Дело № 2-44/2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 16 февраля 2021г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием истца КРУТОВА М.Н., представителя ответчика Управления муниципальным имуществом администрации Сосновского муниципального района Жуковой Ж.А., при секретаре Торговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
КРУТОВА М.Н. к Управлению муниципальным
имуществом администрации Сосновского муниципального района
Нижегородской области, председателю и секретарю конкурсной
комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области
о признании незаконным приказа о проведении конкурса, отмене итогов
конкурса на замещение вакантной должности и компенсации
морального вреда,
У с т а н о в и л:
Истец Крутов М.Н. обратился в суд с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, председателю и секретарю конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области, в котором, с учетом изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, указал, что он с 25.08.2008г. занимает должность заведующего сектором по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, исполняя обязанности в соответствии с должностной инструкцией заведующего сектором по земельным отношениям УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, утвержденной приказом начальника УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 21.08.2018г. №11, трудовым договором от 25.08.2008г. 27.11.2020г. Он, руководствуясь Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007г. № 25-ФЗ, Законом Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-3 "О муниципальной службе в Нижегородской области", Решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017г. №21-р "Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области", обратился с заявлением к начальнику УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области о переводе его на вакантную должность начальника отдела по земельным отношениям УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области. Своим ответом начальник УМИ сообщила ему, что в связи с тем, что приказом начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26.10.2020г. №28 объявлен конкурс на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, он имеет право направить документы в конкурсную комиссию. В своем ответе начальник УМИ не ответила ему по существу его заявления, однако констатирует тот факт, что единственным препятствием в переводе его на должность начальника отдела по земельным отношениям УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области является объявленная процедура проведения конкурса по вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, реализуемая в рамках приказа начальника УМИ администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26.10.2020г. №28. Считает, что приказ начальника УМИ от 26.10.2020г. №28 об объявлении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - начальника отдела по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области вынесен с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям. Решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017г. №21-р утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области. В п.п.3 п.1.2 раздела 1 Положения определено, что конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы не проводится при назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в соответствии с медицинским заключением, сокращением замещаемой им должности, реорганизации, ликвидации органа местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области. Данная норма на момент подачи его заявления о переводе на вакантную должность является действующей и императивной. Решение Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017г. №21-р никем не оспаривалось и не отменено. По мнению истца, вышеуказанная норма применима к нему. Фактами, подтверждающими эти обстоятельства, являются:
действующий трудовой договор от 25.08.2008г. с истцом, как с работником, занимающим муниципальную должность;
на момент подачи заявления должность начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области является вакантной;
приказ от 30.11.2020г. №88-л "О восстановлении на работе Крутова М.Н.";
- приказ начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 24.04.2020 г. №12 "О сокращении должностей";
- приказ начальника УМИ Администрации Сосновского
муниципального района Нижегородской области от 24.04.2020г. №11 "Об утверждении структуры УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области";
приказ начальника УМИ Администрации Сосновского
муниципального района Нижегородской области от 24.04.2020г. №13 "О введении должностей";
- уведомление от 13.05.2020г. №01-06/459 о предстоящем сокращении должности;
- уведомление от 20.07.2020г. №01-06/687.
Все вышеуказанные приказы свидетельствуют о мероприятиях, связанных с сокращением и реорганизацией, проводимых в УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области. Приказы являются действующими и на момент рассмотрения его заявления, начальником УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, не отменены. Приказ начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26.10.2020г. №28 об объявлении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - начальника отдела по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области вынесен с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене. Неправомерными действиями начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, тревожном состоянии, нанесении ущерба его деловой репутации и нарушения его права на труд. Учитывая то, что за 2020г. начальником УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области неоднократно нарушались его неимущественные права, моральный вред причиненный ему, оценивается им в 50000 рублей. Истец просит суд:
Признать приказ начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26.10.2020г. №28 о проведении конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области незаконным и вынесенным с нарушением требований норм, установленных Решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017 г. № 21-р;
Руководствуясь разделом 1 "Положения о конкурсе на замещении вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области", утвержденного Решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области oт 16.02.2017г. №21-р, проведение конкурса признать незаконным;
Руководствуясь п.п.3 п.1.2 раздела 1 "Положения о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области", утвержденного Решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017г. №21-р, признать итоги конкурса незаконными и подлежащими отмене;
4) Взыскать с УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области причиненный моральный вред в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец Крутов М.Н. свои исковые требования поддержал с учетом их изменения, и показал, что 27.11.2020 г. решением Сосновского районного суда были удовлетворены его исковые требования о признании незаконным приказа начальника УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области о прекращении трудового договора с ним от 20.07.2020 г. г. № 54-л, восстановлении его на работе в должности заведующего сектором по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области с 20.07.2020 г. 30.11.2020 г. он был восстановлен на работе в прежней должности заведующего сектором по земельным отношениям. Однако, при этом, он не знал, будет ли дальше проводится процедура сокращения его должности. Его не ознакомили с приказом о новом штатном расписании, где его должность вновь была введена в штат Управления муниципальным имуществом. Он обратился к начальнику УМИ с заявлением о переводе его на должность начальника отдела по земельным отношениям, которая была введена при проведении процедуры сокращения штатов. Однако начальник УМИ Меньшова Л.М. дала ему ответ о том, что на данную должность объявлен конкурс. Он не подал заявление на участие в конкурсе, т.к. думал, что процедура сокращения его должности продолжается. Приказы начальника УМИ о сокращении штатов от апреля 2020 г. не были отменены, и он полагал, что администрация продолжает процедуру сокращения штатов, следовательно, у него имеется преимущественное право претендовать на должность начальника отдела УМИ, введенную этими приказами, без проведения конкурса. Считает, что его специально не ознакомили с приказом об изменении штатного расписания, чтобы он не обладал всей информацией и не мог принимать решений. Этим работодатель лишил его возможности участвовать в конкурсе. Считает, что несообщение ему о введении его должности в штатное расписание являлось одним из моментов, которые давали преимущество иным заявителям на участие в конкурсе. Считает, что конкурсная комиссия должна была проверить правильность документов и рассмотреть вопрос о законности вынесения приказа начальником УМИ. Оспариваемый им приказ № 28 от 26.10.2020 г. об объявлении конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям являлся причиной и основанием, чтобы конкурсная комиссия начала свою работу. Конкурсная комиссия приняла решение принять этот приказ в работу, приняла комплект документов, который к нему прилагался и начала процедуру проведения конкурса на замещение вакантной должности, игнорируя свои же положения, установленные Решением Земского собрания от 16.02.2017 г. №21. Считает, что конкурс проведен незаконно, а также просит отменить его итоги и удовлетворить остальные исковые требования.
Представитель ответчика УМИ Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области Жукова Ж.А. в судебном заседании иск не признала и показала, что Решением Сосновского районного суда от 27.11.2020г. истца восстановили на работе. 27.11.2020 г. была пятница, последний рабочий день, а на следующий рабочий день 30.11.2020 г. была утверждена новая структура, вновь в штатное расписание введена должность истца, истец был восстановлен в прежней должности, приказ был ему вручен и он под роспись был с ним ознакомлен. 20.07.2020 г. был последний рабочий день истца – день увольнения, его восстановили на работе с последующего дня, с 21.07.2020 г. Истец допущен к исполнению трудовых обязанностей заведующего сектором 30.11.2020 г. При восстановлении Крутову была предоставлена работа, обусловленная трудовым договором. В соответствии с Трудовым Кодексом РФ в обязанности работодателя не входит ознакомление работника с организационными документами. Работник должен быть ознакомлен только с теми нормативно-правовыми актами, которые непосредственно связаны с его трудовой функцией и трудовой деятельностью. В должностной инструкции истца трудовая функция осталась неизменной. Крутов М.Н. был восстановлен в той должности, в которой работал до сокращения. В отношении Крутова М.Н. процедура сокращения в настоящее время не проводится. Процедура сокращения штатов была закончена в июле 2020 г. Уведомления о сокращении носили срочный характер, их сроки истекли, юридической силы не имеют. Никаких изменений по его должности не произошло. С новой должностной инструкцией Крутов М.Н. ознакомлен. В ответе на заявление Крутова М.Н. начальник УМИ Меньшова Л.М. ему разъяснила, что он вправе участвовать в конкурсе на общих основаниях. Конкурс был объявлен 12.11.2020 г. Решение суда на проведение конкурса не повлияло. Сам конкурс был проведен после решения суда, после восстановления истца на работе. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, относится к исключительной компетенции работодателя. Выводы Крутова о том, что к нему применима норма, указанная в пп.3 п.1.2 раздела 1 Положения о порядке проведения конкурса, считает необоснованными, поскольку у истца имеется возможность исполнения должностных обязанностей по занимаемой должности. Крутов М.Н. мог участвовать в конкурсе на общих основаниях, о чем было указано ему в письме от 03.12.2020 г. Конкурс на замещение должности начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского района завершен, она явилась победителем конкурса и назначена на эту должность. Результаты конкурса могут обжаловать лишь участники конкурса, в соответствии с п.п. 6.3 Положения о конкурсе, который говорит, что решение комиссии может быть обжаловано участниками конкурса в порядке, установленном законодательством. Крутов М.Н. не являлся участником конкурса, у него нет права требования признать его незаконным.
