Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Поливанова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Шония З.В.,
с участием:
представителя заявителя – помощника прокурора Предгорного района Ставропольского края Гриценко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края А.А. о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края А.А. обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, мотивируя тем, что решением совета депутатов муниципального образования Этокского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края (далее - Решение, Правила).
Пунктом 19 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования но содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работпо благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, Правила являются нормативным правовым актом.
Решение об утверждении Правил обнародовано на информационных стендах администрации муниципального образования Этокского сельсовета в период с ДД.ММ.ГГГГ по 29.04.2012.
В соответствии с п. 1.3 Правил, руководители предприятий, учреждений и организаций, индивидуальные предприниматели, владельцы домовладений несут ответственность за благоустройство, санитарное состояние основной, закрепленной и прилегающей территории и обязаны систематически организовывать работу по их уборке и содержанию.
Основная территория - земельный участок, выделенный юридическому или физическому лицу в границах, согласно право устанавливающим документам, оформленным в установленном порядке.
Прилегающая территория - земельный участок, расположенный по периметру основной территории шириной до 15 метров. Границей прилегающей территории со стороны дороги является обочина (для отдельных объектов могут быть установлены иные размеры прилегающей территории).
Закрепленная территория - земельный участок, закрепленный за предприятием, учреждением, организацией, индивидуальным предпринимателем для уборки наряду с основной и прилегающей территориями.
В соответствии с п. 1.5 Правил, уборка и санитарная очистка основной и прилегающей территории осуществляются ежедневно. На территории муниципального образования Этокского сельсовета устанавливается единый санитарный день - пятница. В санитарный день коллективы всех предприятий, организаций, учреждений, индивидуальные предприниматели, граждане, проживающие в частных домовладениях, в обязательном порядке осуществляют уборку и санитарную очистку, основной, прилегающей и закрепленной территории (при закреплении территории за юридическими и физическими лицами по отдельным объектам может быть установлен ежедневный режим их уборки и санитарной очистки).
При необходимости могут быть определены дополнительные дни (субботники, воскресники и т.д.) для генеральной уборки и санитарной очистки территории муниципального образования Этокского сельсовета <адрес>.
Согласно п. 6.1 Правил, юридические лица и предприниматели уведомляются в письменной форме о границах прилегающих и закрепленных территорий, подлежащих уборке.
В соответствии с п. 6.2 Правил, руководители предприятий, организаций организуют уборку, надлежащее содержание прилегающей и закрепленной территории и несут за ее состояние персональную ответственность. При невозможности обеспечить санитарный порядок заключается договор со специализированными предприятиями.
В соответствии с гг 6.3 Правил, организация работ по очистке мест общего пользования, не закрепленных за конкретными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, а также пустырей, оврагов, пойм рек, родников, водоемов осуществляется органами местного самоуправления с привлечением групп населения поселений.
Согласно п. 6.4.1 Правил, ответственность за организацию и производство соответствующих уборочных работ возлагается: за уборку тротуаров, газонов, расположенных вдоль улиц, проездов, на жителей в границах закрепленных территорий санитарной очистки на расстоянии по продолжении межевых линий до осевой линии дороги; п. 6.4.3 Правил: - за ручную уборку территорий, прилегающих к отдельно стоящим объектам рекламы в радиусе 15 метров от рекламных конструкции - на рекламораспространителей; п. 6.4.5 Правил: - за уборку, благоустройство, поддержание чистоты территорий въездов и выездов автозаправочных станций, авто моечных постов, заправочных комплексов и прилегающих территорий (не менее 15-метровой зоны) и подъездов к ним - на балансодержателей указанных объектов.
В соответствии с п. 8.7 Правил, в период листопада организации, хозяева домовладений ответственные за уборку закрепленных территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах вдоль улиц и магистралей, дворовых территорий в соответствии с п.6.4.1-ДД.ММ.ГГГГ и 7.3.-7.4. настоящих правил.
Согласно п. 9.4 Правил, во время снегопада все организации на прилегающих и закрепленных территориях производят очистку от снега и посыпку песком проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных лестниц для обеспечения нормального движения транспорта и пешеходов.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью," формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 Правил, прилегающая территория - земельный участок, расположенный по периметру основной территории шириной до 15 метров. Границей прилегающей территории со стороны дороги является обочина (для отдельных объектов могут быть установлены иные размеры прилегающей территории). Закрепленная территория, - земельный участок, закрепленный за предприятием, учреждением, организацией, индивидуальным предпринимателем для уборки наряду с основной и прилегающей территориями. Из анализа п. 1.3 Правил, определение границ прилегающей территории, следует, что прилегающая территория фактически является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Таким образом, пункты 1.3, 1.5, 6.1, 6.2, 6.3, 8.7, 9.4 Правил необходимо признать недействующими в части, а пункты 6.4.1, 6.4.3, 6.4.8 признать недействующими полностью, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.
Принятая всенародным голосованием ДД.ММ.ГГГГ Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2).
При утверждении советом депутатов муниципального образования Эток- ского сельсовета Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах муниципального образования Этокского сельсовета, указанные принципы соблюдены не были.
Просит суд признать пункты правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, утвержденных Решением совета депутатов муниципального образования Этокского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 15: п. 1.3 - в части «и прилегающей»; и. 1.5 - в части «и прилегающей», «и физическими»; и. 6.1 - в части «прилегающих и»; п. 6.2 - в части «прилегающей и»; п. 6.3 - в части «и гражданами», «с привлечением групп населения поселений»; п. 6.4.5 - в части «и прилегающих территорий (не менее 15 метровой зоны) и подъездов к ним»; п. 8.7 - в части «хозяева домовладений», п. 9.4 - в части «прилегающих и», «и посыпку песком проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных лестниц для обеспечения нормального движения транспорта и пешеходов»; пункты 6.4.1, 6.4.3, 6.4.8 - полностью, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Предгорного района Ставропольского края Гриценко А.А., в полном объеме поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, и просил суд их удовлетворить.
Заинтересованное лицо, администрация МО Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, в судебное заседание не явились, представив в суд заявление о признании исковых требований в полном объеме.
В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая, что заинтересованным лицом исковые требования признаны и они просил удовлетворить их в полном объеме; последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему известны, суд принял признание заинтересованным лицом исковых требований.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, суд, рассмотрев заявление заинтересованного лица, администрации Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании заявления, признавшего требования заявителя без исследования судебных доказательств по существу предъявленного заявления, а также учитывая, что признание заявления ответчиком закону не противоречит, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, приходит к выводу, что требования прокурора Предгорного района Ставропольского края А.А. о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования прокурора Предгорного района Ставропольского края А.А. о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части - удовлетворить.
- признать пункты Правил благоустройства и обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, утвержденных Решением совета депутатов муниципального образования Этокского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № 15: п. 1.3 - в части «и прилегающей»; и. 1.5 - в части «и прилегающей», «и физическими»; и. 6.1 - в части «прилегающих и»; п. 6.2 - в части «прилегающей и»; п. 6.3 - в части «и гражданами», «с привлечением групп населения поселений»; п. 6.4.5 - в части «и прилегающих территорий (не менее 15 метровой зоны) и подъездов к ним»; п. 8.7 - в части «хозяева домовладений», п. 9.4 - в части «прилегающих и», «и посыпку песком проезжей части дорог, тротуаров, пешеходных лестниц для обеспечения нормального движения транспорта и пешеходов»; пункты 6.4.1, 6.4.3, 6.4.8 - полностью, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Предгорный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ: