Дело №2-3683/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2014 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногородского района, действующего в интересах Семеновой Т.А., к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногородского района, действующий в интересах Семеновой Т.А., обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указано, что в связи с лишением родителей истца родительских прав, на основании распоряжения Администрации Красногородского района от 26.06.1995 года №231-р Семенова Т.А. была направлена в государственное учреждение, данным распоряжением за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: Псковская область, Красногородский район, д. М., в котором ранее проживала ее мать.
В период с 01.09.2000 г. по 31.08.2009 г. Семенова Т.А. находилась на полном государственном обеспечении в ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с актом Администрации Красногородского района от 18.09.2008 года закрепленное за истцом жилое помещение было признано непригодным для проживания, в связи с чем 17.09.2008 года истец обратилась в органы опеки и попечительства по вопросу обеспечения ее жильем путем выделения денежных средств для приобретение жилого помещения. Вместе с тем, решением комиссии по выделению денежных средств на приобретение жилых помещений при Администрации Псковской области от 12.03.2009 года Администрации Красногородского района было отказано в предоставлении жилого помещение Семеновой Т.А. ввиду наличия закрепленного помещения по вышеуказанному адресу.
Указывают, что в период с 2005-2008 гг. ни один из уполномоченных органов не добился отмены незаконного пункта распоряжения от 26.06.1995 года №231-р о закреплении жилого помещения.
В период обучения истца с 01.09.2009 года по 02.12.2010 года в ГОУ НПО «Профессиональное училище №19» вопрос об обеспечении истца жильем был вновь поставлен, в связи с чем заключением межведомственной комиссии при Администрации Красногородского района от 04.07.2011 года жилое помещение по адресу: Псковская область, Красногородский район, д. М. повторно было признано непригодным для проживания.
Постановлением Администрации Красногородского района №456 в распоряжение от 26.06.1995 года №231-р были внесены изменения по отмене закрепления жилья.
21.08.2013 года истец повторно обратилась в ТУ Красногородского района ГГУСЗН Псковской области с просьбой обеспечить ее жильем.
05.09.2013 года ТУ Красногородского района ГГУСЗН Псковской области направило в ГГУСЗН Псковской области ходатайство о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 20 марта 2014 года Семеновой Т.А. отказано во включении в указанный список по тем основаниям, что в период с 2010 по 2012 год истец имела в собственности квартиру в дер. Л. Красногородского района.
Полагают, что отказ Комиссии нельзя признать законным, т.к. приобретение за счет собственных средств истцом жилого помещения в д. Л. Красногородского района явилось следствием бездействия уполномоченных органов по обеспечению ее жильем. Совершение Семеновой Т.А. отчуждения принадлежащего ей жилого помещения нельзя расценить как умышленное ухудшение жилищных условий и не может повлечь лишение ее права на меры социальной поддержки.
С учетом этого просят суд признать за Семеновой Т.А. право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации. Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить Семенову Т.А., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям.
В судебном заседании заместитель прокурора Красногородского района Петкевич В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Семенова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. В предварительном судебном заседании указала, что неоднократно в установленные законом сроки обращалась в компетентные органы по вопросу обеспечения жилье, вследствие непригодности для проживания, закреплённого за ней жилого помещения. Однако жилым помещением обеспечена не была. По причине отсутствия жилья она вынуждена была приобрести за счет сбережений, которые находились на ее лицевом счете, жилье в деревне Л. Красногородского района, которое было неблагоустроенным, в доме отсутствовало водоснабжение, имелось печное отопление, требующее ремонтно-восстановительных работ. В 2012 года в связи с переездом в город Псков она продала данное жилое помещение и в настоящее время жилого помещения в собственности не имеет.
Представитель ответчика – Администрации Псковской области Белкин И.Н. иск не признал. Указал, что решение жилищной комиссии об отказе во включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения является законным, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Черторогова Н.Б. иск не признала. Поддержала позицию Администрации Псковской области.
Представители 3-х лиц – Территориального управления Красногородского района ГГУСЗН ПО и Администрации Красногородского района в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего до 1 января 2013 года) было установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и на лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, а также на лиц из их числа в возрасте свыше 23 лет в случае, если ими по не зависящим от них причинам не было реализовано право на внеочередное получение жилого помещения, в частности, при условии, если эти лица встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа до достижения ими вышеуказанного возраста.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона (в редакции закона, действующего с 1 января 2013 года) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 16-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
При этом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Судом установлено, что решением Красногородского районного суда от 29.06.1995 года С.О. и С.А. лишены родительских прав в отношении дочерей: И., Т., Т, Е., сыновей В. и Г., дети переданы на попечение и воспитание органам опеки и попечительства (л.д. 15-16).
Распоряжением Администрации Красногородского района от 26.06.1995 года №231-р на основании указанного выше решения суда несовершеннолетние, в том числе Семенова Т.А., *** года рождения, направлены в государственное учреждение, т.к. их родители лишены родительских прав. На основании ст. 60 ЖК РФ за несовершеннолетними закреплено жилое помещение по адресу: деревня М., Красногородского района (л.д. 14).
Согласно справки ГБОУ ПО «Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Семенова Т.А. обучалась и воспитывалась в данном учреждении с 01.09.2000 года по 31.08.2009 года и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 42).
Из письма ГБОУ ПО «Красногородская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» от 04.04.2008 года №117 усматривается, что образовательное учреждение, действуя в интересах несовершеннолетней Семеновой Т.А., обращалось с ходатайством на имя Главы Администрации района по вопросу постановки истца на учет вследствие того, что жилое помещение, закреплённое за Семеновой Т.А. пришло в непригодность (л.д. 25).
Согласно акту от 18 сентября 2008 года межведомственной комиссии по вопросам обследования жилищного фонда, дом в деревне М. Покровской волости признан непригодным для проживания (л.д. 30).
В связи с чем, Администрация Красногородского района обратилась с ходатайством о выделении денежных средств в размере 180000 рублей на приобретение жилого помещения для Семеновой Т.А. (л.д. 38).
Из выписки из протокола №1 от 12.03.2009 года видно, что МО Красногородского района отказано в удовлетворении ходатайства о предоставлении жилого помещения Семеновой Т.А. т.к. она имеет закрепленное жилое помещение (л.д. 35-37).
Из заключения межведомственной комиссии при Администрации Красногородского района №5Б от 04.07.2011 года установлено, что в результате обследования жилого дома в д.М., П. волости, Красногородского района, Псковской области, закрепленного за Семеновой Т.А., комиссия пришла к выводу о непригодности жилого помещения для проживания (л.д. 51-52, 53-54,55).
Постановлением Администрации Красногородского района №456 от 13.08.2013 года пункт 2 распоряжения Администрации Красногородского района от 26.06.1995 года №231-р «Об определении несовершеннолетних детей в госучреждение» отменен (л.д. 49).
Приказом Территориального управления Красногородского района ГГУСЗН Псковской области от 20.08.2013 года №79 Семенова Т.А. принята на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в соответствии с Законом Псковско области от 09.01.2013 года №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 48).
Из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Псковской области установлено, что истец в собственности жилых помещений не имеет.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Семенова Т.А., относилась к лицам, оставшимся без попечения родителей, вследствие признания закрепленного жилья непригодным для проживания, обладала правом на получение мер социальной поддержки в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Псковской области 09.01.2013 года №1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
21 августа 2013 года Семенова Т.А. повторно обратилась в Территориальное управление Красногородского района ГГУСЗН Псковской области с заявлением о внесении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.60).
Из выписки из протокола №3 заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при Администрации Псковской области от 20 марта 2014 года установлено, что Семеновой Т.А. отказано во включении в указанный Список в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением, а именно по причине наличия у нее в собственности в период с 2010 года по 2012 года жилого помещения общей площадью 35,1 кв.м. по адресу: Псковская область, Красногородский район, д. Л., ул. Ц, д.***, кв. *** (л.д. 62).
Так, из выписки из ЕГРП от 11.07.2013 года следует, что 23.12.2009 года на основании договора купли-продажи Семенова Т.А. приобрела в собственность квартиру площадью 35,1 кв.м. по адресу: Псковская область, Красногородский район, сельское поселение «Красногородская волость», д. Л., ул. Ц, д.***, кв. *** (л.д. 59).
22.11.2012 года на основании договора купли-продажи Семенова Т.А. продала указанное жилое помещение.
Как следует из объяснений истца, жилое помещение по адресу: Красногородский район, д. Л., ул. Ц, д.***, кв. *** было приобретено на денежные средства, которые находились на ее лицевом счете. Приобретение жилья явилось следствием отсутствия у нее жилого помещения, в которое она могла вернуться после окончания образовательного учреждения. При этом приобретенное жилье также не отвечало требованиям благоустроенности. В связи с необходимостью трудоустройства Семенова Т.А. переехала проживать в город Псков, в 2012 году продала жилое помещение, иного жилья в собственности не имеет.
Суд полагает, что наличие ранее на праве собственности жилья не препятствует лицу, нуждающемуся в социальной защите и поддержке, ставить вопрос об обеспечении жилым помещением. При этом, как на момент первоначального обращения в 2009 году, так и в 2013 году истец в собственности жилья не имела и обладала правом на получение указанных мер социальной поддержки. Доказательств намеренного ухудшения жилищных условий с целью постановки на учет для получения жилья, в суд не представлено и судом не добыто.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в интересах Семеновой Т.А. основаны на правилах, установленных жилищных законодательством, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, и подлежат удовлетворению, поскольку гарантированное законом право на обеспечение благоустроенным специализированным жильем истец не реализовала не по своей вине.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красногородского района Псковской области в интересах Семеновой Т.А. к Администрации Псковской области, Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.
Признать за Семеновой Т.А. право на обеспечение жилым помещением за счет средств субъекта Российской Федерации.
Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области включить Семенову Т.А., *** года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениям.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено *** 2014 года.
Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова
Решение в апелляционном порядке не обжаловано.
Вступило в законную силу.