Соответчик председатель конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области Зимин А.С., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, судебной повесткой под роспись. В письменном отзыве на исковое заявление иск не признал и указал, что в соответствии с решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017 № 21-р (с изменениями от 20.02.2014 № 5-р, от 25.02.2016 № 12-р, от 22.12.2016 № 102- р) «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области» организация и проведение конкурса возлагается на конкурсную комиссию Сосновского муниципального района Нижегородской области, положение и состав которой утвержден решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 24.08.2017 № 97-р (с изменениями от 23.08.2018 № 63-р, от 30.04.2020 № 42- р, от 01.10.2020 № 16-р) «О создании конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области». В соответствии с разделом 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.02.2017 № 21-р (с изменениями от 20.02.2014 № 5-р, от 25.02.2016 № 12-р, от 22.12.2016 № 102-р), конкурсная комиссия правомочна проводить конкурс только в случае направления на имя председателя комиссии ходатайства представителя нанимателя (работодателя) органа местного самоуправления, в котором имеется вакантная должность муниципальной службы, о проведении конкурса. Ходатайство должно содержать должностную инструкцию, примерный трудовой договор и заверенную копию правового акта о проведении конкурса в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы - начальника отдела по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области начальником Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области Л.М.Менышовой было направлено на имя председателя конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области ходатайство от 28.10.2020 № 01-06/813 о проведении конкурса с приложением всех необходимых документов. У конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области не было оснований для отказа начальнику Управления муниципальным имуществом Л.М.Меньшовой в проведении конкурсных процедур по имеющейся вакантной должности. Руководствуясь ст. 41 ГПК РФ, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку он, как председатель конкурсной комиссии не является работодателем в отношении истца. Проведение конкурса, а также заседания комиссии проводятся в соответствии локальным актом работодателя. Конкурс на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского муниципальной района Нижегородской области состоялся. Определен победитель. В соответствии с решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 27.11.2020 г. дело № 2-161/2020, истец восстановлен в прежней должности с даты его увольнения. Следовательно, нормы Трудового законодательства РФ, применяемые при увольнений сотрудника по инициативе работодателя (п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ) с соблюдением обязательств работодателя предлагать работнику отвечающие требованиям вакансии, имеющиеся у работодателя (п. 14. ст.81 Трудового кодекса РФ) применяться к истцу не могут.
Соответчик секретарь конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области Курникова И.В., в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, судебной повесткой под роспись. В письменном отзыве на исковое заявление иск не признала и привела аналогичные доводы.
Выслушав явившихся в суд лиц, рассмотрев материалы дела, суд находит, что иск удовлетворению не подлежит.
В силу части 1 статьи 3 Трудовым Кодексом РФ (запрещение дискриминации в сфере труда) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (п.1). Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (п.2). Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (п.3). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (п.4).
Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ (далее – ТК РФ), иными федеральными законами (абзац второй части 1 статьи 21 ТК РФ).
В соответствии со ст.16 ТК РФ, в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Статьей 18 ТК РФ определено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
В силу ст.17 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании, Решением № 21-р от 16.02.2017 г. Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области (л.д.25).
Пунктом 1.1 данного Положения предусмотрено, что при замещении вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области заключению трудового договора, если иное не предусмотрено пунктом 1.2 настоящего раздела, может предшествовать конкурс.
Пунктом 1.2 данного раздела предусмотрены случаи, когда конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы не проводится, в том числе, (п.п.3) при назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы в соответствии с медицинским заключением, сокращения замещаемой им должности, реорганизации, ликвидации органа местного самоуправления Сосновского муниципального района Нижегородской области или изменения его структуры.
Согласно Положения об Управлении муниципальным имуществом Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области, утвержденного Решением Земского собрания Сосновского района от 25.08.2015 г. № 80-р, Управление является юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, имеет лицевые счета в органах казначейства, может вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами.
Распоряжением Администрации Сосновского района от 17.09.2015 г. № 360-л начальником УМИ Администрации Сосновского района назначена в порядке перевода Меньшова Л.М.
Истец Крутов М.Н. приказом № 30-л от 25.08.2008 г. принят на работу в Комитет по управлению муниципальной собственностью (в последующем УМИ) Администрации Сосновского района на должность муниципальной службы заведующего сектором по земельным отношениям.
Приказом начальника Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского района Нижегородской области Меньшовой Л.М. № 11 от 24.04.2020 г. утверждена структура УМИ, в состав которой введена должность начальника Отдела по земельным отношениям и сокращена должность заведующего сектором по земельным отношениям, которую на тот момент занимал истец (л.д.49-50). Приказом № 14 от 24.04.2020 г. по УМИ утверждено новое штатное расписание в соответствии данной структурой Управления (л.д.51-52), истец предупрежден о предстоящем увольнении по сокращению штатов. На основании приказа № 54-л от 20.07.2020 г. он уволен с по ч.2 п.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников.
Не согласившись с данным увольнением, истец Крутов М.Н. обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Решением Сосновского районного суда от 27.11.2020 г., не вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего спора, истец восстановлен на работе в прежней должности с 20.07.202 г., в его пользу взыскан средний заработок за время вынужденного прогула, а также компенсация морального вреда (л.д.127).
Во исполнение данного решения суда, приказом начальника УМИ № 88-л от 30.11.2020 г. отменен приказ от 20.07.2020 г. № 54-л о прекращении трудового договора с Крутовым М.Н. Он восстановлен в прежней должности заведующего сектором по земельным отношениям с 20.07.2020 г. и допущен к исполнению своих трудовых обязанностей 30.11.2020 г. (л.д.71).
В тот же день приказом начальника УМИ № 32 от 30.11.2020 г. утверждено новое штатное расписание, куда вновь введена должность заведующего сектором по земельным отношениям с 21.07.2020 г., на которую восстановлен истец (л.д.78-79).
Таким образом, права истца Крутова М.Н., нарушенные в ходе проведения процедуры сокращения штатов, восстановлены ответчиком на основании решения суда. Истец продолжил исполнение своих трудовых обязанностей, работает на том же самом рабочем месте, с той же заработной платой, т.е. действие трудового договора с ним продолжено на тех же условиях на неопределенный срок.
В силу ст.72 ТрК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В связи с тем, что приказом начальника УМИ № 11 от 24.04.2020 г. в структуру УМИ была введена новая должность – начальник отдела по земельным отношениям, приказом по Управлению муниципальным имуществом № 28 от 26.10.2020 г. было принято решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы – начальника отдела по земельным отношениям УМИ, установлены требования, предъявляемые к кандидатам на замещение данной должности (л.д.69).
Письмом от 28.10.2020 г. начальник УМИ Меньшова Л.М. обратилась к Председателю конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Зимину А.С. с просьбой организовать и провести данный конкурс, приложив к письму должностную инструкцию начальника отдела, проект трудового договора, копию приказа о проведении конкурса (л.д.57).
Информация о проведении конкурса была опубликована в газете «Сосновский вестник» от 12.11.2020 г. № 46.
После вынесения решения суда о восстановлении на работе 27.11.2020 г. истец Крутов М.Н. обратился к работодателю с заявлением, в котором просил перевести его на должность начальника отдела по земельным отношениям УМИ Администрации Сосновского района (л.д.7).
На данное заявление истца работодателем был дан ответ 3.12.2020 г. о том, что приказом № 28 от 26.10.2020 г. объявлен конкурс на замещение должности начальника отдела по земельным отношениям и истец имеет право направить документы в конкурсную комиссию на замещение вышеуказанной должности (л.д.8).
