Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1964/2014 ~ М-1481/2014 от 25.03.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти в составе:

председательствующего Бородиной Л.А.

при секретаре Лариной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Тольятти в интересах Соболевой П.Н. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор г.Тольятти в интересах Соболевой П.Н. обратился с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти ФИО16 исковые требования поддержала, суду пояснила, что в ходе проведенной проверки исполнения жилищного законодательства в части не обеспечения жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Соболева П.Н. (до брака Ваганова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце внесены в акт о рождении на основании заявления матери. В период с 01.09.2011 года по 31.01.2014 года обучалась в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировала брак с ФИО17 Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 25.10.2013 года № 7166-р/5 Соболева П.Н. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма с составом семьи 1 человек, с 01.10.2013 года. Просит обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Соболевой Н.П. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек.

Истец Соболева П.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель мэрии городского округа Тольятти ФИО18., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Соболева П.Н. с 01.10.2013 года включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от 25.10.2013 года № 7166-р/5. В силу ст.ст. 4,16 закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производится в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц отсутствует с 01.01.2013 года. Жилые помещения указанной категории граждан предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета. Денежные средства на предоставление Соболевой П.Н. жилья из областного бюджета не поступали. Просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материала дела, выслушав объяснения сторон, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.

Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. от 02.07.2013 года).

Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом установлено, что Соболева (до брака Ваганова) <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как ее мама ФИО19 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце записаны со слов матери, что подтверждается свидетельством о рождении Вагановой П.Н., свидетельством о заключении брака, свидетельством о расторжении брака, свидетельством о смерти ФИО19 и не оспаривается сторонами.

Согласно справки МБОУ СО <данные изъяты> Ваганова П.Н. обучалась в данном учреждении с 01.09.2001 года по 18.04.2006 года.

Согласно справки Колледжа <данные изъяты> г. Тольятти Соболева П.Н. обучалась в данном учреждении с 01.09.2011 года по 31.01.2014 года.

Согласно выписок из поквартирных карточек Ваганова П.Н. с 11.08.1994 года по 21.03.2006 года была зарегистрирована по адресу г. Тольятти <адрес>, с 03.06.2008 года по настоящее время Соболева П.Н. зарегистрирована в квартире по адресу г. Тольятти <адрес>

Согласно справки МП «Инвентаризатор» Соболева (до смены фамилии Ваганова) <данные изъяты> по договору о передаче квартиры в собственность от 14.12.2005 года является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тольятти <адрес>

Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними на имя Вагановой (Соболевой) <данные изъяты> на праве собственности зарегистрировано недвижимое имущество:

- доля <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 62 кв.м., расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>

- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 30 кв.м., расположенное по адресу г. Тольятти <адрес>.

Согласно акта обследования жилищных условий, выполненного специалистом отдела семьи 02.10.2013 года, Соболева П.Н. проживает в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу г. Тольятти <адрес> занимает комнату площадью 17 кв.м., также в данном жилом помещении проживают ФИО21. и ФИО23 всего зарегистрировано 3 человека. Соболева П.Н. проживает на собственности ФИО21 другого жилья не имеет. Рекомендовано включить Соболеву П.Н. в список детей-сирот для предоставления жилого помещения.

Распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти от 25.10.2013 года № 7166-р/5 Соболева <данные изъяты> с составом семьи 1 человек, зарегистрированная по месту жительства в одной комнате общей площадью 24,1 кв.м. (имеет <данные изъяты> доли собственности – 12,03 кв.м.) трехкомнатной квартиры по адресу г. Тольятти <адрес>-237, всего зарегистрировано 3 человека, с 01.10.2013 года на основании п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Указанное распоряжение не оспорено и не отменено.

Представитель ответчика не оспаривает, что Соболева П.Н. состоит в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в жилом помещении и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Право Соболевой Н.П. на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда как лица, нуждающегося в жилом помещении и состоящего в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение данного жилого помещения, представитель ответчика в судебном заседании не сопорил.

Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и представителем мэрии не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика о том, что в муниципальном жилищном фонде г.о. Тольятти жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение истцу мэрия не имеет возможности, ничем не подтверждены.

При этом, сам факт отсутствия свободных жилых помещений не может влиять как на обязанность мэрии обеспечить истца жильем, так и на право истца на получение жилья.

Кроме того, ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.

Доводы представителя мэрии о том, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, а выделенных субвенций для формирования муниципального специализированного жилищного фонда недостаточно, также не могут быть приняты во внимание.

Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления ежеквартально по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, составляют в соответствии с частью пятой настоящей статьи списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории которых находится их место жительства, согласно приложению N 2 к настоящему Закону. Указанные списки не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются органами местного самоуправления в орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития.

Орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме согласно приложению N 3 к настоящему Закону.

На основании сводного списка орган, уполномоченный Правительством Самарской области в сфере социальной защиты населения и демографического развития, готовит информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале согласно приложению N 4 к настоящему Закону, которая направляется в орган, уполномоченный Правительством Самарской области, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствующий уполномоченный орган для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций. Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Кроме того, согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Согласно ст. 9 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не ставиться законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от наличия свободного жилого фонда.

При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на мэрию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора г.Тольятти удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Соболевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям на состав семьи 1 человек.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

2-1964/2014 ~ М-1481/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соболева П.Н.
Прокуратура г.о. Тольятти
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Бородина Л. А.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
25.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2014Передача материалов судье
31.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2014Подготовка дела (собеседование)
04.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2014Судебное заседание
11.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.09.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.10.2015Судебное заседание
09.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
02.11.2016Дело оформлено
02.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее