Решение по делу № 2-3895/2016 ~ М-3965/2016 от 11.11.2016

Дело № 2-3895/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 декабря 2016 года                                  г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего судьи Жигулиной М.А.,

при секретаре Ломакиной А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Краузе Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3895/2016 по иску прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Витра» об обязании проведения специальной оценки условий труда,

установил:

прокурор Центрального района г. Тулы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Витра» (далее по тексту – ООО «Витра») об обязании проведения специальной оценки условий труда.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г. Тулы совместно с Государственной инспекцией труда в Тульской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в ООО «Витра».

В ходе проверки установлено, что в ООО «Витра» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически работает и состоит в трудовых отношениях <данные изъяты> работник. Количество штатных единиц по действующему штатному расписанию ООО «Витра», утвержденному приказом директора общества от ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> единиц.

Специальная оценка условий труда (до 1.01.2014 года – аттестация рабочих мест по условиям труда) в нарушение требований Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ни на одном рабочем месте в ООО «Витра» до настоящего времени не проведена, что создает угрозу производственного травматизма, негативным образом отражается на безопасности труда работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов.

На основании изложенного, истец просил обязать ООО «Витра» провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Тулы Краузе Е.С. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Витра» не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил, возражений относительно иска не представил. Ходатайств не заявлено.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика ООО «Витра».

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Краузе Е.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно положениям ст. 212 Трудового кодекса РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда является обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1.01.2014 года.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ).

На основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

На основании ч. 4 ст. 27 Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы совместно с Государственной инспекцией труда в Тульской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в ООО «Витра».

Проверяя доводы прокурора Центрального района г. Тулы, приведенные в обоснование искового заявления, суд установил, что ООО «Витра» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Как следует из письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, в ООО «Витра» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> человек, работников, являющихся инвалидами, несовершеннолетними нет. Количество штатных единиц по действующему штатному расписанию ООО «Витра», утвержденному приказом директора общества от ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> единиц (справка от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из положений устава общества видами деятельности общества являются, в том числе, организация автотранспортной деятельности по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузочно-разгрузочным и такелажным работам, услугам по хранению грузов; производство и реализация собственной продукции; осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, промышленного оборудования, строительной и бытовой техники; строительство зданий, сооружений <данные изъяты> уровней ответственности; переработка стекла.

Доказательств издания ООО «Витра» приказа о проведении предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) и проведения таковой до указанного времени в пределах пятилетнего срока суду не представлено.

Из объяснений директора ООО «Витра» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он является директором общества с ДД.ММ.ГГГГ, ранее (до проведения прокурорской проверки) в организации не проводилась специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда).

Сведений о заключении ООО «Витра» договора на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда со специализированной организацией и начале проведения специальной оценки условий труда после прокурорской проверки суду не представлено.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что в настоящее время нарушается право работников ООО «Витра» на безопасные условия труда. С учетом штатного расписания ООО «Витра» необходимо обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех рабочих местах.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Категория лиц, чьи интересы затрагиваются в исковом заявлении, является непостоянной, поскольку круг работников может постоянно меняться, в связи с чем, исковое заявление предъявлено не только в интересах лиц, которые в настоящее время осуществляют трудовую деятельность у ответчика, но и в интересах лиц, которые могут быть трудоустроены в будущем и имеют право на получение достоверной информации об условиях труда, а также лиц, трудовые отношения с которыми прекращены, однако они сохраняют право на получение дополнительных мер социальной поддержки в связи с работой во вредных или опасных условиях труда.

Таким образом, круг граждан, чьи интересы могут быть затронуты, не может быть определен, что, по мнению суда, дает прокурору основания для предъявления в суде иска в интересах неопределенного круга лиц.

Таким образом, направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.

Проведение специальной оценки условий труда рабочих мест является обязанностью организации, не проведение данной оценки может привести к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, а именно в областях регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Срок три месяца со дня вступления решения суда по настоящему гражданскому делу в законную силу суд полагает разумным и достаточным для исполнения судебного акта о возложении на ответчика обязанности проведения специальной оценки условий труда, в том числе с учетом привлечения сторонних специализированных организаций. Возражений ответчиком в указанной части суду не предъявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Витра» провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-3895/2016 ~ М-3965/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Центрального района
Ответчики
ООО "Витра"
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Жигулина М.А.
Дело на странице суда
centralny--tula.sudrf.ru
11.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2016Передача материалов судье
15.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2016Судебное заседание
09.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2016Дело оформлено
31.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее