Дело № 2-5142/2015 К О П И Я
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Гавричковой М.Т.
при секретаре Гончаровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово
22 декабря 2015 года
гражданское дело по иску ФИО, ФИО1 к Администрации Беловского городского округа о понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО, ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о понуждении к заключению договора приватизации жилого помещения.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в жилищный отдел Администрации Беловского городского округа за консультацией по вопросу приватизации муниципального жилого помещения – квартиры, расположенной по <адрес>. Специалист жилищного отдела, ознакомившись с документами, представленными ФИО1, ордером на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ №, разъяснил, что приватизация квартиры невозможна, так как предоставленная истцу квартира имеет статус служебной, что следует из ордера на жилое помещение. Для разрешения проблемы ФИО1 было предложено написать заявление о снятии статуса служебного помещения. Результатом обращения явилось решение Общественной комиссии по жилищным вопросам при АБГО от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором, помимо прочего, сформулирован отказ в снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры истца. Основанием отказа указаны ст. 93 ЖК РФ, глава 9 ЖК РФ. Данное решение в части отказа в снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры истцы считают незаконным.
В ст. 93 ЖК РФ установлено назначение служебных жилых помещений, а именно, указано, что названные помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 2 ст. 92 ЖК РФ установлена процедура отнесения жилых помещений государственного и муниципального фонда к служебным, а именно, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Процедура отнесения жилого помещения истца к категории служебной не осуществлялась, следовательно, названное жилое помещение не является служебным. Помимо изложенного, названная квартира передана из собственности государства в собственность муниципалитета на основании решения КУГИ от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, имеет место переход собственности на жилое помещение из государственной в муниципальную.
В отношении жилых помещений, право собственности на которые претерпевало вышеописанную трансформацию, высказал свою позицию Верховный Суд РФ. В частности, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации oт 7 и 14 июня 2006г. (вопрос 21), разъяснено следующее: «Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, ответчик необоснованно отказывает истцам в заключении договора приватизации находящегося в пользовании истцов муниципального жилого помещения.
Просят обязать Администрацию Беловского городского округа заключить с ними договор приватизации муниципального жилого помещения по <адрес>
Истцы ФИО и ФИО1 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены под расписку. Ранее представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истцов ФИО2, действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования поддержал, дал аналогичные изложенным в иске пояснения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен под расписку. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку в ордере указано, что квартира является служебной. Также пояснил, что решение Администрацией Беловского городского округа о признании ее таковой не принималось.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01.03.2005г.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется, в том числе, на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, помимо прочих, относятся служебные жилые помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 42 (далее – Правила).
Согласно п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 14 Правил орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (п. 15 Правил).
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации закреплены в Законе РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон), который устанавливает и определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.
Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона).
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона).
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона).
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).
В судебном заседании установлено, что на основании решения администрации и профкома дистанции электроснабжения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был выдан ордер № на семью из 3-х человек на служебное жилое помещение, расположенное по <адрес>. Состав семьи: наниматель – ФИО, жена – ФИО3, дочь – ФИО1 (л.д. 6).
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № МУ «КЗРиМИ г. Белово» на основании решения КУГИ КО от ДД.ММ.ГГГГ № данная жилая квартира была передана в муниципальную собственность муниципального образования Беловский городской округ (л.д. 7).
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «УК Беловское жилищное управление», в указанной квартире в настоящее время зарегистрированы ФИО и ФИО1
Как следует из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Беловского городского округа, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи отсутствием, предусмотренных разделом 4 главы 9 ЖК РФ, было отказано в снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры № в доме № по ул. ***** г. *****, предоставленного ФИО как служебное (л.д. 26, 27).
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по кемеровской области сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартиру по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., отсутствуют (л.д. 28).
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы закона, суд приходит к выводу, что жилая квартира, названная в ордере № от ДД.ММ.ГГГГ служебной, к таковой по смыслу положений п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ не относится, поскольку на момент ее предоставления она не являлась муниципальной собственностью, а в качестве специализированных жилых помещений, к разновидности которых относятся служебные помещения, используются лишь жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 15 Правил).
В муниципальную собственность жилая квартира по <адрес>, передана ДД.ММ.ГГГГ В установленном законом порядке она не была отнесена к категории специализированного жилья; орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом решение об отнесении ее к определенному виду специализированных жилых помещений не принимал. ФИО данное жилое помещение предоставлено в связи с его трудовыми отношениями с дистанцией электроснабжения, что также не соответствует назначению служебных жилых помещений, отраженному в ст. 93 ЖК РФ. Ответчиком доказательств обратного не представлено.
Таким образом, наниматель указанной квартиры, ФИО, и член его семьи, вписанный в ордер, ФИО1, имеют предоставленное законом право на приватизацию данной квартиры по ранее выданному ордеру.
Ответчиком законность вселения и проживания истцов в занимаемой квартире не оспаривается. Спор с иными лицами по пользованию данной квартирой отсутствует. Каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истцов при вселении в спорное жилое помещение судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО и ФИО1 о заключении с ними договора приватизации указанной жилой квартиры.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Беловского городского округа заключить с ФИО, ФИО1 договор приватизации жилого помещения – квартиры, расположенной по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 27.12.2015г.
Судья /подпись/ М.Т. Гавричкова