Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3449/2019 ~ М-2166/2019 от 14.03.2019

Дело № 2а-3449/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя административного истца Леоновой О.В. Пасемина В.В., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леоновой О. В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным постановления об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на регистрационный учет,

УСТАНОВИЛ:

Леонова О.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что постановлением администрации г. Благовещенска №43 от 14.01.2019 г. Леоновой О.В. отказано в принятии на регистрационный учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как представившей документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность предоставления которых возложена на заявителя, а также ввиду достижения возраста 23-х лет. Между тем, обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из изложенного, доводы указанные в постановлении администрации г. Благовещенска от 14.01.2019 года № 43 о том, что Леоновой О.В. превышен возраст 23-х лет, и она лишена соответствующих прав являются несостоятельными. Просит суд признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска № 43 от 14.01.2019 г. об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений, по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска поставить Леонову О. В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированных жилых помещений, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебное заседание не явились административный истец Леонова О.В., представители заинтересованных лиц министерства социальной защиты населения Амурской области, правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, МКУ «Благовещенский городской и архивный центр», о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца на доводах административного искового заявления настаивал, в дополнение указал, что Леоновой О.В. были представлены все необходимые документы, подтверждающие ее право на получение жилого помещения по категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Адресную справку на членов семьи, все страницы паспорта, справку с БТИ никто не требовал. Леоновой О.В. не был представлен паспорт супруга, поскольку между ними брак расторгнут, о чем Леоновой О.В. представлено свидетельство о расторжении брака. Паспорт представителя никто не запрашивал, согласно перечню документов была предоставлена копия доверенности. Ссылки на то, что Леоновой О.В. не представлено сведений о возникновении права на помещение, в котором она проживает по ул. ***, несостоятельны, поскольку к пакету документов был приложен договор аренды на это жилое помещение. Также сторона административного ответчика указала, что решение Белогорского района суда представлено в нечитаемом виде, однако это не может являться основанием для отказа в постановке на учет Леоновой О.В., поскольку отсветить подлинник документа в более четком качестве не представилось возможным. Отказано было и по тем основаниям, что за Леоновой О.В. закреплено жилое помещение - дом № ***, расположенный по адресу с. *** по ул. ***. Между тем, данного жилого дома нет, поскольку он сгорел, не пригоден для проживания. Леоновой О.В. никто не разъяснял ее права на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, она не знала, что необходимо встать на учет. Также она не имела возможности обратиться с заявлением о постановке ее на регистрационный учет, поскольку у нее малолетние дети, и все время уходило на них. Просит удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указав, что на момент обращения Леоновой О.В. был утрачен статус лица, имеющего право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, она достигла возраста 28 лет. Ранее Леонова О.В. на территории Амурской области не проживала. 19.03.2011 г. у Леоновой О.В. родился ребенок Ким М.Г., местом рождения - ***. 01.08.2015 г. у Леоновой О.В. родился ребенок Ким Р.Г., место рождения - ***. Только Ким З.Г. 12.12.2017 г. родился в г. Благовещенске. Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, Леонова О.В. и трое её сыновей зарегистрированы по месту пребывания по адресу: *** на срок с 22.11.2018 г. по 19.11.2020 г. Из поданного заявления следует, что Леонова О.В. проживает по адресу: ***. Документ, подтверждающий возникновение права пользования семьей Леоновой О.В. данным жилым помещением либо каким-либо иным жилым помещением на территории муниципального образования г. Благовещенска не представлен. При этом согласно справке директора МАОУ Чигиринская СОШ Ким М. обучается в МАОУ Чигиринская СОШ в *** классе. МАОУ Чигиринская СОШ расположена на территории Благовещенского района. Таким образом, оснований для принятия Леоновой О.В. на учет у администрации г. Благовещенска не имелось. Кроме этого, Леоновой О.В. были представлены документы не в полном объеме. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В письменном отзыве представители заинтересованных лиц МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» и министерства социальной защиты населения Амурской области возражали против удовлетворения административных исковых требований, изложив позицию аналогичную доводам представителя административного ответчика.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Леонова О. В., *** года рождения, уроженка ***, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Леонова О.А. и отец Леонов В.Л. решением Белогорского районного суда Амурской области от 15 мая 2001 г. были лишены родительских прав.

Из справки от 04.07.2013 г. № 446 следует, что Леонова О.В. была зачислена в детский дом - школы № 1 пос. Широкий (в настоящее время ГОАУ Детский дом - школа № 1 г. Райчихинск), как оставшаяся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении с 29.08.2011 г. по 31.08.2006 г. Была зарегистрирована по адресу: ***. По окончании 8 класса выбыла в ПУ № 2 г. Райчихинска (приказ № 16/1 от 29.08.2006 г).

Постановлением главы администрации Кустаевской сельской администрации Белогорского района Амурской области от 14.05.2001 г. № 13 за Леоновой О.В. закреплена жилая площадь в жилом доме, расположенном в селе *** на весь период ее отсутствия.

Согласно сведениям, представленным администрацией Кустанаевского сельсовета Белогорского района Амурской области № 91 от 10 апреля 2019 г. указанное жилое помещение является аварийным. В этом жилом доме, площадью 27,9 кв.м., в том числе жилой 20,2 кв.м., приобрели право на проживание родители и 8 детей, т.е. по 2,2 кв.м. на одного человека.

19.12.2018 г. Леонова О.В. через своего представителя обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о принятии ее (Леоновой О.В.) на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации г. Благовещенска № 43 от 14.01.2019 г. Леоновой О.В. отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписке из протокола №25 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от 26.12.2018 г. Леоновой О.В. отказано в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как представившему документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также не представившей, предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а также в виду утраты ею статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа местного самоуправления на принятие оспариваемого решения; б) порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным исковым заявлением Леонова О.В. обратилась в суд 14.03.2019 г., т.е. в установленный законом срок.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч.4 ст.4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.

Как следует из ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Постановлением администрации г. Благовещенска от 10 июля 2014 г. № 2825 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» муниципальной услуги «Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.2.9.2 указанного регламента при постановке на регистрационный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте с 18 до 23 лет, заявитель представляет в МУ «БГАЖЦ» следующие документы:

заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему регламенту;

документы, удостоверяющие личность заявителя и подтверждающие состав его семьи (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи);

документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении:

а) совокупность документов, подтверждающих проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск (паспорт, договор найма (поднайма), или договор социального найма, или договор безвозмездного пользования, или договор аренды, трудовой договор или трудовая книжка, решение суда об установлении факта проживания или иные документы, подтверждающие проживание заявителя в муниципальном образовании город Благовещенск);

б) правоустанавливающие документы на жилое помещение, право заявителя и членов его семьи на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем, членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения);

документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения (решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти, справка ф. N 25);

свидетельство о рождении;

аттестат об окончании образования;диплом об окончании образования;справка о прекращении обучения в случае прекращения обучения в образовательных учреждениях;постановление об установлении опеки (в случае установления опеки);

справка о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, приобретенного до 2 августа 1999 года;

копия военного билета - для подтверждения факта окончания прохождения военной службы по призыву (при необходимости);

копия справки об отбытии наказания или освобождения от наказания - для подтверждения факта окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях (при необходимости).

При представлении копий документов заявителю необходимо при себе иметь их оригиналы либо нотариально заверенные копии.

В силу п.2.9.3 указанного административного регламента в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и всех членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения за пять лет, предшествующих дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет;

решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения), занимаемого заявителем, непригодным для проживания (при наличии);

справка из органов опеки и попечительства о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при необходимости).

В силу п.1, 2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренныечастью 4 статьи 52настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что Леоновой О.В. в МУ «БГАЖЦ» через МФЦ был представлен не полный пакет документов: а именно копия паспорта представлена не в полном объеме (представлены копии страниц 2,3, копии страниц паспорта «место жительства, семейное положение, дети, сведения о ранее выданных паспортах»); не представлена копия паспорта Ким Г.В., что не позволяет в полной мере провести проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Леоновой О.В., а также определить состав ее семьи.

Из доводов представителя административного истца следует, что оснований для предоставления копии паспорта Ким Г.В. не имелось, поскольку Леоновой О.В. представлено свидетельство I-ОТ № *** от 25 декабря 2017 г. о расторжении брака с Ким Г.В.

Между тем, с таким утверждением согласиться нельзя, поскольку в заявлении о принятии Леоновой О.В. на регистрационный учет (подписано представителем Пасеминым В.В.) в составе ее семьи указан Ким Г.В.

Заявление представителя административного истца о том, что Ким Г.В. указан ошибочно в заявлении, суд находит несостоятельным, поскольку при указанных сведениях в заявлении о принятии Леоновой О.В. на регистрационный учет, администрация г. Благовещенска правомерно учла в качестве члена семьи Леоновой О.В. Ким Г.В., и указала, что представленные документы не позволяют в полной мере провести проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Леоновой О.В., а также определить состав ее семьи.

Из материалов дела также следует, что Леоновой О.В. в МУ «БГАЖЦ» через МФЦ также не были представлены: адресные справки в отношении Леоновой О.В. и членов ее семьи; справка о наличии либо отсутствии в собственности Леоновой О.В. жилых помещений на территории Белогорского района Амурской области по данным БТИ (с учётом того, что Леонова О.В. проживала в указанном районе); документ, подтверждающий возникновения права пользования семьи Леоновой О.В. жилым помещением по адресу: *** (Леонова О.В. в заявлении указала данное жилое помещение как место своего жительства) либо иным жилым помещением (в свидетельстве о регистрации по месту пребывания указан адрес: ***); решение суда о лишении родителей родительских прав представлено в плохо читаемой копии, отметка о вступлении решения суда в законную силу отсутствует.

Довод представителя административного истца о том, что договор аренды в отношении жилого помещения по адресу: *** к заявлению прикладывался, опровергается распиской № 2/3/91916 в получении документов, в перечне которой указанный договор не значится.

При этом, Леоновой О.В. представлена справка МАОУ Чигиринская СОШ №342 от 26.11.2018 г., согласно которой ее сын Ким М. обучается в МАОУ Чигиринской СОШ, место нахождение указанной школы: Благовещенский район, с Чигири.

Кроме этого, МАОУ Чигиринская СОШ на запрос администрации г. Благовещенска представлена справка о месте жительства Ким М.Г., выданная председателем МКД ***, которая была представлена Леоновой О.В. В этой справке указано, что Леонова О.В. проживает по адресу: ***, совместно с ней проживает Ким М.Г.

При таких обстоятельствах, с учетом обучения ребенка в Благовещенском районе, административный ответчик правомерно указала на необходимость предоставления документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым Леоновой О.В., членами её семьи в г. Благовещенске.

Заявление представителя административного истца о том, что отсветить копию решения Белогорского районного суда от 15 мая 2001 г. о лишении родителей Леоновой О.В. родительских прав в более четком качестве не представилось возможным, суд также находит несостоятельным. Указанное обстоятельство не препятствовало Леоновой О.В. представить имеющуюся у нее копию, а также обратиться в Белогорский городской суд с заявлением о выдачи копии решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу (после представить ее в администрацию г. Благовещенска).

Доводы представителя административного истца о том, что указанные нарушения являются формальными, суд находит необоснованными, поскольку п.2.9.2 Административного регламента, утв. постановлением администрации г. Благовещенска от 10 июля 2014 г. № 2825, возлагает на заявителя обязанность по предоставлению указанных документов. В рамках межведомственного информационного взаимодействия эти документы не запрашиваются. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент является нормативно правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями для принятия решения об отказе Леоновой О.В. в принятии на регистрационный учет, как не представившей, предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Между тем, суд находит необоснованным указание административного ответчика на то, что постановлением Кустанаевской сельской администрации Белогорского района Амурской области от 14 мая 2001 г. №13 за Леоновой О.В., ее сестрами и братьями была закреплена жилая площадь в с. *** по ул. *** на весь период их отсутствия.

Как следует из справки главы Кустанаевской сельской администрации Белогорского района № 237 от 30 октября 2018 г., ответа Кустанаевской сельской администрации Белогорского района №01 от 10 апреля 2019 г. Леонова О.В. на закреплённой постановлением Кустанаевской сельской администрации Белогорского района № 13 от 14 мая 2001 г. жилой площади, в доме, расположенном по адресу: *** никогда не проживала и не проживает, так как на момент помещения ребенка в государственное учреждение, семья проживала в аварийном жилье. В жилом, отдельно стоящем, деревянном доме, площадью 27,9 кв.м., в том числе жилой 20,2 кв.м. приобрели право на проживание родители и 8 детей, т.е. по 2,2 кв.м. на одного человека.

Из протокола № 25 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от 26.12.2018 г. также следует, что Леоновой О.В. утрачен статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 г. В возрасте до 23 лет Леонова О.В. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию г. Благовещенска, не обращалась, никакой связи с г. Благовещенском в возрасте до 23 лет из представленных заявителем документов не прослеживается. Обеспечивалась ли Леонова О.В. жилым помещением по категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории других субъектов Российской Федерации, заявителем сведения не предоставлены.

Оснований не согласиться с указанным выводом администрации г. Благовещенска, у суда не имеется.

Из анализа Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно лишь при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ, в том числе на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только при условии, что они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

Таким образом, реализация права на обеспечение жилым помещением обусловлена волеизъявлением лица, которому законом предоставлены социальные гарантии.

Вместе с тем, поскольку отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из доводов представителя административного истца следует, что Леонова О.В. не знала о том, что имеет право на жилое помещение по договору специализированного найма по категории из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ей о таком праве никто не разъяснял, узнала об этом недавно, от двоюродной сестры, которой было предоставлено жилое помещение. Орган опеки и попечительства, образования не выполнили возложенные на них обязанность по постановке Леоновой О.В. на регистрационный учет, о разъяснении ей такого права, за ней было закреплено жилое помещение, проживать в котором невозможно. Ранее с заявлением о постановке на регистрационный учет Леонова О.В. не могла обратиться, поскольку занималась малолетними детьми, которых невозможно оставить без присмотра.

Между тем, каких-либо объективных препятствий, не позволивших Леоновой О.В. обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства своевременно и в установленном порядке, из материалов дела не усматривается.

Судом учитывается, что в случае ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства, образования по защите прав административного истца в период ее несовершеннолетия, законом предусмотрена в таком случае возможность защиты прав таких лиц самостоятельно в течение пяти лет после достижения совершеннолетия.

В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

У Леоновой О.В. после окончания профессионального училища № 2 г. Райчихинска имелась возможность обратиться в орган местного самоуправления для получения необходимых разъяснений по вопросу о постановке на жилищный учет. Более того, при отсутствии какого-либо жилого помещения (и закреплённого за ней жилого помещения, в котором невозможно проживать), она могла обратиться в орган местного самоуправления с заявление о принятии её на учет в общем порядке (в том случае, если ей не было известно о своем праве на жилое помещение из числа категорий лиц, оставшихся без помещения родителей).

Однако, как следует из пояснений представителя административного истца, Леонова О.В. с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращалась, впервые обратилась только 19.12.2018 г.

Из материалов дела следует, что Леонова О.В. являлась воспитанницей детского дома-школы № 1 п. Широкий с 29.08.2001 г. по 31.08.2006 г., по окончании 8 классов поступила в профессиональное училище № 2 г. Райчихинска, которое окончено 25.06.2008 г.

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что в 2008 г. Леонова О.В. проживала в г. Благовещенске, в 2009 г. она вышла замуж за Ким Г.В и переехала жить в г. Якутск, где постоянно проживала до 2015 г. В 2015 г. Леонова О.В. переехала в Краснодарский край, с. Белая Глина, где прожила с семьей 1 год, в 2016 г. приехала в г. Благовещенск, официально не трудоустроена.

Из свидетельства III-СН № *** от 24 марта 2015 г. о рождении Ким М.Г., *** года рождения (сына Леоновой О.В.), следует, что местом его рождения является ***

Из свидетельства IV-АГ №*** от 04 августа 2015 г. о рождении Ким Р.Г. *** года рождения (сына Леоновой О.В.) следует, что местом его рождения является ***.

Из свидетельства I-ОТ №*** от 09 января 2018 г. о рождении Ким З.Г. *** года рождения (сына Леоновой О.В.) следует, что местом его рождения является ***.

Таким образом, на протяжении указанного времени Леонова О.В. неоднократно меняла место своего жительства, переезжая в другой субъект Российской Федерации, в том числе при наличии у нее малолетних детей. В связи с чем, суд приходит к выводу, что наличие у нее детей, не препятствовало ей обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства для решения жилищного вопроса.

В связи с этим, приведенные Леоновой О.В. (ее представителем) причины, в том числе наличие малолетних детей, которые невозможно оставить без присмотра, учитывая длительность периода, истекшего со дня исполнения ей 23 лет (2013 г.), около 5 лет, не могут являться уважительными причинами, препятствующей своевременному обращению в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.

С учётом изложенных обстоятельств, заявленные требования административного искового заявления Леоновой О.В. к администрации г. Благовещенска о признании незаконным постановления № 43 от 14 января 2019 г. об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на регистрационный учет, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления Леоновой О. В. к администрации города Благовещенска о признании незаконным постановления № 43 от 14 января 2019 г. об отказе в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам найма специализированного жилого помещения, по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности поставить на указанный регистрационный учет, - отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 30 апреля 2019 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких

2а-3449/2019 ~ М-2166/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Леонова Ольга Викторовна
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
Другие
Министерство финансов Амурской области
Пасемин Виктор Викторович
Министерство социальной защиты Амурской области
Правительство Амурской области
Администрация Белогорского района
МКУ "Благовещенский городской архивный и жилищный центр"
Администрация Кустанаевского сельсовета Белогорского района
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Диких Е.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
14.03.2019Регистрация административного искового заявления
15.03.2019Передача материалов судье
15.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее