<данные изъяты>
Дело №2а-2829/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Пичаевского района Тамбовской области:
- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства,
- о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными,
У с т а н о в и л :
Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Пичаевского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства.
Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.
Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.
Полагая, что заявление было подано с соблюдением требований действующего законодательства, а отказ в рассмотрении заявления, поданного в электронной форме, не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца, просит признать указанные действия незаконными.
Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации Пичаевского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения (л.д. 23-29).
Заинтересованное лицо Зуйков А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Судом установлено, что 20.02.2019 администрацией Пичаевского района Тамбовской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе для передачи в собственность за плату земельного участка, расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, согласно приложенной схемы земельного участка.
Соответствующая информация размещена в официальном печатном средстве массовой информации Администрации Липовского сельского совета Пичаевского района Тамбовской области «Вестник Липовского сельсовета» № 3(177) от 20.02.2019 (л.д. 46-47), а также на официальном сайте Администрации Пичаевского района Тамбовской области.
Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 05.03.2019 в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Пичаевского района Тамбовской области - im@r54.tambov.gov.ru и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 8-10).
Ответом от 05.03.2019 администрации Пичаевского района Тамбовской области Куликову В.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в письменной форме при посещении администрации Пичаевского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района) в рабочие дни с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 00 минут по 16 часов 00 минут (л.д. 14).
Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из письменного сообщения администрации Пичаевского района Тамбовской области от 05.03.2019, направленного в адрес Куликова В.В., последний был уведомлен о том, что заявление о намерении участвовать в аукционе, поданное по электронной почте, подписанное ЭЦП, является поданным в ненадлежащей форме и не подлежит регистрации и рассмотрению. Куликову В.В. был разъяснен порядок предоставления заявления и указано, что в срок до 16.00 22 марта 2019 года он может подать заявление в установленной письменной форме.
Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.
Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из предоставленного суду извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 администрацией Пичаевского района Тамбовской области было указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность за плату для указанных целей, в течении 30 дней со дня опубликования и размещения извещения могут подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка. Заявления о намерении участвовать в аукционе принимаются в письменной форме в рабочие дни ( с 8-00 до 12-00 и с 13-00 до 16-00). С 21 февраля 2019 года по 22 марта 2019 года включительно по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, д. 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района).
На бумажном носителе лично или через представителя данные заявления в уполномоченный орган в установленный дом до 22 марта 2019 года Куликовым В.В. не представлялись.
Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного администрацией Пичаевского района Тамбовской области способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.
Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.
Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка, расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства.
Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.
Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.
Установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной части административного искового заявления.
Административный истец просит признать недействительным опубликование результатов на сайте.
Из предоставленных суду документов следует, что 07.02.2019 в администрацию Пичаевского района Тамбовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка обратился ИП Глава КФХ Зуйков А.С. (л.д. 51-52).
Извещение о предоставлении земельного участка было размещено административным ответчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.
Извещение было также размещено в официальном печатном средстве массовой информации Липовского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области «Вестник Липовского сельсовета» № 3 (177) от 20 февраля 2019 года.
Указанное извещение размещено на официальном сайте администрации Пичаевского района.
Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0121812/03 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Зуйкову А.С.
Согласно постановлению администрации Пичаевского района Тамбовской области от 28.03.2019 №205 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, ИП Главе КФХ Зуйкову А.С., рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйкова Александра Сергеевича на основании статей 11.10, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.12.2018), в соответствии с письмом Управления лесами Тамбовской области от 19.02.2019 № 2.02-11/426, согласно извещения, опубликованного 20.02.2019 на официальном сайте www.torgi.gov.ru (номер извещения 200219/0121812/03), на официальном сайте Администрации Пичаевского района Тамбовской области http://r54.tmbreg.ru. в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов по местонахождению земельного участка «Вестник Липовского сельсовета» от 20.02.2019 №3 (177), учитывая Правила землепользования и застройки муниципального образования «Липовский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области», утвержденные решением Липовского сельского Совета народных депутатов Пичаевского района Тамбовской области от 29.07.2014 № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Липовский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области», постановление Администрации Липовского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области от 08.02.2019 № 20 «О присвоении адреса земельному участку, администрация района постановляет: Предварительно согласовать Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйкову Александру Сергеевичу предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 61000 кв.м, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, кадастровый квартал - №, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого земельного участка площадью 61000 кв.м, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: обеспечение сельскохозяйственного производства, кадастровый квартал - №
Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, аукцион по продаже земельного участка администрацией не объявлялся и не подготавливался, извещение, размещенное в сети Интернет, содержало сведения о намерении предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок, иных лиц, заявляющих о намерении участвовать в предполагаемом аукционе, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признания недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка.
Установив, что права административного истца Куликова В.В. оспариваемыми результатами и постановлением не нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований только по указанному основанию.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича к администрации Пичаевского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14.08.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
<данные изъяты>
Дело №2а-2829/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Пичаевского района Тамбовской области:
- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства,
- о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными,
У с т а н о в и л :
Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Пичаевского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными.
Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства.
Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.
Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.
Полагая, что заявление было подано с соблюдением требований действующего законодательства, а отказ в рассмотрении заявления, поданного в электронной форме, не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца, просит признать указанные действия незаконными.
Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Судом постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации Пичаевского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения (л.д. 23-29).
Заинтересованное лицо Зуйков А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Судом установлено, что 20.02.2019 администрацией Пичаевского района Тамбовской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №200219/0121812/03 о приеме заявлений граждан о намерении участвовать в аукционе для передачи в собственность за плату земельного участка, расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, согласно приложенной схемы земельного участка.
Соответствующая информация размещена в официальном печатном средстве массовой информации Администрации Липовского сельского совета Пичаевского района Тамбовской области «Вестник Липовского сельсовета» № 3(177) от 20.02.2019 (л.д. 46-47), а также на официальном сайте Администрации Пичаевского района Тамбовской области.
Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 05.03.2019 в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Пичаевского района Тамбовской области - im@r54.tambov.gov.ru и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 8-10).
Ответом от 05.03.2019 администрации Пичаевского района Тамбовской области Куликову В.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в письменной форме при посещении администрации Пичаевского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района) в рабочие дни с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 00 минут по 16 часов 00 минут (л.д. 14).
Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из письменного сообщения администрации Пичаевского района Тамбовской области от 05.03.2019, направленного в адрес Куликова В.В., последний был уведомлен о том, что заявление о намерении участвовать в аукционе, поданное по электронной почте, подписанное ЭЦП, является поданным в ненадлежащей форме и не подлежит регистрации и рассмотрению. Куликову В.В. был разъяснен порядок предоставления заявления и указано, что в срок до 16.00 22 марта 2019 года он может подать заявление в установленной письменной форме.
Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.
Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из предоставленного суду извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 администрацией Пичаевского района Тамбовской области было указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность за плату для указанных целей, в течении 30 дней со дня опубликования и размещения извещения могут подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка. Заявления о намерении участвовать в аукционе принимаются в письменной форме в рабочие дни ( с 8-00 до 12-00 и с 13-00 до 16-00). С 21 февраля 2019 года по 22 марта 2019 года включительно по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, ул. Пролетарская, д. 20 (2 этаж, отдел по управлению имуществом и землеустройству администрации района).
На бумажном носителе лично или через представителя данные заявления в уполномоченный орган в установленный дом до 22 марта 2019 года Куликовым В.В. не представлялись.
Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного администрацией Пичаевского района Тамбовской области способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.
Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.
Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка, расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства.
Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.
Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.
Установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной части административного искового заявления.
Административный истец просит признать недействительным опубликование результатов на сайте.
Из предоставленных суду документов следует, что 07.02.2019 в администрацию Пичаевского района Тамбовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка обратился ИП Глава КФХ Зуйков А.С. (л.д. 51-52).
Извещение о предоставлении земельного участка было размещено административным ответчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.
Извещение было также размещено в официальном печатном средстве массовой информации Липовского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области «Вестник Липовского сельсовета» № 3 (177) от 20 февраля 2019 года.
Указанное извещение размещено на официальном сайте администрации Пичаевского района.
Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0121812/03 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Зуйкову А.С.
Согласно постановлению администрации Пичаевского района Тамбовской области от 28.03.2019 №205 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, ИП Главе КФХ Зуйкову А.С., рассмотрев заявление Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйкова Александра Сергеевича на основании статей 11.10, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.12.2018), в соответствии с письмом Управления лесами Тамбовской области от 19.02.2019 № 2.02-11/426, согласно извещения, опубликованного 20.02.2019 на официальном сайте www.torgi.gov.ru (номер извещения 200219/0121812/03), на официальном сайте Администрации Пичаевского района Тамбовской области http://r54.tmbreg.ru. в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов по местонахождению земельного участка «Вестник Липовского сельсовета» от 20.02.2019 №3 (177), учитывая Правила землепользования и застройки муниципального образования «Липовский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области», утвержденные решением Липовского сельского Совета народных депутатов Пичаевского района Тамбовской области от 29.07.2014 № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Липовский сельсовет Пичаевского района Тамбовской области», постановление Администрации Липовского сельсовета Пичаевского района Тамбовской области от 08.02.2019 № 20 «О присвоении адреса земельному участку, администрация района постановляет: Предварительно согласовать Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зуйкову Александру Сергеевичу предоставление в собственность за плату земельного участка площадью 61000 кв.м, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, кадастровый квартал - №, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого земельного участка площадью 61000 кв.м, местоположение: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: обеспечение сельскохозяйственного производства, кадастровый квартал - №
Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, аукцион по продаже земельного участка администрацией не объявлялся и не подготавливался, извещение, размещенное в сети Интернет, содержало сведения о намерении предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок, иных лиц, заявляющих о намерении участвовать в предполагаемом аукционе, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признания недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка.
Установив, что права административного истца Куликова В.В. оспариваемыми результатами и постановлением не нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований только по указанному основанию.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича к администрации Пичаевского района Тамбовской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе земельного участка расположенного: РФ, <адрес>, общей площадью 61000 кв.м., в границах кадастрового квартала №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, о признании результатов подведения итогов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещения №200219/0121812/03 от 20.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, недействительными оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 14.08.2019.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко