретаре Нургалиевой Л.Ф.,
с участием истца Морина В.Г., представителя истца Пекш З.В., допущенного по устному ходатайству истца,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Морина В.Г. к Петрову В.С. о государственной регистрации перехода права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Морин В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Петрову В.С. о государственной регистрации перехода права собственности, мотивируя тем, 19.09.2003 он приобрел дом с надворными постройками и земельный участок по адресу: <адрес>, д. Утейка, <адрес>. Был заключен договор купли-продажи, объекты недвижимости были переданы истцу по акту-передачи, истец передал 100000 руб. в качестве оплаты за дом с постройками и земельный участок. Истец обратился в регистрационную палату за регистрацией перехода права собственности, однако сделать этого не смог ввиду отсутствия заявления со стороны продавца. Действующий по доверенности от имени продавца Сабиров С.А. пояснил, что собственник недвижимости погиб в аварии, поэтому доверенность утратила силу и подать заявление о переходе права собственности не представляется возможным.
На основании изложенного, истец просит прекратить за Петровым В.С. право собственности на дом с постройками, кадастровый № и земельный участок кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>; признать за истцом право собственности на вышеназванный объект недвижимости и земельный участок.
В судебном заседании истец Морин В.Г., его представитель Пекш З.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Петров В.С. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Сабиров С.А., Петров А.С. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
С учетом права истца на рассмотрение его дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и недопущения нарушения этого права, учитывая задачи судопроизводства как эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, суд, предприняв меры в целях надлежащего извещения не явившихся в судебное заседание лиц, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав истца, представителя истца, показания свидетелей, исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права.
В силу статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1).
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61 и 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества; согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче; на основании статей 58, 1110 и 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам; поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Петров С.А. являлся собственником жилого дома, общей площадью 46,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Утейка, <адрес>, что подтверждется свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2002 №.
На основании постановления Администрации муниципального образования Максим-горьковский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан от 22.07.2003 № Петрову С.А. передан земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2282,01 кв.м, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, д.Утейка, <адрес>, кадастровый №.
19.09.2003, между Сабировым С.А., действующим на основании доверенности № от 25.02.2003 в интересах Петрова С.А., и Мориным В.Г. заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, расположенных по адресу: РБ, <адрес>, в соответствии с п. 1 которого Петров С.А. (продавец) продал, а Морин В.Г. (покупатель) купил вышеназванный жилой дом с земельным участком, копия договора имеется в материалах дела (л.д. 62).
Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что продавец Петров С.А. передал покупателю Морину В.Г. в соответствии с договором купли-продажи жилого дома с земельным участком деньги в сумме 100000руб.
ДД.ММ.ГГГГ Петров С.А. умер, не успев произвести государственную регистрацию перехода права собственности, что подтверждается свидетельством о смерти серии № (актовая запись №).
Согласно реестру наследственных Федеральной нотариальной палаты наследственное дело к имуществу умершего Петрова С.А. по состоянию на 05.12.2019 не заводилось.
Ответчик Петров В.С. (сын умершего Петрова С.А.), является наследником первой очереди, однако с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался, при этом в представленном суду отзыве на исковое заявление не возражал против удовлетворения требований иска, подтвердил факт передачи отцом денежных средств в размере 100000 руб. покупателю Морину В.Г.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №2 (глава Администрации сельского поселения Максим-Горьковский сельсовет муниципального района <адрес> РБ) пояснила, что Морин В.Г. периодически приезжает в <адрес>, но в <адрес> проживают квартиранты, в похозяйственной книге собственником значится Петров А. и Петрова А., Морин В.Г. обращался в главе администрации по вопросу замены счетчика, при этом никаких вопросов по поводу дома не возникало.
Допрошенный в качестве свидетеля Свидетель №1 (бывший сосед Морина В.Г.) в судебном заседании пояснил, что он родился в д.Утейка, знает всех жильцов деревни. Собственников <адрес> были Петровы, в 1984 году разбился их сын на мотоцикле, через некоторое время они продали дом Сабирову С.А., а сами разбились на автомобиле, а Сабиров продал данный дом Морину. Также пояснил, что Морин В.Г. ухаживает за домом, держит пчел, пользуется им более 10 лет.
Суд признает свидетельские показания убедительными, поскольку являются последовательными, не противоречивыми, допустимыми, согласуются между собой и с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судом установлено, что договор купли-продажи заключен в требуемой форме, исполнен, а переход права собственности не зарегистрирован по независящим от сторон обстоятельствам.
При этом спорное имущество является предметом исполненного обязательства, возникшего из надлежащего договора, приобретатель является законным владельцем имущества, хотя право собственности до момента государственной регистрации сохраняется за лицом, которое произвело его отчуждение.
Сам по себе факт смерти собственника недвижимого имущества не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд поскольку возможности зарегистрировать право собственности на данное жилое помещение во внесудебном порядке истец не имеет, в связи со смертью Петрова С.А., суд находит исковые требования Морина В.Г. к Петрову В.С. о государственной регистрации перехода права собственности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.