Обосновывая свои исковые требования о признании приказа об объявлении конкурса незаконным и отмене его результатов, истец ссылается на то, что конкурс на замещение должности начальника отдела был объявлен в тот период, когда его должность была сокращена и шло судебное разбирательство по вопросу о законности данного увольнения. При этом, работодателем конкурс был объявлен вопреки положению п.п.3 п.1.2 раздела 1 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности и включение в кадровый резерв…, т.к. согласно данного положения, конкурс не объявляется при назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей по замещаемой должности в связи с сокращением замещаемой им должности…
Поскольку его должность была сокращена, работодатель не должен был объявлять конкурс на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям. Таким образом, считает, что приказ о проведении конкурса является незаконным, а сам конкурс и его результаты должны быть отменены.
Суд считает, что данные доводы искового заявления являются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 15.07.2008 г. № 411-О-О, № 412-О-О, 413-О-О, в Определении от 1.06.2010 г. № 840-О-О определена правовая позиция, согласно которой, реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст.34 ч.1; ст.35 ч.2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала), обеспечивая при этом согласно требованиям ст.37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что, как сокращение, так и введение новых должностей в организации относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий, либо отсутствия таковой, так как иное обозначало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность соответствующего предприятия, что действующим трудовым законодательством не допускается.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудовым Кодексом РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Суд полагает, что принятием приказа № 28 от 26.10.2020 г. о проведении конкурса на замещение вакантной должности начальника отдела по земельным отношениям трудовые права истца нарушены не были, поскольку процедура сокращения штатов к этому времени была завершена, истец 27.11.2020 г. восстановлен на работе в прежней должности, в связи с чем он имел право принять участие в конкурсе на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что претенденты на занятие данной должности обратились в конкурсную комиссию: 27.11.2020 г. Ч. Ю.С., 27.11.2020 г. Майоров А.В., 1.12.2020 г. Жукова Ж.А., что подтверждается копиями их заявлений, представленными в материалы дела.
В тот же день 27.11.2020 г. истец обратился к работодателю Меньшовой Л.М, с просьбой перевести его на указанную должность без прохождения конкурсной процедуры, на что 3.12.2020 г. получил ответ о том, что для занятия данной должности объявлен конкурс.
Между тем, истец в конкурсную комиссию для участия в конкурсе не обратился, заявление не подал, хотя никаких препятствий в осуществлении данного права у него не имелось.
Доводы истца о том, что виной тому явилось то, что работодатель не ознакомил его с новым штатным расписанием, утвержденным приказом УМИ № 32 от 30.11.2020 г., согласно которого должность заведующего сектором по земельным отношениям вновь была введена в штатное расписание, суд считает необоснованными.
Действительно, в силу ст.22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Приказом № 88-л от 30.11.2020 г. Крутов М.Н. восстановлен на работе в должности заведующего сектором по земельным отношениям УМИ с 20.07.2020 г. и допущен к исполнению трудовых обязанностей по должности заведующего сектором с 30.11.2020 г. С данным приказом Крутов М.Н. ознакомлен под роспись.
Приказ же № 32 от 30.11.2020 г. об утверждении нового штатного расписания, в котором должность заведующего сектором по земельным отношениям, на которую восстановлен Крутов М.Н., вновь вводилась в штатное расписание, истец ознакомлен не был.
Между тем, суд полагает, что данный приказ каких-либо прав истца не затрагивал, в трудовых правах его не ограничивал, никаких дополнительных обязанностей на него не возлагал.
Доказательств того, что истец был лишен возможности обратиться в конкурсную комиссию для участия в конкурсе на замещение вакантной должности начальника отдела по причине его неознакомления с данным приказом, им не приведено. Отсутствует прямая причинная связь между данными событиями.
Между тем, работодатель в своем ответе от 3.12.2020 г. поставила его в известность о том, что он может обратиться в конкурсную комиссию для участия в конкурсе на должность начальника отдела по земельным отношениям на общих основаниях, что исключает неосведомленность Крутова М.Н. о проведении данного конкурса. Поскольку в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности… участие в конкурсе носит заявительный характер, а Крутов М.Н. в конкурсную комиссию не обращался, суд полагает, что его трудовые права при проведении данного конкурса нарушены не были. Участие либо не участие в конкурсе на замещение вакантной должности является правом, а не обязанностью истца, а он данным правом не воспользовался, хотя у него имелись все возможности для этого.
Сомнения истца в том, что его должность после восстановления на работе вновь могла быть сокращена, основываются лишь на его догадках и предположениях. Поскольку он был ознакомлен с приказом о восстановлении его на работе со дня увольнения, в случае продолжения процедуры сокращения работодатель должен был вновь провести всю процедуру, предусмотренную законом для увольнения по сокращению штатов, чего не последовало.
Поскольку в отношении истца никаких мероприятий по сокращению штатов больше не проводилось, изменений в трудовой договор в одностороннем порядке работодателем не вносилось, никаких приказов, изменяющих его трудовую функцию, условия труда, размер заработной платы, место выполнения трудовых обязанностей не вносилось, суд не может признать наличие со стороны ответчика нарушения его трудовых прав.
Ссылку истца на то, что председатель и секретарь конкурсной комиссии не должны были принимать от работодателя документы на проведение конкурса в связи с тем, что в отношении него проводилась процедура сокращения штатов (п.п.3 п.1.2 Раздела 1 Положения о проведении конкурса…), суд считает необоснованной.
В силу п.3.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности … от 16.02.2017 г. № 21-р, решение о проведении конкурса в форме правового акта принимается работодателем и направляется председателю конкурсной комиссии (л.д.27 об.).
В правах и обязанностях председателя и секретаря конкурсной комиссии, содержащихся в Положении о конкурсной комиссии Сосновского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Сосновского района от 24.08.2017 г. № 97-р, отсутствует право или обязанность отказать работодателю, принявшему решение о проведении конкурса, в принятии пакета документов, предусмотренного Положением о конкурсе (л.д.32).
Заслуживают внимания также доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с п.6.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности… от 16.02.2017 г. № 21-р, право обжалования решения Комиссии принадлежит участникам конкурса в порядке, установленном законодательством РФ. Однако, истец участником Конкурса не являлся, в связи с чем у него отсутствует право на обжалование результатов конкурса.
Суд полагает, что оснований для признания незаконными и отмене самого конкурса и его результатов, как того просит истец, не имеется.
Как видно из представленных в суд материалов, 8.12.2020 г. состоялось заседание конкурсной комиссии Сосновского муниципального района (протокол № 5), на котором рассматривались документы, представленные претендентами на участие в конкурсе и было принято решение допустить к проведению конкурса троих кандидатов, документы которых полностью соответствовали предъявляемым к вакантной должности требованиям.
Приказом № 34 от 09.12.2020 г. Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области Управлением муниципальным имуществом утверждена дата, место и время проведения второго этапа конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы начальника отдела по земельным отношениям управления муниципальным имуществом.
Как видно из протокола заседания конкурсной комиссии от 17.12.2020 г. № 6, по результатам проведенного индивидуального собеседования с претендентами на замещение вакантной должности, было принято решение направить представителю нанимателя (работодателю) в качестве кандидата на замещение вакантной должности муниципальной службы Жукову Ж.А. Два других кандидата был рекомендованы для включения в кадровый резерв для ведущих должностей муниципальной службы.
С победителем конкурса Жуковой Ж.А. было заключено дополнительное соглашение № 18 от 23.12.2020 г. в связи с назначением ее на должность начальника отдела по земельным отношениям УМИ, вынесен приказ от 23.12.2020 г. о назначении ее на указанную должность (л.д.120-121).
Не содержатся основания для удовлетворения исковых требований также и в жалобе истца, поданном в Прокуратуру Сосновского района по вопросу нарушения его трудовых прав при восстановлении в должности заведующего сектором по земельным отношениям Управления муниципальным имуществом Администрации Сосновского района. Указанная жалоба была переадресована прокурором Сосновского района в Государственную инспекцию труда Нижегородской области. Государственный инспектор вынес предостережение № 5-524-2020-005 от 31.12.2020 г., ошибочно направив его в адрес Сосновской поселковой администрации, где Крутов М.Н. не работает.
При вынесении предостережения проверка доводов жалобы не проводилась в связи с ограничением проверочных мероприятий в 2020 г. Крутову М.Н. была дана рекомендация обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.
Таким образом, изучив доводы сторон и представленные ими доказательства, судом не установлено нарушения прав истца со стороны ответчиков, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат, включая требование о компенсации морального вреда, которое является производным от нарушения охраняемых законом трудовых прав работников.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░