РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре Пугачевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3641/2019 по иску Шабурова Н.Х. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) о включении периодов работы в общий страховой стаж, специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шабуров Н.Х. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное), указав, что 17.12.2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы: с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года в должности бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности рабочего на геофизических работа в Южной геофизической экспедиции, с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года в должности маляра в кооперативе «Строитель». При этом, указанные периоды работы подтверждены записями в его трудовой книжке, а период работы в качестве бурильщика также подтвержден справкой, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку факт работы в спорные периоды подтвержден документально истец полагает незаконным решение ответчика об отказе их включения в его страховой стаж.
На основании изложенного истец просил обязать ответчика засчитать работу истца с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года, с 20.06.1989 году по 28.09.1990 года, с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года, признать решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил признать решение УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в общий страховой стаж истца периоды работы с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности в должности рабочего на геофизических работах в Южной геофизической экспедиции и с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года - в должности маляра в кооперативе «Строитель»; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года в должностях бурильщика (помощника бурильщика) эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Гиссарском управлении буровых работ Республики Таджикистан и обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18.03.2019 года.
В судебном заседании представитель истца Пронин Н.Г., действующий на основании доверенности, поддержал требования о включении вышеуказанных спорных периодов работы в общий и специальный страховой стаж, требования о признании незаконным решения УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости не поддерживал, пояснив, что с учетом спорного стажа у истца на момент рассмотрения иска не имеется необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, такое право возникнет в январе 2020 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Ранее ответчиком в материалы дела представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что ответчик возражает против иска, ссылаясь на то, что оснований для включения с общий страховой стаж истца периодов работы с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности в должности рабочего на геофизических работах в Южной геофизической экспедиции и с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года - в должности маляра в кооперативе «Строитель» не имеется по причине ненадлежащего оформления трудовой книжки (трудовая книжка выдана с нарушением срока, установленного п. 2.2 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162; запись об увольнении из кооператива «Строитель» не заверена подписью уполномоченного лица). Также ответчик полагал, что не имеется основания для включения периода работы с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года в должностях бурильщика (помощника бурильщика) эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Гиссарском управлении буровых работ Республики Таджикистан в специальный страховой стаж, поскольку справка, подтверждающая характер выполняемой истцом работы, представлена им самим и не подтверждена компетентным органом Республики Таджикистан.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера страховой пенсии по старости регулируется ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ».
В соответствии с п.п. 4, 11 «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Исходя из смысла п. 10 Соглашения о гарантиях прав граждан –участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года, при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 года необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Судом установлено, что 17.12.2018 года Шабуров Н.Х. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости Шабурову Н.Х. было отказано ввиду отсутствия специального стажа.
Кроме того, указанным решением не включены в общий страховой стаж Шабурова Н.Х. периоды работы с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности рабочего на геофизических работах в Южной геофизической экспедиции (трудовая книжка не заведена своевременно); с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года в должности маляра в кооперативе «Строитель» (в трудовой книжке отсутствует подпись должностного лица, заверяющая запись об увольнении, ответ на запрос о предоставлении документов, подтверждающих факт работы не поступил).
Из представленной истцом трудовой книжки видно, что она выдана 28.06.1982 года. В трудовой книжке имеется запись за № 1 о принятии Шабурова Н.Х. 13.11.1979 года на работу рабочим на геофизических работах в Южную геофизическую экспедицию. Согласно записи № 2 Шабуров Н.Х. уволен с указанной должности 12.05.1980 года в связи с призывом в ряды Советской Армии, ст. 34 КЗоТ Таджикской ССР. С 19.05.1980 года по 01.06.1982 года Шабуров Н.Х. проходил службу по призыву (запись №3). Согласно записи № 4 принят на работу помощником бурильщика с 13.07.1982 года. Согласно записи № 9 принят на работу маляром 3 разряда в кооператив «Строитель» Таджикской ССР с 20.06.1989 года. Согласно записи № 10 уволен из кооператива «Строитель» 28.09.1990 года по собственному желанию ст. 25 КЗоТ Таджикской ССР (л.д.8).
Суд на основании представленной трудовой книжки полагает возможным удовлетворить требование истца о включении в его общий страховой стаж периодов работы с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности рабочего на геофизических работах в Южной геофизической экспедиции; с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года в должности маляра в кооперативе «Строитель», поскольку факт работы подтверждается записями в трудовой книжке указанные записи заверены штампами и печатями соответствующих организаций, все записи внесены последовательно, оснований подвергать сомнению записи, содержащиеся в трудовой книжке истца суд не усматривает.
Ненадлежащее заполнение работодателем трудовой книжки истца, выразившееся в нарушении срока выдачи трудовой книжки и отсутствии в записи № 10 подписи уполномоченного лица, не может повлечь негативных последствий для истца и ограничение его права на пенсионное обеспечение, т.к. отсутствует его вина в ненадлежащем заполнении трудовой книжки.
Суд считает, что данное нарушение правил ведения и заполнения трудовой книжки произошли не по вине истца, так как трудовая книжка заводится и заполняется работодателем, который и должен нести ответственность за ненадлежащее заполнение и ведение трудовой книжки работника.
Так, согласно ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение. Аналогичные положения содержались ив ранее действовавшем законодательстве.
Согласно п. 18 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. N 656 (в редакции от 15.08.1990) "О трудовых книжках рабочих и служащих", ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Истцом также заявлено и поддерживалось в суд требование о включении в его специальный страховой стаж периода работы с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года в должностях бурильщика (помощника бурильщика) эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Гиссарском управлении буровых работ Республики Таджикистан.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках производств, работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями), утвержденные Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, а также Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 за время выполнения работ до 01.01.1992 года.
В соответствии со Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имели "бурильщики и их помощники.
В соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют "бурильщики эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ" (раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", позиция 2130100а-11297).
Из трудовой книжки истца (записи № 4-8) явствует, что в период с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года он работал в должностях бурильщика (помощника бурильщика) эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Гиссарском управлении буровых работ Республики Таджикистан.
Факт работы в указанный период в названных должностях в течение полного рабочего дня подтверждается также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для получения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе № 11-119 от 15.12.2002 года (л.д. 12).
Доказательств, опровергающих сведения, содержащихся в указанной справке и трудовой книжке истца, ответчиком не представлено.
Ввиду вышеизложенного, принимая во внимание, что спорные периоды работ имели место до 01.01.1992 года, требование истца о включении вышеназванного спорного периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению.
Из указанной справки следует, что специальный стаж Шабурова Н.Х. составляет 6 лет 11 месяцев, иные периоды в специальный стаж Шабурова Н.Х. не включались. Указанного специального стажа недостаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ввиду чего ранее заявленные истцом требования о признании незаконным решения УПФР об отказе в назначении досрочной страховой пенсии и возложении на ответчика обязанности по ее назначению представителем истца в судебном заседании не поддерживались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шабурова Н.Х. удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Шабурову Н.Х. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следующие периоды:
с 13.07.1982 года по 16.06.1989 года в должностях бурильщика (помощника бурильщика) эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Гиссарском управлении буровых работ Республики Таджикистан.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) включить Шабурову Н.Х. в общий страховой стаж следующие периоды работы:
с 13.11.1979 года по 12.05.1980 года в должности рабочего на геофизических работах в Южной геофизической экспедиции; с 20.06.1989 года по 28.09.1990 года в должности маляра в кооперативе «Строитель».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03 октября 2019 года.
Председательствующий: