Дело №2-358/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Балашиха Московской области 29 января 2019 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
с участием прокурора Куликова С.Б.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы исполнения наказаний к ФИО6, ФИО7 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
Установил:
Истец Федеральная служба исполнения наказаний обратилась в суд с настоящим иском к ответчику ФИО6, ФИО7 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании передать служебное жилое помещение по акту приема-передачи, указывая на то, что Федеральной службе исполнения наказаний на праве оперативного управления принадлежит служебная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>. Согласно постановлению главы Балашихинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, включена в состав служебных ГУИН Минюста ФИО3. На основании протокола № заседания комиссии ГУИН Минюста России по жилищным и социально-бытовым вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 предоставлена по договору найма служебного жилого помещения двухкомнатной <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вх. № ФКУ ФИО2 поступил ответ от ООО «РусЕвроСервис» на запрос о направлении выписки из домовой книги и справки о задолженности по <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, по адресу: <адрес>, в данном жилом помещении проживают и постоянно зарегистрированы ФИО6, ФИО7 Согласно справке о задолженности от ДД.ММ.ГГГГ, задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги по <адрес>, по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Согласно выписке из приказа ФИО8 №-лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 уволен, в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день в данной квартире без законных оснований проживает ФИО6 и его сын ФИО7, не являющиеся сотрудниками ФИО8. Жилое помещение отнесено к категории служебных. Проживание ответчиков в спорной квартире нарушает права ФИО8 по пользованию и распоряжению ею, а также нарушаются права 3-х лиц- действующих сотрудников, находящихся в очереди на получение служебного жилья. Собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, является РФ. Право оперативного управления закреплено за ФИО9 РФ. ФИО6 состоит на жилищном учете в УФСИН России Московской области. Факт того, что ФИО6 состоит на жилищном учете в УФСИН России Московской области подтверждается копией рапорта ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УИН МЮ РФ по Московской области ФИО12 и копией протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии УИН МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обязанность по обеспечению ФИО6 жилым помещение лежит на УФСИН России по Московской области, но не на ФСИН России, а жилое помещение, которое по настоящее время занимает ФИО6 и ФИО7, находится на праве оперативного управления у ФСИН России. Таким образом, ФИО6 и ФИО7 не имеют оснований для проживания в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> Согласно п.3 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов РФ, учрежденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы. Согласно п.15 Правил, истечения срока действия служебного контракта или его расторжения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ за № № было направлено обращение в адрес ФИО6 о добровольном освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ за № № было направлено повторное обращение в адрес ФИО6 о добровольном освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ за исх. № было направлено обращение в третий раз в адрес ФИО6 о добровольном освобождении служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Таким образом, ФИО6 и ФИО7 проживают и зарегистрированы в служебной <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, без законных на то оснований.
Истец Федеральная служба исполнения наказаний просит суд выселить ответчиков ФИО6, ФИО7 без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>; обязать ответчиков ФИО6 и ФИО7 передать ФИО8 служебное жилое помещении, находящееся по адресу: <адрес>; снять с регистрационного учета ФИО6, ФИО7, по адресу: <адрес>.
Представитель истца Федеральной службы исполнения наказаний по доверенности ФИО13 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО6 и его представитель по доверенности ФИО14 в судебное заседание явились, исковые требования не признали, представили письменные возражения на исковое заявление (л.д. 35-38, 51-52).
Ответчик ФИО7 в судебное заседание не явился, о слушание дела извещался, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствии (л.д. 79-80).
С учетом мнения представителя истца, ответчика ФИО6, его представителя, прокурора, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика ФИО7
Выслушав представителя истца, ответчика ФИО6, его представителя, заключение прокурора, полагавшего исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч.2 ст.1 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы (часть 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" указал, что военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии с положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики правоохранительных органов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 1038, Федеральная служба исполнения наказаний относится к правоохранительным органам.
Согласно Положению о ФСИН России, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным учреждениям и предприятиям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством уголовно-исполнительной системы РФ.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действие которого распространяется и на сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах
Статьей 6 названного Федерального закона также предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел (органов уголовно-исполнительной системы), вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, в том числе и по обеспечению жильем, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов.
В соответствии с п. 16.10 Приказа Минюста России от 06.06.2005 N 76 (ред. от 29.07.2008, действовавшей на момент увольнения Орлова О.Ю.) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», сотрудники, прослужившие в уголовно-исполнительной системе 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники - участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации регламентировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
В силу статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники органов внутренних дел - участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением законной служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения (за исключением служебного жилья) независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе переданного в полное хозяйственное ведение предприятий или в оперативное управление учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действие данного положения распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации (Федеральный закон от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы").
В силу п. 2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.10.2004 года N 5 установлено, что служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Действие данного положения распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ (Федеральный закон от 21.07.1998 N 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в Определении от 01.10.2009 г. N 1059-О-О "Что же касается части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, то она, будучи направленной на предоставление сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел по отдельным основаниям, дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, не может рассматриваться как нарушающая закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище. Делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по определению порядка безвозмездного закрепления за указанными лицами жилых помещений основано на положениях статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подал рапорт в адрес начальника УИН Московской области ФИО12 о постановке на очередь для получения жилья, так как в г. Москве и Московской области жилого фонда он не имеет (л.д. 10).
Решением жилищно-бытовой комиссии УИН МЮ РФ по МО от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) ФИО6 поставлен на очередь на получение жилья (л.д. 11-13).
Постановлением Главы Балашихинского района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, включена в состав служебных квартир (л.д. 16).
ФИО6 имеет выслугу лет в льготном исчислении 41 год 00 мес. 28 дней (л.д. 45-47).
Стороной истца суду представлена выписка из протокола № заседания комиссии ГУИН Минюста ФИО3 по жилищным и социально-бытовым вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО6, с семьей из трех человек (он, жена, сын) предоставлена по договору найма служебного жилого помещения двухкомнатная <адрес>, по адресу: <адрес>. Указанная выписка не содержит печати организации, представившей выписку (л.д. 17-18).
Стороной ответчика ФИО6 представлена суду выписка из протокола № заседания комиссии ГУИН Минюста ФИО3 по жилищным и социально-бытовым вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО6, с семьей из трех человек (он, жена, сын) предоставлена по договору найма служебного жилого помещения двухкомнатная <адрес>, по адресу: <адрес>. Указанная выписка заверена печатью организации её выдавшей, подлинник выписки обозревался судом в судебном заседании (л.д. 48).
ФИО6 и ФИО7 зарегистрированы по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 20). Задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеют (л.д. 21).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении Учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
Согласно справки начальника Управления по Саратовской области ФКУ ГУОДОП ФСИН России ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ (приказ ГУФСИН по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лис) по настоящее время (л.д. 39).
Приказом Врио директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФИО8) №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6-заместитель руководителя федерального казенного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» уволен, расторгнув трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № по инициативе работника, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
Согласно письма Врип начальника ФИО5 ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО6 следует, что ФИО6 необходимо в течении 3-х дней с момента получения настоящего уведомления освободить служебное жилое помещение, по адресу: <адрес> (л.д. 23).
Исходя из письма ФКУ ФИО2 ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 предложено освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес> передать ключи от квартиры в ФКУ ФИО2 в месячный срок (л.д. 24).
Согласно письма начальника ФКУ ФИО2 ФИО18от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6 необходимо в месячный срок освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО3 <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес> передать ключи от квартиры в ФКУ ФИО2 (л.д. 25).
Исходя из письма Врио начальника ФИО5 ФороваА.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вариантами улучшения жилищных условий семьи ФИО20 может быть получение единовременной социальной выплаты или сертификата. Для получения более подробной информации ФИО6 необходимо обратиться в соответствующую комиссию УФСИН России по Московской <адрес> (л.д. 40).
Оценивая в совокупности представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования Федеральной службы исполнения наказаний к ФИО6, ФИО7 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не подлежат удовлетворению, поскольку выселить ответчиков ФИО6, ФИО7, не имеющих иного жилья в собственности или на условиях социального найма, не представляется возможным, поскольку ФИО6, имеющий выслугу лет в органах Федеральной службы исполнения наказаний в календарном исчислении 28 лет 07 месяцев 13 дней, а в льготном исчислении 41 год 00 месяцев 28 дней, не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения, так как был вселен в спорное жилое помещение, в связи прохождением им службы в федеральной службы исполнения наказаний, до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а ФИО7, как член семьи ФИО6, в связи с чем относятся к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в силу прямого запрета такого выселения ЖК РСФСР. Государством гарантировано сохранение жилищных прав лиц, уволенных из УИС, имеющим соответствующую выслугу и нуждающимся в жилых помещениях. Гарантии государства перед ФИО6 не могут считаться исполненными в случае выселения из спорного жилого помещения без предоставления иного в собственность или по договору социального найма, либо без осуществления единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Истцом в материалы дела не представлено доказательств исполнения обязанности по обеспечению жилищных прав ФИО6, подтверждено, что он продолжает стоять на жилищном учете. Таким образом, спорная квартира предоставлена ФИО6 до введения в действия ЖК РФ, ФИО6 проработал в системе ФИО9 более 10 лет, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, следовательно, он не может быть выселен без предоставления иного жилого помещения. ФИО7 вселен в спорную квартиру, как член семьи ФИО6, является действующим сотрудником УИС, в связи с чем оснований для прекращения его права пользования квартирой не имеется. Кроме того, типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилом фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897 (в ред. от 01.10.2004 года с изм. от 16.03.2013 года), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, в частности с его ст. 103, льготы для сотрудников органов уголовно-исполнительной системы. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства РФ от 16.03.2013 года № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 не было изменено. Установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам МВД РФ дополнительных по сравнению со ст. 103 ЖК РФ льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства. Сотрудники уголовно-исполнительной системы, отнесенные к правоохранительным органам, являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. При этом, суд не принимает как относимое, допустимое, достаточное и достоверное доказательство по делу, выписку из протокола № 3 заседания комиссии ГУИН Минюста России по жилищным и социально-бытовым вопросам от 19.11.2004 года, поскольку данная выписка не содержит печати организации, представившей выписку, указанная выписка противоречит выписки из протокола № 2 заседания комиссии ГУНИ Минюста России по жилищным и социально-бытовым вопросам от 27.04.2004 года, которая заверена печатью организации её выдавшей, подлинник выписки обозревался судом в ходе судебного заседания.
Принимая во внимания, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, требования о снятии с регистрационного учета, обязании передать служебное жилое помещение по акту приема-передачи, также не подлежат удовлетворению, как производные от основного иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Федеральной службы исполнения наказаний к ФИО6, ФИО7 о выселении ФИО6, ФИО7 без представления другого жилого помещения из служебного жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>; снятии с регистрационного учета, по адресу: <адрес>; обязании ФИО6, ФИО7 передать Федеральной службы исполнения наказаний служебное жилое помещение, находящее по адресу: <адрес> по акту приема-передачи, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Судья: О.А.Быстрякова