Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-344/2020 ~ М-314/2020 от 12.03.2020

№2-344/2020

Уникальный идентификатор дела (материала)

26RS0009-01-2020-000445-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благодарный                                 26 октября 2020 года

Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре Марковской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Кутлыевой ФИО15, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, и взыскании незаконно полученных сумм пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты и исключении из информационного ресурса информации о признании инвалидом,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) обратилось в суд с исковым заявлением к Кутлыевой ФИО16, ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России в котором просит:

- признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю», согласно которым Кутлыевой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке а. <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, установлена вторая группа инвалидности бессрочно;

- взыскать с Кутлыевой ФИО17 в пользу Управления ПФР незаконно полученные: пенсию по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в сумме <данные изъяты> рублей, всего 644606 рублей 72 копейки.

- обязать Федеральное Казённое учреждение «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю Минтруда России» исключить из информационного ресурса информацию о признании Кутлыевой Курбан-Тотой Абдурахмановны инвалидом.

Представитель истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное) в судебное заседание не явился, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Кутлыева К.-Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении слушания по делу, доказательств уважительности причин своей неявки суду не представила.

Как указано в абзаце 2 пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 67 - 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Следовательно, отказываясь от получения поступающей в его адрес корреспонденции, ответчик несет самостоятельно все неблагоприятные последствия, связанные с этим, поскольку доказательств того, что имелись какие-либо объективные причины для этого, им не представлено.

Кроме того, в судах общей юрисдикции имеются общедоступные автоматизированные информационные системы, обеспечивающие возможности доступа к правосудию.

Согласно пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на официальных сайтах судов в сети Интернет размещены актуальные сведения о делах, находящихся на рассмотрении в соответствующих судах, о движении дел, о судебных заседаниях, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел.

Учитывая, что движение дела отражалось на сайте суда в установленном законом порядке, ответчик, уведомленный о направлении в суд иска, также не был лишен возможности отслеживать движение дела либо посредством собственных телекоммуникационных устройств с подключением к сети "Интернет", либо в местах доступных для пользователей информацией.

Оценивая указанные обстоятельства, учитывая, что Кутлыевой К.-Т.А. извещение о назначенном судебном заседании было направлено по адресу регистрации, и в силу ст. 165.1 ГК РФ на получателе письма лежит обязанность по получении корреспонденции по адресу регистрации, ответчик, несмотря на почтовые извещения, в судебное заседание не явился, тем самым, распорядился своими процессуальными правами, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Представитель ответчика - ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Дополнительно указал, что в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Курбановой К-Т.А. за 2010 год. Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро – филиала Учреждения. Однако в Учреждении сохранился журнал протоколов заседаний бюро МСЭ филиала Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ , согласно записи в котором: Курбанова К.-Т.А, 1961 года рождения; <адрес>, пер., была освидетельствована ДД.ММ.ГГГГ, протокол , акт освидетельствования ; группа инвалидности до освидетельствования – 0; группа инвалидности после освидетельствования – 2; причина инвалидности – общее заболевание; срок инвалидности – 02.11. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Кутлыевой К.-Т.А. была выдана справка МСЭ 2009 .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в должности руководителя бюро – филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта. Согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с той же даты была уволена по п. 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание). ДД.ММ.ГГГГ согласно табелю учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за февраль 2010 г. бюро МСЭ – филиала Учреждения, а также протоколу заседаний бюро МСЭ – филиала Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию входили: ФИО3 – врач-специалист по МСЭ (терапевт); ФИО4 – врач-специалист по МСЭ (хирург); ФИО5 – специалист по реабилитации; ФИО6 – врач-специалист по МСЭ (невролог), ФИО7 – психолог, ФИО8 – специалист по социальной работе. Удалить из Реестра архивной информации сведения о признании Кутлыевой К.-Т.А. инвалидом, Учреждение сможет только после признания судом справки МСЭ 2009 от ДД.ММ.ГГГГ недействительной.

Указав, что ФИО1 признавалась виновной по ч. 1 ст. 286 УК РФ по аналогичным делам (приговор Ленинского районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ), а у Главного бюро Учреждения отсутствовали и отсутствуют основания к проверке всех (100%) актов и протоколов освидетельствования в бюро – филиалах Учреждения, просил требования ГУ - УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонного) к Кутлыевой К.-Т.А. рассмотреть на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ СК «Благодарненская районная больница», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро (подпункт "б" пункта 6 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка состав бюро медико-социальной экспертизы включает не менее трех специалистов и формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации (при необходимости - специалистов по социальной работе), которые несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии; персональная ответственность специалистов бюро закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила ), которыми определяются в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Согласно п. 6 Данных Правил наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В силу п. 7 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования; при этом установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, о чем должно быть указано в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией.

В судебном заседании установлено, что Бюро № 1 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» выдана справка, выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2009 № 2903759 от 01.02.2010 года об установлении в отношении Кутлыевой К.-Т.А. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Управлением ПФР на основании заявления Кутлыевой К.-Т.А. и представленной ею справки об установлении 2 группы инвалидности была назначена пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выплата пенсии по инвалидности Кутлыевой К.-Т.А. осуществлялась Управлением по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с указанной даты ей была назначена пенсия по старости в связи с достижением возраста.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.

Исходя из указанных Правил медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15)

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (пункт 16).

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь по форме /у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Результатом предоставления государственной услуги при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение (пункт 11 Административного регламента).

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность обстоятельств, а именно, длительное лечение гражданина в медицинских организациях, проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий, период временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу.

Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ -н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п. 27 указанного Порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операции и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза, либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессионально     реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Аналогичные положения содержались в п. 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшего до принятия приказа н от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которые применялись до ДД.ММ.ГГГГ к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: степень - незначительные нарушения, степень - умеренные нарушения, степень - выраженные нарушения, степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7).

Критерием для установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к передвижению второй степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к ориентации второй степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности к общению второй степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств); способности контролировать свое поведение второй степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);способности к обучению третьей, второй степеней (неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий); способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. А для установления группы инвалидности бессрочно необходимо к тому же выявление в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25 Правил ), что означает непосредственное участие гражданина в самой процедуре проведения медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (пункт 26 Правил ).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункт 28 Правил ).

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в учреждении МСЭ отражает факт признания гражданина инвалидом, т.е. это является решением учреждения МСЭ, и содержит подробную информацию, связанную с установлением ему инвалидности – об установленной группе инвалидности, причине и сроке ее установления. Протокол подписывается в ходе проведения медико-социальной экспертизы всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации (пункт 36 Правил ).

Изложенное выше означает, что на руки гражданину в подтверждение факта установления ему инвалидности выдается документ в виде справки МСЭ, которая содержит решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, отраженное ими в протоколе, на основании данных которого также оформляется акт медико-социальной экспертизы и выписка из него, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № КАС04-569, согласно которому справка ВТЭК не является медицинским документом, а является документом строгой отчетности, составленным на основании приведенных выше именно медицинских документов (первичные документы медицинского учреждения, направляющего лицо на медико-социальную экспертизу; протокол заседания и акт освидетельствования лица, заключение консультанта и др.). Цель выдачи справки инвалиду заключается в подтверждении факта установления инвалидности для реализации инвалидами своих прав и гарантий в области экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентируемой нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно копии выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2009 , выданной Бюро – филиалом ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Кутлыевой К.Т.-А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: а. Эдельбай, <адрес>, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Справка подписана руководителем Федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы ФИО1

Из копии книги учета выданных бланков справки МСЭ Филиала бюро МСЭ ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» за 2010 год следует, что под номером 327 имеется отметка о выдаче Кутлыевой К.-Т.А. ДД.ММ.ГГГГ справки МСЭ за , № акта освидетельствования – «353».

Согласно копии книги протоколов заседаний бюро МСЭ, в протокол от ДД.ММ.ГГГГ под номером 14 указано, что Кутлыевой К.-Т.А., 1961 года рождения, проживающей: <адрес>, впервые установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, срок инвалидности до февраля 2011 года с диагнозом: «ИБС, стенокардия напряжения, кардиосклероз, гипертоническая болезнь 2 ст. 3 ст. риска с частыми кризами».

ДД.ММ.ГГГГ Кутлыева К.Т.-А. лично обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (в настоящее время ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому городскому округу <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид II группы в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ Кутлыева К.Т.-А. также обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей пенсии по инвалидности (л.д. 10-11).

На основании представленных документов, Кутлыевой К.Т.-А. была назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду II группы с ДД.ММ.ГГГГ, а также трудовая пенсия по инвалидности по категории инвалид 2 группы ограничения трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14,16).

Вместе с тем, согласно представленным в материалах дела ответам ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, сведений об освидетельствовании Кутлыевой К.-Т.А. в Бюро – филиале Учреждения либо ином бюро МСЭ Ставропольского края нет. В архиве Учреждения «дело освидетельствования в Бюро СМЭ» Кутлыевой К.-Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует по неизвестным причинам. Сведения о Кутлыевой К.-Т.А. в «Алфавитной книге», «Книге регистрации направлений на МСЭ формы /у» за 2009-2010 годы отсутствуют. Сведений о выдаче Кутлыевой К.-Т.А. индивидуальной программы реабилитации в архиве Учреждения нет. Согласно имеющейся в архиве Учреждения «Книге протоколов заседаний бюро МСЭ-филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю за 2010 год, в протоколе заседаний бюро МСЭ-филиала ФГУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» от ДД.ММ.ГГГГ , под номером 14 имеется следующая запись: «Фамилия, имя, отчество, адрес – Кутлыева К.Т.-А., <адрес>, год рождения – 1961; перв.; акт медицинского освидетельствования ; группа инвалидности до освидетельствования – 0; группа инвалидности после освидетельствования – 2; Причина инвалидности – общ. забол.; срок инвалидности – 02.11».

При этом согласно копии паспорта ответчика Кутлыевой К.-Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Согласно сообщению ГБУЗ СК «Благодарненская РБ» от ДД.ММ.ГГГГ, врачебной комиссией в 2009-2010 годах Кутлыева К.Т.-А. для прохождения медико-социальной экспертизы в филиал Бюро МСЭ ФГУ «РГ МСЭ» г. Ставрополь не направлялась.

Полученные сведения свидетельствуют о том, что Кутлыева К.Т.-А. не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и как следствие знала об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.

Данное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР ежемесячных денежных выплат по инвалидности Кутлыевой К.Т.-А. в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с переводом на страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии по инвалидности также была прекращена.

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II и III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжением инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п. 2 ст. 25 ФЗ №400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 1 ст. 28 ФЗ №400-ФЗ).

Частью 2 ст.28 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Данный вывод находит подтверждение в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя выплат), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя выплат; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя выплат характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

В случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований имеет место неосновательное обогащение, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п.п.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018г. -П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО10», гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абз.1 п.4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, при том, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абз.8 п.4 Постановления).

Таким образом, для взыскания с лица, причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии, факта недобросовестности (противоправности) в действиях гражданина, которому назначены пенсионные выплаты по инвалидности.

Юридически значимым в этой связи является установление того, имела ли место со стороны лица недобросовестность (противоправность) при проведении в отношении него медико-социальной экспертизы и получении им справки об установлении инвалидности и, как следствие, получение им пенсионных выплат в связи с инвалидностью.

По ходатайству стороны истца, в рамках рассматриваемого дела была назначена и проведена комиссионная судебно-медицинская экспертиза в отношении Кутлыевой К.-Т.А., по результатам которой, на основании представленной информации, комиссия пришла к выводу, что диагноз, установленный комиссией БМСЭ при присвоении группы инвалидности Кутлыевой К.-Т.А. не подтвержден медицинской документацией, вторая группа инвалидности Кутлыевой К.-Т.А. присвоена необоснованно. При этом члены комиссии утверждают, что излечение от заболевания «ИБС. Стенокардия напряжения ФКЗ, кардиосклероз атеросклеротический Н2А-Б IIIФК. Гипертоническая болезнь 2 ст. 3 ст. риска 4 с частыми кризами», установленного комиссией бюро МСЭ, невозможно. Применение лекарственных препаратов направлено лишь на поддержание стадии ремиссии. Таким образом, Кутлыева К.-Т.А. не могла с течением времени излечиться от заболевания сердечно-сосудистой системы, могло наступить лишь ухудшение состояния, либо пребывание в состоянии ремиссии. Кутлыева К.-Т.А. не страдала и не страдает в настоящее время заболеваниями, которые относятся к перечню заболеваний, нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма, указанных в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Кутлыева К.-Т.А. могла и может осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью без ограничений. В мерах социальной защиты, включая реабилитацию, абилитацию указанных в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не нуждалась и не нуждается.

При этом суд принимает во внимание, что в учреждениях здравоохранения по месту постоянного жительства ответчика амбулаторная карта на имя Кутлыевой К.-Т.А. отсутствует, судом ответчику разъяснялось о необходимости предоставления медицинской документации в суд и комиссии экспертов, а также о последствиях не предоставления указанной информации. Кутлыева К.Т.-А. надлежащее извещалась судом о месте и времени проведения экспертизы, однако своим процессуальным правом представить доказательства в опровержение доводов истца не воспользовалась.

Из представленных стороной истца в суд доказательств следует, что Кутлыевой К.-Т.А. для получения пенсии по инвалидности и ЕДВ в УПФР была представлена справка серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении ей впервые второй группы инвалидности (бессрочно) вследствие общего заболевания, содержащая, как установлено в судебном заседании, недостоверную информацию, и при отсутствии дела освидетельствования, а также при отсутствии каких-либо доказательств о фактическом наличии у Кутлыевой К.Т.-А., как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент рассмотрения дела в суде, совокупности обстоятельств, определенных законом для установления ей какой-либо группы инвалидности, что, в совокупности с заключением экспертов, по мнению суда, свидетельствует о признаках недобросовестности в действиях Кутлыевой К.Т.-А. и согласно ч.2 ст.25 ФЗ №400-ФЗ является основанием для прекращения выплаты истцу пенсии и ЕДВ, факт получения которых подтвержден в суде представленным истцом расчетом излишне выплаченных сумм: пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, всего – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Каких-либо допустимых доказательств длительного лечения ответчика в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; периодов временной нетрудоспособности; направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо выдачи справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие у Кутлыевой К.Т.-А. заболевания, являющегося основанием для установления ей второй группы инвалидности без срока переосвидетельствования, ответчиком суду не представлено, что свидетельствует о незаконном получении Кутлыевой К.Т.-А. справки МСЭ. Медико-экспертные документы на Кутлыеву К.Т.-А. в бюро МСЭ отсутствуют. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

Какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение положений ст. ст.59, 60 ГПК РФ данные выводы не опровергаются.

Недобросовестность поведения Кутлыевой К.Т.-А. в данном случае выразилась в намеренной подаче заявления о назначении и последующем получении пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты при ее осведомленности о не прохождении медико-социальной экспертизы по направлению соответствующего учреждения, отсутствия медицинских документов, подтверждающих имеющиеся заболевания или иных оснований для признания ее инвалидом.

В связи с этим суд приходит к выводу о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2009 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю».

Принимая во внимание, что безосновательное получение ответчиком справки МСЭ об установлении инвалидности 2 группы бессрочно, а также недобросовестность в его действиях, суд приходит к выводу о взыскании с Кутлыевой К.Т.-А. незаконно полученных выплат в указанном выше размере.

Согласно п. 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РФ от 11 октября 2012 года № 310н, медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС). Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) несут персональную ответственность за соблюдение порядка и условий признания лица инвалидом, соблюдение принципов профессиональной этики и деонтологии, формирование сведений, подлежащих включению в ЕАВИИАС, и за последующее их включение в федеральный реестр инвалидов. Персональная ответственность специалистов бюро (экспертных составов главного бюро, экспертных составов Федерального бюро) закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

С учётом изложенного суд полагает необходимым обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации исключить из информационного ресурса информацию о признании Кутлыевой К.Т.-А. инвалидом, в связи с чем требование иска в данной части также подлежит удовлетворению..

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Частью 2 статьи 85 ГПК РФ установлено, что в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.

Как следует из счета от ДД.ММ.ГГГГ стоимость проведенной ГБУЗ СК «Краевое «Бюро СМЭ» «комиссионной судебно-медицинской экспертизы» по настоящему делу составила <данные изъяты> руб.

Таким образом с ответчика Кутлыевой К.Т.-А. подлежат взысканию судебные расходы по проведению комиссионной судебно-медицинской экспертизы в размере <данные изъяты> руб. 21 коп.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Статьёй 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.

С учётом объёма удовлетворённых исковых требований суд полагает необходимым взыскать с ответчика Кутлыевой К.Т.-А. в доход бюджета Благодарненского городского округа Ставропольского края – государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░-2009 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░-2009 ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░18, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░19, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░, ░░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░ 72 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░20, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 2633001319, ░░░ 263401001, ░░░░ 1022601947092 (░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ 22.10.2002), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: 355035, ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, 70, ░░░░░░░░░ ░░░░ №40601810600023000001, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ (░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░/░ 045.70.009.8), ░░░ 040702001) 10 120 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░ 21 ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░21, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░ 2020 ░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░

2-344/2020 ~ М-314/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ УПФ РФ по Благодарненскому городскому округу Ставропольского края (межрайонное)
Ответчики
Кутлыева Курбан-Тотой Абдурахмановна
ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России
Другие
Горлова Амина Джаббаровна
Московая О.П.
Суд
Благодарненский районный суд Ставропольского края
Судья
Алиева Айша Магомедиминовна
Дело на сайте суда
blagodarnensky--stv.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2020Предварительное судебное заседание
14.04.2020Предварительное судебное заседание
03.06.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Предварительное судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
13.10.2020Производство по делу возобновлено
26.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.04.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
11.02.2022Дело оформлено
25.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее