Производство №2-1169/2020
УИД 67RS0003-01-2020-000812-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Селезеневой И.В.,
при секретаре Ушковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниленкова Вячеслава Петровича к УПФР в г.Смоленске о досрочном назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Даниленков В.П. обратился в суд с иском к УПФР в г.Смоленске о назначении досрочной страховой пенсии по старости как одному из родителей ребенка инвалида с детства, воспитывавшему его до достижения возраста 8 лет, в обоснование которого указал, что 24.12.2018 решением ответчика ему отказано в назначении таковой из-за отсутствия права.
Сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с 24.01.2020 года. С момента своего рождения ребенок проживал в семье по адресу <адрес> с материю и отцом.
08.11.2000 приговором Ленинского районного суда г.Смоленска истец признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть матери несовершеннолетнего и приговорен к 6 годам лишения свободы. Наказание он отбывал до 23.06.2003 года. В этой связи решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 07.05.2001 он был лишен родительских прав в отношении сына. ФИО3 передан на воспитание в Детский дом семейного типа «Гнездышко». Однако, в период содержания в местах лишения свободы Даниленков В.П. поддерживал письменную связь с ФИО3, кроме этого им регулярно перечислялись денежные переводы в его адрес.
После освобождения истец обратился с исковым заявление в суд о восстановлении в родительских правах. На основании решения Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ он был восстановлен в родительских правах.
На дату исполнения 55 лет — ДД.ММ.ГГГГ, его страховой стаж составляет 32 года 05 месяцев 08 дней, при требуемом страховом стаже — 20 лет.
Как один из родителей ребенка-инвалида с детства, воспитавшего его до достижения возраста 8 лет, полагает, что у него возникло право на досрочную страховую пенсию по старости.
Просит суд признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Смоленске от 24.12.2018 № 271158/18 об отказе в назначении пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ему таковую - с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Даниленков В.П. заявленные требования полностью поддержал по изложенным в иске основаниям. Просил иск удовлетворить.
Представитель УПФР в г.Смоленске Малахова Л.В. исковые требования не признала, поддержав представленные письменные возражения, пояснив, что истцу обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как одному из родителей ребенка инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, из-за отсутствия подтверждения факта его совместного проживания и воспитания сына - ФИО3, являвшегося ребёнком-инвалидом с детства.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28.12.2013 г № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначение досрочной страховой пенсии по старости как одному из родителей ребенка - инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно архивному пенсионному делу, имеющемуся в распоряжении ГУ - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Смоленске, и выписке из акта освидетельствования в Учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы сер. МСЭ-007 № от ДД.ММ.ГГГГ, оформленной на ребенка инвалида с детства ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Детским домом семейного типа «Гнездышко», следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находился в детском доме с 13.09.1999г. на полном гособеспечении.
На указанную дату ФИО3 не достиг возраста 8-ми лет, а отец, Даниленков В.П., согласно указанной справке был арестован и впоследствии осужден к лишению свободы, что свидетельствует об отсутствии факта воспитания с рождения до достижения возраста 8 лет. Также, Даниленковым В.П. была представлена справка №1/17-3127 от 11.12.2018, выданная СМУП «Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства», согласно которой ФИО3 зарегистрирован по адресу <адрес> 12.02.1998, тогда как Даниленков В.П. зарегистрирован по этому адресу с 03.07.2003.
Учитывая данные документы и изложенные выше обстоятельства, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ у Даниленкова В.П. отсутствует, так как отсутствует подтверждение факта его совместного проживания и воспитания сына - ФИО3, являвшегося ребёнком-инвалидом с детства, до достижения им совершеннолетнего возраста.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Для того чтобы реализовать право на воспитание ребенка, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на сознание. Забота родителей заключается не только в удовлетворении жизненно необходимых потребностей ребенка материально-бытового характера, а именно питание, обеспечение одеждой, но и проявление внимания к нему, оказание ему помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д, то есть в обеспечении разнообразных интересов ребенка.
Кроме того, полагают, что перечисление денежных средств по исполнению алиментных обязательств не связано с процессом воспитания ребенка.
Учитывая изложенное выше, право на досрочную страховую пенсию по старости соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ у Даниленкова Вячеслава Петровича отсутствует, так как отсутствует подтверждение факта воспитания сына и совместного проживания ФИО3, являвшегося ребёнком-инвалидом с детства, до достижения им восьмилетнего возраста.
На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении заявленных Даниленкова В.П. требований отказать.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из положений ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 лет.
Перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии в соответствии с Законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральным законом от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержден Приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации 28.11.2014г. №958н. В соответствии с пунктами 2, 6 Перечня для назначения досрочной страховой пенсии по старости родителю инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8-ми лет необходимы документы:
- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрация в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которого устанавливается пенсия;
- о рождении ребенка;
- о воспитании ребенка до достижения им возраста 8 лет;
- подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком- инвалидом;
- подтверждающие, что гражданин, которому назначается пенсия, является родителем ребенка;
- подтверждающие, что другой родитель не является получателем страховой пенсии по старости, установленной за того же ребенка, признававшегося ребенком-инвалидом, инвалидом с детства;
- документы о совместном проживании с ребенком, выданные жилищно- эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления и иные документы, предусмотренные законодательством РФ;
- подтверждающие, что гражданин, которому назначается пенсия, являлся опекуном ребенка;
- документы, подтверждающие периоды работы или иной деятельности и периоды, включаемые в страховой стаж;?
- об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Согласно пункту 78 Перечня рождение ребенка подтверждается свидетельством о рождении, справкой о рождении, выданной органом записи актов гражданского состояния, воспитание ребенка до восьмилетнего возраста - документами выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О указал, что необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
Как установлено судом и следует из материалов дела Даниленков В.П. является отцом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке МСЭ-007 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан ребенком-инвалидом с детства (л.д. 76).
В судебном заседании установлено, что 24.12.2018 Даниленков В.П. обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости одному из родителей ребенка инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На дату исполнения 55 лет – ДД.ММ.ГГГГ, его страховой стаж составляет 32 года 05 месяцев 08 дней, при требуемом страховом стаже – 20 лет.
Решением пенсионного органа № 271158/18 от 24.12.2018 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как одному из родителей ребенка инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием права. По вышеизложенным основаниям.
По мнению суда, данный отказ законен и обоснован в силу следующего.
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) провозглашено право ребенка знать своих родителей.
В силу пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Указанной нормой и статьей 7 Конвенции о правах ребенка обеспечивается право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннего развития, уважение его человеческого достоинства. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.
Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (статьи 7, 18, 27 Конвенции).
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное в пункте 1 статьи 55 Семейного кодекса Российской Федерации право детей на общение, в том числе, с обоими родителями, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В соответствии со ст.63, 80 СК РФ родители обязаны воспитать своих детей, заботиться об их здоровье, психическом, духовным и нравственном развитии, обязаны обеспечить получения детьми основного общего образования, а также обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
В силу ст.69 СК РФ основаниями для лишения родителей родительских прав является уклонение их от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома; злоупотребление своими родительскими права; жестокое обращение с детьми, в том числе при осуществлении физического или психического насилия над ними; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга, а также, если родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Постановлением Главы администрации г. Смоленска № 184 от 29.01.2001 «О предоставлении жилой площади были рассмотрены и утверждены списки предприятий и организаций о предоставлении жилой площади в общежитиях и домах для малосемейных работников, в том числе и гражданам, проживающим в <адрес> <адрес>, в том числе ФИО1 (л.д. 28).
В соответствии со справкой СМУП «Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства» № 1/22-520 от 22.04.2019 по адресу <адрес>, <адрес> совместно с Даниленковым В.П.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 15.02.92 г. зарегистрирован сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который перерегистрирован в ком<адрес> с 12.02.1998, где и числится состоящим на регистрационном учете по настоящее время (л.д. 6).
Также, Даниленковым В.П. была представлена справка №1/17-3127 от 11.12.2018, выданная СМУП «Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства», согласно которой ФИО3 зарегистрирован по адресу <адрес> 12.02.1998, тогда как Даниленков В.П. - с 03.07.2003 (л.д. 46).
Согласно справки МБОУ «СШ № 21 им Н.И. Рыленкова» № 119 от 02.04.2019 ФИО3 обучался в средней школе № 21 им. Н.И. Рыленкова с 01.09.1998 по 31.08.1999 (л.д. 12).
Анализ данных документов свидетельствует о фактическом совместном проживания отца и сына в жилом помещении, нумерация которого подвергалась изменению, и не свидетельствует в пользу позиции истца.
Однако, как следует из приговора Ленинского районного суда г. Смоленска от 08.11.2000 по уголовному делу № 1-887/2000 Даниленко В.П., находящийся под стражей с 12.08.1999, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ему назначено наказание в виде шести лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима (л.д. 22-23).
Согласно справке комитета по образованию администрации Смоленской области детского дома семейного типа «Гнездышко» № 188 от 15.09.1999 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находился в детском доме с 13.09.1999 на полном гособеспечении, так как их мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец Даниленков В.П. арестован (л.д. 45).
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 07.01.2001 истец был лишен родительских прав в отношении сыновей Владимира и Андрея по мотиву совершения умышленного преступления против жизни супруги и матери детей.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15.07.2004 Даниленков В.П. восстановлен в родительских правах в отношении сыновей ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.(л.д. 9-10).
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Всесторонне и полно исследовав доводы сторон, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел не обоснованным довод истца о факте воспитания Даниленковым В.П. сына ФИО3, являвшегося ребенком-инвалидом детства, с даты его рождения до достижения им восьмилетнего возраста, поскольку представленные доказательства с достоверностью подтверждают факт нахождения ФИО3 с 7лет 8 месяцев до 12 лет в детском доме. Судом установлен факт невозможности осуществлять ежедневную заботу, попечение, воспитание своего ребенка-инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста, при их раздельном проживании с отцом, поскольку Даниленков В.П. отбывал наказание в исправительной колонии строго режима за совершение умышленного особо тяжкого преступления в отношении своей супруги.
На дату 13.09.1999 ФИО3 не достиг возраста 8-ми лет, а отец, Даниленков В.П., согласно указанной справке был арестован и впоследствии осужден к лишению свободы, что свидетельствует об отсутствии факта воспитания с рождения до достижения возраста 8 лет.
При этом, суд не может согласиться с позицией истца, что сам факт нахождения в местах лишения свободы является уважительной причиной не исполнения родительских обязанностей.
Перечисление денежных средств по исполнению алиментных обязательств не было постоянным, поскольку имело место исключительно в период отбывания наказания, а кроме того, само по себе, не связано с процессом воспитания ребенка.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ полностью соответствует требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Даниленкова Вячеслава Петровича к УПФР в г.Смоленске о признании за ним права на назначение страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья И.В.Селезенева