Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1119/2016 (2-9354/2015;) ~ М-8701/2015 от 24.12.2015

            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Глазуновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вагапова ФИО11 к мэрии г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5, восстановлении в списках в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года,

установил:

Истец обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным распоряжение и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти -р/5 от 18.11.2015г. «О снятии гражданина, нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, Вагапова Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 3 человека (супруга - Вагапова Ж.Ю., ДД.ММ.ГГГГ сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.) проживающего по адресу: <адрес>. Восстановить в очереди Вагапова Р.Ш., ДД.ММ.ГГГГ., с составом семьи 3 человека, присвоив прежний порядковый номер в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

В судебном заседании истец, представитель истца Гудов Д.Н., действующий по доверенности, иск поддержали. Суду пояснили, что на основании распоряжения ДД.ММ.ГГГГ -р/4 Вагапов Р.Ш. с составом семьи 3 человека был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ супруга истца является собственником жилого здания, общей площадью 31.2 кв.м., по адресу: <адрес> участок . Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 истец с составом семьи 3 человека снят с учета нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В обосновании своего решения мэрия ссылается на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи, в том числе за счет садового домика. С таким решением не согласны, поскольку садовый домик в силу ст. 15 ЖК РФ не относится к недвижимому имуществу пригодному для постоянного проживания, так как данное жилое строение предназначено для использования в теплое время года в качестве садового домика. Просят удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Двоеглазов С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что истец с составом семьи три человека обоснованно был снят с учета нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, так как его супруге было подарено имущество в виде жилого дома на садовом участке. В соответствии с действующим законодательством, жилой дом относится к жилым помещениям. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ оценка жилищных условий производится из суммарной оценке принадлежащих гражданам на праве собственности жилых помещений. При принятии оспариваемого распоряжения мэрия не располагала доказательствами того, что дом на садовом участке не является жилым помещением. При принятии оспариваемого решения мэрия г.о. Тольятти располагала сведениями Росреестра, дополнительных документов от истца не требовали. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Конституцией РФ гарантировано право на жилище, на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (ст. 40).

Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу п.4 и п.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с Постановлением Мэра города Тольятти Самарской области от 05.10.2005 N 141-1/п (ред. от 14.04.2015) "Об установлении учетной нормы, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и размера стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории городского округа Тольятти" установить на территории городского округа Тольятти учетную норму площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере менее 12,0 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 25.08.2015) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.7 Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно подп. «а» п. 22 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

С целью реализации на территории городского округа Тольятти подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, в соответствии с Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2013 N 2546-п/1 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации, оценки эффективности муниципальных программ городского округа Тольятти", Уставом городского округа Тольятти, мэрией г.о. Тольятти принято постановление от 11.10.2013 N 3155-п/1 "Об утверждении муниципальной программы городского округа Тольятти "Молодой семье - доступное жилье" на 2015 - 2020 годы".

Программой предусмотрено, что на данный момент молодая семья имеет возможность улучшить свои жилищные условия несколькими путями:

- посредством долевого участия в строительстве нового жилья;

- приобретая готовое жилье;

- посредством строительства индивидуального жилого дома.

Основными принципами выполнения Программы являются:

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы;

- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств местного бюджета, в том числе поступающих в местный бюджет средств федерального и областного бюджетов, при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Вагапов Р.Ш. зарегистрировал брак с Вагаповой (ФИО12 Ж.В., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО10 родился сын ФИО2

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/4 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы, признан участником подпрограммы - Вагапов Р.Ш. с составом семьи три человека, проживающий по адресу: <адрес> со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 «О снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, на основании пункта 2 части 1 ст.56 ЖК РФ снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Вагапов Р.Ш. с составом семьи 3 человека (супруга Вагапова Ж.Ю., сын ФИО2) в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма: Вагапов Р.Ш. зарегистрирован по месту жительства в муниципальной двухкомнатной квартире, общей площадью 51,7 кв.м. по адресу: <адрес> (наниматель – отец Вагапова Р.Ш. – ФИО8), всего зарегистрировано 4 человека, супруга Вагапова Р.Ш. – Вагапова Ж.Ю. согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого здания, общей площадью 31.2 кв.м., по адресу: <адрес> участок . Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 14,7 кв.м. Исключить из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в подпункте «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 22 Правил) Вагапова Р.Ш. с составом семьи три человека.

Представитель ответчика считает, что Вагапов Р.Ш. с составом семьи три человека обоснованно снят с учета нуждающихся в жилом помещении и исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку на каждого члена его семьи приходится по 14,7 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает установленную учетную норму 12,0 кв.м.

Судом данные доводы отклоняются. В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Из представленных суду документов следует, что Вагапова Ж.Ю. является собственником земельного участка с расположенным на нем зданием – жилое здание, 2 –этажный, общая площадь 31,2 кв.м., инв. № нет, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> участок , что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Из членской книжки Вагаповой Ж.Ю. видно, что она является членом СНТ «Газовик» с ДД.ММ.ГГГГ, с августа 2015 года оплачивает членские взносы, а также разовые взносы за воду, свет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 7-П, абзац второй статьи 1 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: а) располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта; б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае будет установление пригодности для постоянного проживания жилого дома, а не сам факт наличия в собственности жилого дома.

Из технического паспорта, подготовленного Жигулевским филиалом ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации», следует, что по адресу: <адрес> участок расположено жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, 1989 года постройки, имеет общую площадь 31,2 кв.м., двухэтажное, кирпичное здание. Техническое состояние неудовлетворительное.

Из экспертного заключения Ж, подготовленного ООО «Экспертным центром Кузнецова» следует, что на основании выполненной экспертизы жилого строения лит.А,а,а2 по адресу: <адрес> установлено, что жилое строение расположено на садовом земельном участке, двухэтажное, отдельно стоящее, общая площадь помещений 14,1 кв.м., площадь жилого помещения 31,2 кв.м. Объемно-планировочное решение жилых и вспомогательных помещений строения предусматривает использование строения для сезонного размещения в теплое время года. В строении отсутствуют помещения кухни, санузла. Ограждающие конструкции строения не обеспечивают необходимую теплоизоляцию в холодное время года, воздухоизоляцию от проникновения наружного воздуха, пароизоляцию, шумоизоляцию. В строении отсутствуют основные необходимые инженерные системы (водоснабжение, водоотведение, отопление), обеспечивающие выполнение санитарно - эпидемиологических требований по охране здоровья людей. Электроснабжение и поливное водоснабжение функционируют только в теплое время года. Техническое состояние грунтов оснований и фундаментов, несущих и ограждающих конструкций жилого строения работоспособное. Обследуемое строение имеет существенный физический износ, по данным технической инвентаризации величина физического износа составляет 42 % для части строения лит.А, 50 % для частей строения лит.а,а2. Жилое строение не пригодно для постоянного круглогодичного проживания и эксплуатации, т.к. не соответствует основным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Жилое строение предназначено для использования в теплое время года в качестве садового дома.

Согласно справке председателя СНТ «Газовик» с октября по май в СНТ «Газовик» отключается электричество, прекращается водоснабжение, в зимний период очистка подъездных путей не осуществляется. Жилое строение, расположенное на земельном участке, принадлежащего Вагаповой Ж.Ю. предназначено и используется исключительно для сезонного проживания в нем на время выращивания плодовых, ягодных, овощных или иных сельскохозяйственных культур в период с мая по октябрь. К дому подведена вода, которая используется для полива и только в указанный период, питьевое водоснабжение отсутствует полностью.

При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика о том, что данный объект недвижимости соответствует требованиям ст.15,16 ЖК РФ неверны. В установленном законом порядке указанный объект недвижимости жилым помещением пригодным для проживания не признавался, поэтому жилое здание общей площадью 31.2 кв.м., по адресу: <адрес> участок не могло быть учтено при определении размера площади жилого помещения, приходящейся на Вагапова Р.Ш., Вагапову Ж.Ю., ФИО2 несмотря на то, что зарегистрирован как жилое. В связи с этим суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным распоряжение Мэра г. Тольятти -р/5 от 18.11.2015г. поскольку данным распоряжением нарушены права истца, связанные с участием в федеральной программе по улучшению жилищных условий. Суд также считает необходимым обязать мэрию г.о. Тольятти восстановить Вагапова Р.Ш. с составом семьи три человека на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года с составом семьи три человека.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56,98,194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии гражданина, нуждающегося в жилом помещении и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, Вагапова Равиля Шамильевича, 1984 г.р., с составом семьи 3 человека (супруга - Вагапова ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) проживающего по адресу: <адрес>.

Обязать мэрию г.о. Тольятти восстановить Вагапова ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 3 человека (супруга - Вагапова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в списке нуждающихся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с прежним порядковым номером.

Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Ж.В.Соболева

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна Судья:

2-1119/2016 (2-9354/2015;) ~ М-8701/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вагапов Равиль Шамильевич
Вагапов Р.Ш.
Ответчики
мэрия г.о.Тольятти
Другие
Вагапова Ж.Ю.
Гудов Д.Н. (представитель истца)
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
24.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2015Передача материалов судье
25.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2016Подготовка дела (собеседование)
27.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2016Судебное заседание
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.11.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.11.2016Судебное заседание
29.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.11.2017Дело оформлено
02.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее