Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-819/2019 от 06.05.2019

Дело ***

Принято в окончательной форме

01.07.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года    ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи    Моховой Т.А.,

при секретаре    Павловой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Сергаеву Максиму Владимировичу о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») обратился в суд с иском к Сергаеву М.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств в размере 204 346 руб. 92 коп.

В обоснование заявленных требований истец указал, что *** Сергаев Максим Владимирович проходил военную службу в войсковой части ***.

В период с 04 ноября 2013 года по 31 июля 2015 года со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ответчику были перечислены денежные средства в размере 204 346 рублей 92 копейки в качестве ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, как военнослужащему проходящему военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских участей, учреждений и подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями в размере 20 процентов от оклада по воинской должности и образованных от нее северной надбавки и районного коэффициента. Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листами за указанный период, а также заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств. При этом вышеуказанные денежные средства ответчику по закону не причитаются.

Данная задолженность не явилась следствием ошибочных действий истца, а произошла по причине сбоя в СПА «Алуште» и нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в единую базу данных вводят кадровые органы и расчетный центр не обладает достоверными сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего. Излишне выплаченная сумма сформировалась после удаления кадровыми органами Минобороны РФ в сентябре 2015 года в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений об установлении ответчику надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности за период с 04 ноября 2013 года по 31 июля 2015 года.

В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению денежного довольствия, заработной платы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ», утвержденным Министром обороны РФ 27.07.2011, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет только централизованный своевременный расчет денежного довольствия и заработной платы, на основании сведений, внесенных в Единую базу данных. Поскольку приказы по личному составу и строевой части в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают, учреждение не могло достоверно знать об отсутствии обязательств по выплате надбавки за особые условия военной службы ответчику.

Поскольку в соответствии с п. 39 Порядка надбавки выплачивается на основании приказов соответствующих командиров (начальников), а до настоящего времени сведения о приказе, которым Сергаеву М.В. установлены надбавки за особые условия военной службы за период с ноября 2013 по июль 2015 в размере 20 процентов должностного оклада в СПО «Алушта» не внесены, выплата, произведенная ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в размере 204 346 рублей 92 копейки, является излишней и не полагается ему по закону.

В результате данной переплаты, произведенной за счет средств федерального бюджета, был нанесен ущерб не только федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но и Российской Федерации в целом.

На основании изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700, просило взыскать с Сергаева М.В. излишне выплаченные денежные средства в сумме 204 346 рублей 92 копейки в пользу ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик Сергаев М.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного разбирательства извещался по известному суду месту жительства (регистрации) путем направления судебной повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил. В адрес ответчика направлялось определение с разъяснением процессуальных прав, в котором разъяснялись последствия непредставления доказательств и возможность рассмотрения дела в порядке заочного производства. Заказное письмо с судебной повесткой и определением о разъяснении процессуальных прав, направленное в адрес ответчика по месту жительства, возвращено в суд за истечением сроков хранения. Доказательства непроживания ответчика по месту регистрации у суда отсутствуют.

На основании абз. 2 п.1ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, с учетом положений, изложенных в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06 2015 № 25, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о месте и времени судебного заседания и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица – войсковой части 06351 в судебное заседание не прибыл, представив по требованию суда копии приказов о военной службе Сергаева М.В., установлении надбавок в период прохождения военной службы; мнения по иску не высказал.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы личного дела подполковника Сергаева М.В., суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

По смыслу указанной нормы права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий в их совокупности: приобретения или сбережения имущества; совершения указанных действий за счет другого лица; отсутствия правовых оснований неосновательного обогащения (приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке). При этом данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно частям 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 и пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Из материалов дела следует, что Сергаев М.В. в спорный период проходил военную службу в войсковой части ***.

В силу ч. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с абзацами 4 и 5 пункта 2 и пунктом 185 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700, денежное довольствие военнослужащим выплачивается через ФКУ «ЕРЦ МО РФ» или иные финансово-экономические органы по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке.

Пунктом 19 Положения о федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного 21.10.2011 Министром обороны Российской Федерации, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком.

В целях проведения мероприятий по централизации расчетов с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации безналичным порядком, а также определения границ ответственности органов военного управления, которые задействованы в обеспечении расчета денежного довольствия военнослужащих был разработан Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный Министром обороны Российской Федерации 27.07.2011, в соответствии с которым ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет только централизованный своевременный расчет денежного довольствия и заработной платы на основании сведений, внесенных в Единую базу данных.

Как указал истец, в период с 04 ноября 2013 года по 31 июля 2015 со счета Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» ответчику были перечислены денежные средства в размере 204 346,92 рублей в ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, как военнослужащему проходящему военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских участей, учреждений и подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями в размере 20 процентов от оклада по воинской должности и образованных от нее северной надбавки и районного коэффициента.

При этом истец полагает, что вышеуказанные денежные средства ответчику по закону не причитались, поскольку в адрес ФКУ «ЕРЦ» не направлялись приказы об установлении Сергаеву М.В. надбавки за особые условия военной службы из расчета 20% за командование подразделением с 04 ноября 2013 по 31 июля 2015, следовательно, оснований для производства указанных выплат не имелось, и денежные средства в размере 204 346,92 рублей подлежат возврату в государственный бюджет.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

На основании пунктов 1, 2, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). В период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере.

Пунктом 38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 №2700 (далее – Порядок) предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).

В силу пункта 39 Порядка надбавки выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания и отражаются в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено настоящим Порядком. В указанном порядке выплачиваются все надбавки, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами и настоящим Порядком.

Согласно содержанию названных норм права, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, предусмотренная пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым во исполнение данной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 № 1073, выплачивается до 30 процентов оклада на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.

В спорный период Сергаев М.В. не состоял на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, что подтверждается выпиской из приказа Министра обороны РФ от 13.12.2012 № 2339, а также выпиской из приказа Командующего Северным Флотом от 30.01.2015 № 70-ДД.

Из изложенного следует, что Сергаев М.В. не имел права на получение денежного довольствия с учетом ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности.

В связи с указанными обстоятельствами в спорный период ФКУ «ЕРЦ МО РФ», осуществляющее расчет денежного довольствия военнослужащих, ошибочно начислило Сергаеву М.В. денежные средства, сверх причитающихся по закону, в связи с чем ответчик получил излишне выплаченные суммы в размере 204 346,92 рублей.

Принимая во внимание, что денежные средства в качестве средств к существованию были выплачены Сергаеву М.В. в причитающемся размере, а спорные денежные средства – сверх причитающихся по закону, запрет на их взыскание, предусмотренный статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не может быть применен.

Суд принимает решение об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика излишне выплаченных и неосновательно полученных денежных средств в сумме 204 346,92 рублей.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 5 243 рубля 47 копеек.

Суд рассматривает данный спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 ГПК Российской Федерации и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 56-57, 194-199, 235 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Сергаеву Максиму Владимировичу о взыскании излишне выплаченных денежных средств, - удовлетворить.

Взыскать с Сергаева Максима Владимировича, *** в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» сумму неосновательного обогащения в размере 204 346 (двести четыре тысячи триста сорок шесть) рублей 92 копейки.

Взыскать с Сергаева Максима Владимировича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 243 (пять тысяч двести сорок три) рубля 47 копеек.

Ответчик вправе подать в Североморский районный суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий    Т.А. Мохова

2-819/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "ЕРЦ МО РФ"
Ответчики
Сергаев Максим Владимирович
Другие
Войсковая часть 06351
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Мохова Т.А.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
06.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.05.2019Передача материалов судье
06.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2019Судебное заседание
26.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее