РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-2776/2016
г. Тюмень 06 апреля 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием истца Балина В.В.,
представителя ответчика Вахлова Д.А., действующего на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ООО «Брусника.Тюмень» Чкадуа О.А., действующей на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №,
представителя третьего лица Управы Центрального АО Администрации города Тюмени Ксенжука В.В., действующего на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8561/2013 по иску Балина В.В. к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о сохранении жилых помещений в перепланированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Балин В.В. обратился в суд с иском к ответчику с требованием о сохранении жилого дома по адресу: <адрес> (лит.А) в перепланированном состоянии в виде одноэтажного многоквартирного жилого дома, состоящего из двух изолированных жилых помещений (квартир); о признании права собственности Балина В.В. на жилые помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (лит. А): <адрес> – общей площадью 17.18 кв.м., жилой площадью 12.86 кв.м.; <адрес> – общей площадью 21.93 кв.м., жилой площадью 9.77 кв.м.; о сохранении жилого дома по адресу: <адрес> (лит. Б) в перепланированном состоянии в виде одноэтажного многоквартирного жилого дома, состоящего из двух изолированных жилых помещений (квартир); о признании права собственности Балина В.В. на жилые помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: 25.2 кв.м., жилой площадью 17.85 кв.м.; <адрес> – общей площадью 32.8 кв.м., жилой площадью 14.25 кв.м. Требования мотивированы тем, что на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ истцом были приобретены у ООО «Брусника. Тюмень» два жилых дома по адресу: <адрес> (лит. А и лит. Б). Указанные дома расположены на земельном участке с кадастровым номером №, который также был приобретен им в собственность. Продавцом в указанных жилых домах были произведены работы по изменению технических характеристик, вследствие чего в каждом из них были выделены два изолированных жилых помещения (квартиры). На выполнение указанных работ было получено разрешение управы Центрального АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №у и 71у. По окончании указанных работ ООО «Проектное бюро «Новоград» были подготовлены технические заключения в отношении строительных конструкций жилых домов, в соответствии с которыми проведенные изменения жилых домов не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности домов, не нарушают права третьих лиц, все технические решения, принятые при изменении, соответствуют требованиям экологических и санитарно – гигиенических, противопожарных и других действующих норм и правил обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объектов. Несущие и ограждающие конструкции жилых домов находятся в работоспособном техническом состоянии, дефектов и разрушений, влияющих на несущую способность строительных конструкций, препятствующих нормальной эксплуатации объекта, не обнаружено. Прочность, устойчивость, долговечность элементов соответствует существующим нормативным требованиям. Однако, оформить изменения жилого дома в установленном законом порядке продавец не смог, решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области» осуществление кадастрового учета было приостановлено в связи с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома либо акта органа местного самоуправления. Содержащиеся в техническом плане документы подтверждают отсутствие необходимости получения разрешения на реконструкцию объекта, и, следовательно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена Управа Центрального АО города Тюмени.
В судебном заседании истец Балин В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Вахлов Д.А. в судебном заседании просил принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «Брусника.Тюмень» Чкадуа О.А. исковые требования Балина В.В. поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Управы Центрального АО города Тюмени Ксенжук В.В. оставил рассмотрение данного иска на усмотрение суда.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Балина В.В. по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Брусника.Тюмень» (продавец) и Балиным В.В. (покупатель) заключен договор купли – продажи недвижимого имущества, в соответствии с которым продавец обязуется передать покупателю земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под два одноэтажных жилых дома и хозяйственно – бытовые строения, площадь 1405 кв.м., адрес: <адрес>; одноэтажный жилой дом (литера А), назначение: жилое, общая площадь 33.90 кв.м., адрес: <адрес>; одноэтажный жилой дом (литера Б), назначение: жилое, котельная, сени (Литера б), общая площадь 56.90 кв.м., адрес: <адрес> (л.д. 7-8).
Как следует из Акта о рассмотрении проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения на соответствие требованиям законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, окружная межведомственная комиссия рассмотрев проект перепланировки и (или) переустройства жилого помещения по адресу: <адрес> (Литера А), установила, что проект переустройства и перепланировки жилого помещения: <адрес> (Литера А) соответствует требованиям законодательства (л.д. 11).
Согласно Акта о рассмотрении проекта переустройства и(или) перепланировки жилого помещения на соответствие требованиям законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, окружная межведомственная комиссия рассмотрев проект перепланировки и (или) переустройства жилого помещения по адресу: <адрес> (Литера Б), установила, что проект переустройства и перепланировки жилого помещения: <адрес> (Литера А) соответствует требованиям законодательства (л.д. 12).
Приказами Управы Центрального АО Администрации города Тюмени №у, 71 от ДД.ММ.ГГГГ согласованы переустройство и перепланировка в соответствии с представленными проектами жилых помещений по <адрес> (литера А, а, а1), (Литера Б,б) в городе Тюмени (л.д. 9,10).
Решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).
Как следует из указанного решения, согласно сведениям ГКН объект учета расположен на земельном участке с кадастровым номером № разрешенное использование которого: под два одноэтажных жилых дома и хозяйственно – бытовые строения. Следовательно, разрешенное использование земельного участка не допускает строительства в его границах многоквартирного дома. Согласно представленному техническому заключению в результате проведенных изменений жилого дома выделены два изолированных жилых помещения (квартиры), т.е. в результате реконструкции здания изменилось назначение здания (с жилого дома на многоквартирный). Завершение реконструкции здания подтверждается разрешением на ввод его в эксплуатацию, однако разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не получено.
Кроме того, решением филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области № – 83242 от ДД.ММ.ГГГГ по приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям (л.д. 16-17).
Из технического заключения по результатам обследований строительных конструкций жилого дома (литера А), расположенного по адресу: <адрес>, следует, что здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки. В процессе изменения были проведены работы: произведен демонтаж подоконной части окна, расположенного в стене со стороны входа с дальнейшим устройством дверного проема; демонтировано печное оборудование; произведен демонтаж части стены, расположенной между комнатой и сенями, с дальнейшим устройством дверного проема; произведен монтаж новых перегородок. До изменения: одноэтажный жилой дом. После изменения: одноэтажный многоквартирный жилой дом, состоящий из двух изолированных жилых помещений. Несущие и ограждающие конструкции жилых домов находятся в работоспособном техническом состоянии, дефектов и разрушений, влияющих на несущую способность строительных конструкций, препятствующих нормальной эксплуатации объекта, не обнаружено. Прочность, устойчивость, долговечность элементов соответствует существующим нормативным требованиям. Выполненные изменения жилых домов не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности домов, и не затрагивают предельные разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не нарушают права третьих лиц, и не создают угрозу их жизни и здоровья. Реконструкция указанного объекта капитального строительства подпадает под признаки п.4 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем, разрешение на строительство (реконструкцию) и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (л.д. 28-70).
Согласно технического заключения по результатам обследований строительных конструкций жилого дома (литера Б), расположенного по адресу: <адрес>, следует, что здание ДД.ММ.ГГГГ года постройки. В процессе изменения были проведены работы: произведен демонтаж подоконной части окна, расположенного в стене со стороны входа с дальнейшим устройством дверного проема; демонтировано печное оборудование; произведен демонтаж перегородок; произведен монтаж новых перегородок. До изменения: одноэтажный жилой дом. После изменения: одноэтажный многоквартирный жилой дом, состоящий из двух изолированных жилых помещений.
Несущие и ограждающие конструкции жилых домов находятся в работоспособном техническом состоянии, дефектов и разрушений, влияющих на несущую способность строительных конструкций, препятствующих нормальной эксплуатации объекта, не обнаружено. Прочность, устойчивость, долговечность элементов соответствует существующим нормативным требованиям. Выполненные изменения жилых домов не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности домов, и не затрагивают предельные разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не нарушают права третьих лиц, и не создают угрозу их жизни и здоровья. Реконструкция указанного объекта капитального строительства подпадает под признаки п.4 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем разрешение на строительство (реконструкцию) и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется (л.д. 81-118).
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (статья 26 ЖК РФ).
При этом, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией признается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
При реконструкции изменяется объект права собственности, отличающийся размерами, планировкой, площадью, то есть появляется новый объект недвижимости, право на который подлежит государственной регистрации.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что после произведенных изменений жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (Литера А) появился новый объект недвижимости, отличающийся от прежнего параметрами и площадью и стал обладать признаками многоквартирного жилого дома, т.е. изменилось назначение здания, в связи с чем, суд полагает, что данном случае имело место реконструкция.
Те же изменения произошли с жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (Литера Б).
Таким образом, из анализа приведенных норм материального права следует, что жилищным законодательством предусмотрено сохранение в судебном порядке жилого помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии. Сохранение же в судебном порядке жилого помещения после проведения реконструкции Жилищным кодексом не предусмотрено, поскольку порядок введения в эксплуатацию реконструированных объектов определен Градостроительным кодексом РФ.
Так, в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов недвижимого имущества осуществляется на основании разрешения на строительство, реконструкцию. Разрешение выдается органом местного самоуправления. По окончании реконструкции объекта недвижимого имущества он подлежит вводу в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Кроме того, согласно техническому паспорту жилые дома (Литера А. Б) расположены на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под два одноэтажных жилых дома и хозяйственно – бытовые строения, площадь 1405 кв.м., адрес: <адрес>. Описаны зоны: земельный участок входит в территориальную зону «Зона общественно – деловой застройки специализированных центров обслуживания (л.д. 58-69).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 ЗК Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из положений ст. 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85 ЗК Российской Федерации, ст. 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Таким образом, реконструированные объекты расположены на земельном участке, разрешенное использование которого: «под два одноэтажных жилых дома и хозяйственно – бытовые строения». Следовательно, разрешенное использование данного земельного участка не допускает строительства в его границах многоквартирного дома.
Исследовав все доказательства в их совокупности, судом установлено, что поскольку в результате произведенных изменений изменилось назначение здания (с жилого дома на многоквартирный), следовательно, в данном случае имела место реконструкция, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию истцом не представлен. Также установлено, что разрешенное использование данного земельного участка не допускает строительства в его границах многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о сохранении жилых домов в перепланированном состоянии, в связи с чем, требования о признании права собственности на жилые помещения в многоквартирных жилых домах также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Балина В.В. к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о сохранении жилых помещений в перепланированном состоянии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2016 года.
Судья Е.А. Гарипова